Экономическая ситуация в Армении на фоне пандемии и последствий войны

В Армении подводят предварительные итоги первой половины года. Напомним, что, помимо пандемии COVID-19, серьезное влияние на экономическую ситуацию в Армении оказала война в Нагорном Карабахе. По итогам прошлого года падение ВВП составило 7,5%; в течение года правительство вынуждено было дважды пересмотреть бюджет в сторону увеличения расходной части. В итоге расходы превысили заложенные изначально примерно на 266 млрд драмов (по нынешнему курсу 1 долл. = 500 драм), т. е. на сумму свыше 500 млн долларов.

Естественно, что спад ВВП, увеличение дефицита государственного бюджета, а также девальвация национальной валюты по отношению к американскому доллару привели к повышению уровня правительственного долга к ВВП. Он достиг 73,6% ВВП на начало мая с. г. Почти 77% государственного долга номинировано в иностранной валюте, что создает определённые риски в плане управления им, поскольку долговые обязательства в иностранной валюте повышают волатильность стоимости обслуживания долга.

В условиях высокого уровня дефицита государственного бюджета и долга правительство ищет пути для снижения финансовой напряженности. В этом контексте принято решение об установлении госпошлины в размере 15% от международной цены за выдачу лицензий, разрешений и сертификатов на вывоз сырьевых товаров, в частности ферромолибдена, концентрата меди и молибдена в третьи страны, при условии сохранения высоких международных цен на последние. Предполагается, что таким образом годовые поступления в бюджет составят около 72 млрд драмов (145 млн. долл.).

Согласно сообщению министерства экономики, данные изменения осуществляются с целью направить высокую прибыль, полученную от эксплуатации недр страны, на развитие стратегических активов перерабатывающей промышленности и горнодобывающего сектора, углубление производственных цепочек, стимулирование более эффективной эксплуатации рудников и повышение производительности действующих месторождений с внедрением новых технологий и т. д.

Указанные меры напрямую затрагивают интересы прямых и тем более скрытых владельцев месторождений твердых полезных ископаемых с подтвержденными запасами. Их истинные собственники скрываются под различными вывесками в офшорных зонах. По большому счету это одно из немногих решений правительств Армении за последние более чем 20 лет, напрямую затрагивающих интересы крупного бизнеса.

По мнению местных экспертов, давно ратовавших за введение экспортных пошлин на вывоз сырьевой продукции, решение по пошлинам продиктовано не только фискальными целями, но и необходимостью стимулировать переработку добываемых в Армении металлических полезных ископаемых по закрытому и конечному циклу, что даст возможность получения продукции с высокой добавленной стоимостью.

Естественно, что теневые владельцы Зангезурского медно-молибденового комбината (ЗММК), через оппозиционную прессу утверждают, что Комитет государственных доходов (КГД) Армении без каких-либо оснований препятствует экспорту компанией ЗАО ЗММК (входит в число наиболее крупных налогоплательщиков страны) медного концентрата и ферромолибдена. Об этом говорится в отчете ЗММК, опубликованном на официальном сайте предприятия. Как указывается в отчёте, компании пришлось выгрузить 140 тыс. кг ферромолибдена, экспорт которого был приостановлен на неопределенный срок.

На самом деле, речь идет о том, что КГД добивается выполнения вышеупомянутого решения правительства о выплате госпошлины в размере 15% от международной цены. Дело даже дошло до давления на центральный офис ЗММК с использованием спецподразделения «Альфа» Службы национальной безопасности.

Другой способ улучшения бюджетной ситуации – повышение уровня собираемости налогов и финансовой дисциплины в целом. Согласно официальным источникам, собираемость налогов сейчас рекордная. План сбора в первом полугодии перевыполнен на 100 млн долларов.  При этом КГД вернул бизнесу перевыплаты и осуществил налоговые списания на общую сумму в 84 млрд драмов (163 млн долларов). Новые налоги удалось собрать, в частности, благодаря более строгой регистрации сделок.

В целом спад экономической активности в 2020 г. происходил в основном в сфере услуг, торговом секторе, в меньшей степени в сфере строительства и промышленном секторе.

Отметим, что экономический рост в госбюджете на 2021 год предусмотрен в размере 3,2%, а инфляция заложена на уровне 4% (+/-1,5%). Центральный банк Армении накануне улучшил прогноз по росту ВВП на текущий год до 4,6% (с ранее прогнозируемых 1,4%), полагаясь на сравнительно высокие восходящие темпы в промышленном секторе и сфере услуг. По последнему обновленному прогнозу Всемирного банка, рост ВВП Армении в 2021 году составит 3,4% с ускорением до 4,3% в 2022 г. и 5,3% в 2023 г. 

В начале июля и. о. министра экономики Ваан Керобян высказал еще более оптимистичный прогноз по росту ВВП: «Сейчас мы двигаемся по пути, который я планировал, и план по завершению года двузначным показателем экономического роста остается в силе».

Обоснованность такого оптимизма покажет конец года. Между тем в июньском докладе Европейского банка реконструкции и развития отмечается, что экономика Армении в текущем году вырастет на 4%, а в следующем – на 5%. По оценкам рейтингового агентства S&P Global Ratings, реальный рост ВВП страны составит 2,5% в 2021 г. и 4,5% в 2022-2023 гг. Весьма детальные и достаточно оптимистичные прогнозы по восстановлению и развитию экономики Армении, кроме Всемирного банка, представил и Евразийский банк развития.

В определённой степени развитию экономики способствуют освобождение бизнеса от поборов и коррупции в рамках прежней системы, а также предоставление правительством предпринимателям определенных преференций и свобод. Еще один шаг правительства в направлении стимулирования экономического роста – это немалые по меркам Армении средства, выделенные на инвестирование в экономику, прежде всего в капитальное строительство.

Ввиду того, что сельскохозяйственный год выдался благоприятным, сельскохозяйственную продукцию удается реализовать по хорошей цене не только на традиционных рынках России и стран ЕАЭС, но и в странах ЕС. В этом контексте объемы экспорта абрикосов составили свыше 12 тыс. тонн, что превысило показатель годовой давности в 6 раз.  По состоянию на конец июня Армения экспортировала 86 тыс. тонн свежей сельскохозяйственной продукции, что в 2 раза превышает показатель прошлого года.

Напомним, что эмбарго на импорт турецких товаров в Армению, вступившее в силу с 1 января 2021 года и истекающее 1 июля, теперь вновь продлевается еще на 6 месяцев. Эмбарго было введено после того, как в октябре 2020 года Турция открыто поддержала Азербайджан в карабахском конфликте и оказала Баку широкомасштабную военную поддержку. Ранее Армения импортировала из Турции товары на сумму в 250-270 млн долларов в год.

Власти Армении устанавливают запрет на столь короткий срок, чтобы соответствовать требованиям Евразийского союза. В частности, согласно договору «О Евразийском экономическом союзе», одна страна без согласования с остальными не может запретить импорт из третьих стран более чем на 6 месяцев.

По официальным оценкам Министерства экономики Армении, импорт из Турции сократился примерно на 70% и теперь в основном состоит из сырьевых и промежуточных товаров – строительных материалов, трикотажных тканей (для работы местных фабрик одежды), а также кожи (для обувного производства). Готовых товаров практически не завозится. Армянские импортеры сейчас ищут замещение турецким товарам в России и других странах ЕАЭС, а также в Иране, ОАЭ и Китае. Предполагается, что политика недопуска турецких товаров на рынок Армении будет долгосрочной.

Несмотря на уверенную победу на последних внеочередных парламентских выборах, Н. Пашинян и его команда прекрасно понимают, что в действительности политический кризис в стране далеко не разрешен. Другое дело, что снизился уровень его накала.

Для того чтобы удержать власть, Пашиняну нужна поддержка его ядерного электората, который в своем большинстве состоит из лиц с низким уровнем доходов. Поэтому высокий экономический рост может позволить не только существенно улучшить социально-экономическую ситуацию, но и удержать власть. Однако для достижения такого успеха правительство, по мнению независимого эксперта Ваагна Хачатряна, должно провести радикальные реформы. По его мнению, есть одна проблема, которую власти должны суметь решить, и это – становление государственных институтов.

Саркис Мартиросян, политолог

Источник

Теги: Армения