Газификация Казахстана – без поставок из России проблему не решить

Вопросы внутренней газификации в Казахстане являются сложной проблемой для властей и требуют особого внимания на протяжении долгого времени. Пока что республика – аутсайдер по охвату своих регионов газовыми системами среди стран-участниц ЕАЭС. Известно, что сейчас в РК обеспечены голубым топливом лишь 12 млн человек, или 60% населения.

Аналитики отмечают, что на последнем месте по обеспеченности газом в ЕАЭС стоит только Киргизия, где доступ к этому топливу имеют в целом 38% населения. Остальные союзники давно уже обогнали РК в «газовом вопросе», хотя по природным запасам газа Казахстан уступает лишь России.

Несмотря на то что республика обеспечивает бесперебойную добычу и экспорт газа, подвижки в решении внутреннего «газового вопроса» всегда идут с промедлением. Статистика Министерства энергетики РК демонстрирует такую динамику: с 2018 года уровень газификации изменился с 49,7% до 60% – всего по 1-3% прироста в год.

В этой связи в начале августа в правительстве подвели итоги полугодия в энергетическом секторе, в частности по вопросу газификации, и заявили о планах повысить уровень газоснабжения населения. «По итогам 2023 года уровень газификации в Казахстане составил 60%, доступ к природному газу имеют 12 млн человек. На 2024 год запланировано газифицировать 128 населенных пунктов, что повысит уровень газоснабжения до 61,8%», – отмечено в сообщении пресс-службы кабмина РК.

Свои планы власти подкрепили финансированием. За первое полугодие текущего года выделено 89,3 млрд тенге (16,18 млрд руб.) для реализации 107 проектов. В результате газоснабжение будет обеспечено в 44 населённых пунктах, где проживают более 232 тыс. человек.

Также чиновники отметили, что до конца 2024-го будет выделено еще 105,4 млрд тенге (19,09 млрд руб.) для обеспечения голубым топливом более 300 тыс. человек и на модернизацию газопроводов протяженностью 1,7 тыс. км.

Сложности распределения газа

Отметим, что средний показатель охвата газификацией не отражает реальной обеспеченности регионов страны голубым топливом. Известно, что основные залежи газа расположены на западе республики, что позволяет обеспечить им всех жителей «нефтегазовых» регионов (Атырауской, Мангистауской, Западно-Казахстанской областей).

Карта газификации

А вот другие регионы обездолены. Проблемы со снабжением газа вынудили Минэнерго Казахстана еще на полгода продлить запрет на вывоз сжиженного нефтяного газа, который ввели в ноябре прошлого года. Аналитики поясняют, что введение этой меры возникло на фоне диспаритета цен и перетока топлива в приграничные страны, в т. ч. в Россию и Киргизию. Запрет на вывоз должен предотвратить возникновение дефицита на внутреннем рынке. Специалисты уточняют, что продлённый запрет касается также пропана и бутана.

Самыми проблемными в плане доступности газа остаются север и восток страны, а также столичный регион – Астана и Акмолинская область в целом. В середине июля о проблемах газификации на заседании правительства заявил аким Акмолинской области Марат Ахметжанов. Чиновник рассказал о планах газификации в регионе, отметив, что в рамках строительства первого этапа магистрального газопровода «Сарыарка» центральная газификация достигла уровня в 2,4%. Однако строительство этого объекта изначально шло с проблемами. Два года назад специалисты напоминали, что I этап прокладки МГ «Сарыарка» завершился ещё в 2019 году. Затягивается дело у акиматов Астаны и Карагандинской области, которые организуют работы по строительству газораспределительных сетей.

Для решения задачи обеспечения необходимых объёмов газа в северо-восточные регионы РК правительство планирует воплотить в жизнь следующие крупные инфраструктурные проекты:

- прокладывание второй нитки магистрального газопровода Бейнеу – Бозой – Шымкент (15 млрд кубометров в год);

- строительство магистрального газопровода Актобе - Костанай (4,1 млрд кубометров в год);

- строительство 2-го, 3-го, 4-го этапов магистрального газопровода Сарыарка (1,7 млрд кубометров в год);

- строительство магистрального газопровода Талдыкорган – Ушарал (385 млн кубометров в год).

Все они требуют больших затрат, а значит, страна будет привлекать внешних инвесторов. Зимой текущего года президент РК Касым-Жомарт Токаев во время рабочего визита в Катар заключил соглашение с тамошними инвесторами на совместную реализацию разных этапов строительства второй нитки газопроводов Бейнеу - Бозой - Шымкент и Актобе - Костанай.

Россия готова помочь

Премьер-министр РК Алихан Смаилов в феврале отметил, что Москва выразила готовность участвовать в газификации северных и восточных регионов республики при условии, если газ из сопредельных регионов России будет поставляться по коммерческой цене. Вторым вариантом может стать приобретение российского сжиженного природного газа, которое потребует серьёзных вложений в создание инфраструктуры по компримированию и регазификации. Пока что нет окончательной договорённости по этому вопросу. На сегодня представители АО «НК QazaqGaz» и ПАО «Газпром» проводят совместные заседания и рассматривают варианты взаимодействия.

В начале лета Владимир Путин заявлял о важности поставок отечественного газа для Казахстана. Такое заявление было озвучено в рамках Петербургского экономического международного форума (ПМЭФ) на встрече российского лидера с руководителями ведущих мировых информационных агентств. «Сейчас, если говорить об энергетике, мы не только в Узбекистан будем подавать газ, будем то же самое делать и в отношении Казахстана – Северный Казахстан нуждается в наших энергоносителях», – отметил В. Путин.

Он уточнил, что Казахстан – газодобывающая страна, но здесь есть регионы, где газификации нет в принципе и куда проще подавать газ из РФ. Поставки российского газа обойдутся Астане дешевле, чем многомиллиардные инвестиции на строительство новых газопроводов по своей территории.

Транзит российского газа и поставки в Казахстан – сложный узор договорённостей

Подписанные договоры уже в октябре позволят российскому голубому топливу попадать в Узбекистан через Казахстан, что означает стратегическое укрепление позиций РФ в регионе. И параллельно они подтверждают взаимную нацеленность этой тройки стран на максимальный уровень политико-экономического партнерства.

Руководство «Газпрома» и QazaqGaz заключили долгосрочные соглашения на оказание услуг по транспортировке российского газа через территорию Казахстана на Узбекистан и Киргизию сроком на период 2025-2040 гг.

Кроме того, глава «Газпрома» А. Миллер и первый вице-премьер Казахстана Р. Скляр подписали план мероприятий по подготовке объектов системы магистральных газопроводов «Средняя Азия – Центр» для увеличения транспортировки российского газа в Узбекистан. В т.ч. предусматривается дальнейшее расширение мощностей 4-й нитки этого газопровода.

И всё же транзит может лишь пополнить казну РК, но не насытить страну газом. Ей по-прежнему не хватает газа. Аналитик нефтегазовой отрасли Олжас Байдильдинов считает, что тройственный газовый союз помог бы уже давно решить проблему дефицита газа в республике. «Я за газовый союз с Россией. Ситуация, которая сложилась в Казахстане из-за регулирования цен на топливо и энергию, привела к дефициту всего: природного газа, сжиженного газа, электро- и теплоэнергии, авиатоплива, битума, дизельного топлива. В декабре наш дефицит электроэнергии достиг 8%! То есть 8% от нашего потребления мы импортировали из России. Если бы по каким-то причинам не было бы этих перетоков, мы столкнулись бы с веерными отключениями в наших городах», – пояснил свою позицию эксперт.

Про то, что в РК к 2025 году дефицит газа значительно возрастёт, заявлял весной прошлого года министр энергетики Болат Акчулаков. Согласно данным статистики, в 2014 году страна потребляла 4,8 млрд кубометров газа, сегодня – 18 млрд. Растёт эта цифра каждый год на 7%. Сравните с темпами газификации и поймёте величину проблемы газификации.

О. Байдильдинов отмечает, что для ликвидации убытков и ради развития газовой отрасли цена газа на внутреннем рынке должна быть в три раза выше той, что есть сейчас. А значит, при существующих объёмах внутреннего обеспечения и в случае отказа от российского газа стоит ожидать значительного повышения цен.

Анна Кряжева, политолог

Источник