Иран и ЕАЭС: от временных форм сотрудничества к постоянным

С 7 по 9 февраля в России с официальным визитом находилась парламентская делегация Исламской Республики Иран во главе со спикером Меджлиса Мохаммадом-Багером Галибафом. Это была первая зарубежная поездка иранского парламентария, и, как отметил сам Галибаф перед отлетом в Москву, его основная задача заключалась в передаче послания Верховного руководителя Ирана А. Хаменеи президенту России, в котором иранский лидер подтверждает стратегический характер российско-иранских отношений.

Визит Галибафа в Россию был крайне насыщенным и продуктивным. Иранская делегация встретилась с председателями обеих палат российского парламента – В. Володиным и В. Матвиенко, а также с секретарем Совета безопасности РФ Н. Патрушевым. Россия и Иран договорились предпринять меры для скорейшего восстановления доковидных темпов развития отношений как на двусторонней, так и многосторонней основе.

Делегация Галибафа также провела переговоры с Председателем Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) М. Мясниковичем. Галибаф указал на своевременность создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в контексте новейших политических и экономических вызовов, обусловленных пандемией COVID-19 и распространением отдельными странами практики использования односторонних санкций для обеспечения собственных национальных интересов.

Галибаф и Мясникович подытожили результаты работы временной зоны свободной торговли (функционирует с октября 2019 г.) и отметили необходимость ускорения переговоров о постоянной зоне свободной торговли, которые по имеющимся обязательствам должны быть завершены к 2022 г. Выступая с лекцией в Дипломатической академии РФ, Галибаф предложил идею формирования российско-иранского торгово-финансового хаба, который послужил бы для обеих стран страховочным механизмом на случай ужесточения внешней экономической среды.

«Кооперация» и «безопасность» стали основными тезисами российской миссии Галибафа. Иран таким образом послал сигнал о том, что крайне позитивно оценивает региональную роль России (как экономическую, так и политическую) и готов поддержать большинство инициатив своего северного соседа. «Иран считает, что Тегеран и Москва могут смотреть на двадцатилетнюю и пятидесятилетнюю перспективу. Давайте вместе будем размышлять над этим», – отметил Галибаф.

Вернувшись в Тегеран, Галибаф сделал весьма резонансное заявление о том, что Иран начал переговоры о постоянном членстве в ЕАЭС и может присоединиться к блоку в течение двух недель. Многими слова иранского спикера были трактованы как очередной дипломатический маневр Тегерана, поскольку, по сведениям ЕЭК, официальной заявки со стороны Ирана не поступало. Да, и сроки для такого сложного в процедурном плане шага были указаны явно недостаточные. Тем не менее заявление Галибафа свидетельствует о том, что вопрос о расширении отношений между Ираном и Евразийским союзом крайне актуален, в связи с чем рассуждения о новых формах сотрудничества более чем обоснованы.

Соглашение о временной ЗСТ между Ираном и ЕАЭС продемонстрировало достаточно высокую эффективность. Даже несмотря на ограничения, связанные с COVID-19, торговый оборот между Ираном и ЕАЭС с 2019 по 2020 гг. увеличился на 18% (всего $2.9 млрд) при том, что экспорт Ирана в ЕАЭС вырос более чем на 50% (превысил $1.2 млрд). Преференциальные цены установлены в отношении 502 товарных наименований из Ирана и 360 из стран ЕАЭС.

Позитивная динамика развития экономических связей является одним из мотивов для Ирана, находящегося под международными санкциями, укреплять контакты с Евразийским союзом. Но основная причина для сближения с ЕАЭС все же находится в политическом поле. Растущее международное давление вынуждает Иран, принявший еще в начале 2000-х гг. стратегический курс на интеграцию с Востоком, активнее развивать отношения с «незападным» миром. За счет формирования новых политических и экономических контактов со странами ЕАЭС Иран сможет компенсировать часть убытков, понесенных от режима санкций, и занять более выгодную позицию для переговоров по СВПД.

Вступление Ирана в ЕАЭС принесет существенные выгоды и странам-участникам евразийской интеграции. Евразийский союз, приняв в свои ряды Исламскую Республику, наконец выйдет за пределы границ СССР и укрепит свой статус регионального экономического объединения. При этом Иран является выгодным партнером. Несмотря на нынешнее кризисное состояние, обусловленное внешними факторами, Иран остается одной из крупнейших экономик Ближнего Востока. Также Иран – это влиятельная энергетическая держава, занимающая первые позиции по доказанным запасам нефти и газа.

Стремительно меняющаяся обстановка на Кавказе после Второй карабахской войны между Арменией и Азербайджаном открывает перспективы для реализации многих трансграничных энергетических и транспортных проектов, которые откроют для Ирана и стран ЕАЭС новые рынки. Большую выгоду из вступления Ирана в Евразийский союз извлечет Армения, которая в настоящий момент находится под мощным прессингом со стороны Азербайджана и Турции. Кооперация с Ираном сделает Ереван более устойчивым к внешним вызовам.

Вместе с тем подключение Ирана к евразийской интеграции неизбежно породит и новые вызовы. Например, пока что сложно представить каким образом будет реализовано свободное перемещение рабочей силы между Ираном и ЕАЭС. Также Иран проводит достаточно жесткую протекционистскую торговую политику, потому переговоры по тарифам могут затянуться на долгие годы. Помимо этого, независимая политика ИРИ на Ближнем Востоке может существенно ограничить возможности блока в регионе. В настоящее время ЕАЭС готовит соглашение о ЗСТ с Израилем. Присоединение Ирана к ЕАЭС сделает этот проект невозможным.

В связи с обозначенными обстоятельствами Иран и ЕАЭС, следуя из заявлений руководства, целиком сконцентрированы на переходе от временной зоны свободной торговли к постоянной. Ведутся переговоры о расширении перечня льготных товаров и дальнейшем снижении тарифов. Успешная реализация соглашения о зоне свободной торговли может гарантировать переход отношений между Ираном и ЕАЭС на новый уровень, и на данный момент является наиболее подходящим вариантом для обеих сторон.

Со 2 по 5 июня в Санкт-Петербурге прошел ежегодный экономический форум (ПМЭФ-2021). Иранская повестка традиционно была представлена в мероприятии широко. Делегацию из Ирана возглавил министр энергетики страны Реза Ардаканиан. Так же, как и ранее спикер Галибаф, министр Ардаканиан провел встречи с высшим руководством России и Евразийского союза, а также с представителями крупного российского бизнеса.

Центральной темой российско-иранских переговоров в рамках ПМЭФ-2021 стали отношения между Ираном и ЕАЭС. Во время встречи Р. Ардаканиана и председателя коллегии ЕЭК М. Мясниковича обсуждались перспективы формирования постоянной зоны свободной торговли. По словам М. Мясниковича, необходимые подготовительные процедуры практически завершены. В конце июня стороны будут готовы приступить к предметной дискуссии.

В ходе встречи были обнародованы свежие экономические данные по торговым отношениям между Ираном и ЕАЭС. В первом квартале 2021 г. экспорт стран ЕАЭС в Иран увеличился на 43.5% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, а импорт – на 20%. Таким образом, совокупный товарооборот за первый квартал этого года возрос более чем на треть и составил $1.15 млрд. Стороны позитивно оценили темпы роста торговых отношений.

Также в рамках ПМЭФ-2021 обсуждались проекты по линии «Север-Юг» в области свободной торговли, технологической кооперации и создания новых цифровых платформ. Иранская делегация провела переговоры с руководством Татарстана и Северной Осетии. В Северной Осетии планируется открытие совместного ирано-российского предприятия «Торговый дом Персия», которое поможет укрепить экономические связи России и Ирана на Северном Кавказе.

В середине июня в Иране состоялось правительственное совещание, посвященное отношениям с Евразийским союзом. Первый вице-президент страны Эсхак Джахангири охарактеризовал евразийский вектор как крайне перспективный для иранской промышленности и сельского хозяйства. По его словам, дальнейшая интеграция с Евразийским союзом не только не создает угрозы для национальной экономики, но и открывает новые, ранее недоступные возможности. По этой причине Джахангири призвал министерство промышленности, горнодобывающей промышленности и торговли и специализированные ведомства ускорить подготовку соглашения о постоянной ЗСТ с ЕАЭС.

Олег Дмитриев, экономист