Компромиссная схема оплаты газа поможет сделать рубль резервной валютой

Латвийская Latvijas Gāze допустила возможность перехода на оплату российского газа в рублях. Согласно пресс-релизу компании, «первое впечатление» такое, что формально оплата в российской национальной валюте не нарушает санкционный режим и представляется возможной. В Latvijas Gāze заявили, что продолжают анализ предложенного ей способа расчета за поставки как с юридической точки зрения, так и с точки зрения бизнес-интересов.

Интересно, что с 1 апреля газ из России перестал поступать в прибалтийские республики. Как заявил тогда председатель правления оператора системы природного газа АО Conexus Baltic Grid (Conexus) Улдис Барисс, заявление российской стороны о том, что за поставляемый газ придется оплачивать рублями, стало сигналом о необходимости резко сократить поставки из России.

Стало. Но, очевидно, что не до такой степени, чтобы отказаться от российского газа прямо сейчас. Во всяком случае для Латвии. В Литве  в министерстве энергетики уже 2 апреля поспешили заявить, что пока потребности удовлетворяются за счет Клайпедского терминала СПГ, но при необходимости газ может быть доставлен в страну также по газовому соединению с Латвией, а с 1 мая – и по газовому соединению с Польшей.

Очевидно, литовцы планируют прожить какое-то время на запасах и поставках СПГ. Правда, запасы рано или поздно закончатся, а СПГ – это дорого, и Брюссель тут вряд ли поможет – там свои проблемы. Можно попробовать взять у той же Латвии, которая, в свою очередь, продолжит покупать у России. «Хитрая» схема. Прямо как с электроэнергией, которую литовцы якобы не покупают у Белоруссии, делая это через ту же Латвию.

Так или иначе, на примере Латвии мы видим, что схема «отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие» работает весьма быстро.

Ранее стало известно, что Владимир Путин в ходе телефонного разговора с канцлером Германии Олафом Шольцем договорились привлечь экспертов из двух стран для обсуждения вопроса оплаты газовых контрактов в рублях.

Еще не принятие, но торг уже есть. А премьер-министр Бельгии Александр Де Кроо заявил, что его страна не против пересмотра контрактов, однако, по его словам, вместе с пересмотром валюты стоит пересмотреть и цену. Это уже прямой намек: мы готовы за рубли, если скидку дадите.

Впрочем, переписывать контракты прямо сейчас никто не заставляет. 31 марта В. Путин подписал указ о торговле газом с недружественными странами за рубли, который проясняет новую схему оплаты, которая вовсе не требует, чтобы европейские покупатели где-то искали рубли и везли их чемоданами в Москву. Ведь найти их можно только у Центробанка, а это вынуждало бы европейцев отказываться от собственных санкций, или на бирже, где их могло бы просто не найтись в нужном количестве.

Согласно предложенной Москвой схеме, покупать рубли не нужно. Контрагенты просто должны открыть два счета в Газпромбанке: валютный, на который поступит оплата в валюте, указанной в контрактах, и рублевый, на который будет осуществлен перевод, согласно установленному банком курсу.

Словом, западному бизнесу нарушать санкционный режим не придется. Минусом для контрагентов может стать разве что курс, предложенный Газпромбанком, но это вполне терпимо в сравнении с последствиями отказа от российского газа и стимулирует к переходу к оплате непосредственно за рубли.

Сегодня многие спорят, что это было вообще. С одной стороны, формально расчет будет вестись за рубли, с другой – покупатели все равно будут платить в евро. Что это? Победа? Поражение? Разумный компромисс или первый шаг к чему-то более значимому?

Во-первых, нужно понимать причины, побудившие Москву на этот шаг. На мой взгляд, в первую очередь он нацелен на то, чтобы сберечь деньги, которыми оплачивается газ, обезопасить их от попадания под санкции. Напомню, В. Путин в разговоре с О. Шольцем заявил, что решение связано с заморозкой странами Евросоюза валютных резервов Банка России. Об этом же заявил и пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, пояснив, что решение о переходе на оплату в рублях газа, поставляемого в недружественные страны, было принято, чтобы у России из-за санкций не отобрали выплаченные за топливо доллары и евро.

Напомню также  еще об одном «подводном» камне: в Эстонии призвали восстанавливать Украину за счет России, использовав для этого деньги, вырученные страной за поставки нефти и газа. «Чтобы оказать немедленное влияние и заставить Россию заплатить за то, что сделано на Украине, на прошлой неделе премьер-министр Эстонии предложила временно депонировать платежи за газ и нефть в Россию и использовать их на восстановление Украины», – заявила глава МИД Эва-Мария Лийметс.

Тут ни у кого не должно оставаться иллюзий: депонировать – значит украсть.

«То, что мы не будем бесплатно поставлять газ, это однозначно. Это можно сказать с абсолютной уверенностью. Все-таки в нашей ситуации заниматься всеевропейской благотворительностью вряд ли возможно и вряд ли целесообразно» – так ситуацию прокомментировал пресс-секретарь российского президента.

Со счетов в Газпромабанке «депонировать» что-либо у них явно не получится, так что деньги останутся в России. Причем столь необходимая в нынешних условиях валюта. К тому же, согласно новым нормам законам «О валютном регулировании и валютном контроле», 80% валютной выручки нужно переводить в рубли, так что для России в этом плане ничего не изменится, как и для Европы.

Решение вполне компромиссное. Впрочем, не для всех. Некоторым все же придется наступить на горло собственным санкциям. Так, компания Shell, как пишет Bloomberg, в этом месяце не сможет рассчитаться за российский газ, поскольку Великобритания, в отличие от Евросоюза, ввела санкции против Газпромбанка.

Но, простите, чьи это проблемы? По словам того же Д. Пескова, Лондон хочет быть лидером всего антироссийского, хочет даже быть впереди Вашингтона, вот и издержки!

Как сообщает Bloomberg, «Газпрому» известно об этой проблеме, и в настоящее время стороны пытаются ее решить. Я  не специалист, но могу подсказать как: просто снять санкции.

А Shell может продать более 400 своих заправок в России, закрытых еще в начале марта. Вот сразу и рубли появятся. Правда, решение временное, потом все равно придется или снимать санкции, или сидеть без газа.

Так или иначе, за исключением особо упоротых русофобов, которые поспешили ввести санкции против всего, что только можно, большинство европейцев пока сохраняют остатки разума. И для них, с одной стороны, не готовых идти на полное разрушение евроатлантического консенсуса и признание правоты России, с другой – желающих сохранить сотрудничество хотя бы в области стратегических интересов, решение, предложенное Москвой, вполне приемлемо. Конечно, не все сразу готовы его принять, у кого-то путь от отрицания к принятию займет совсем немного времени, у кого-то – подольше, но финал у этого процесса один.

Теперь о том, для чего это нужно России и можно ли принятое решение об оплате газа рублями считать только первым шагом?

Как я уже писал, главная цель – сохранение денег. Но надо понимать, что стратегическая задача – сделать рубль свободно конвертируемой и даже резервной валютой. Задача архисложная, но отчасти это потому, что ей никогда не занимались, ибо гегемония доллара до начала масштабных торговых и санкционных войн и резкого снижения доверия как к американской, так и к европейской валютам, в сущности, всех устраивала. А тут, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.

Действительно, предложенная схема пока еще не означает торговлю в рублях. Надо понимать, что, даже когда европейцы начнут сами нести нам рубли, торговля на бирже все равно останется привязанной к доллару и евро. Настоящим прорывом станет привязка цены на газ к рублю, как цена на нефть привязана к доллару. И когда это начнет касаться не только газа, то появятся понятия «нефтерубль», «газорубль», «зернорубль» и т. д. Тогда и для покупателей нашей продукции сама собой решится проблема поиска рублей – они начнут продавать нам за рубли свои собственные товары.

Фантастика? Но за последние месяцы реальностью стало слишком многое из того, что еще вчера казалось фантастикой.  Важно, что сегодня сделан маленький, но серьезный шажок – европейцев начинают приучать к рублю. Постепенно, да. Даже на реализацию указа дается больше месяца – оплаты за апрель ожидаются уже в мае. А значит, времени на то, чтобы переписать имеющиеся контракты, более чем достаточно.

Да, валюта платежа прописана в контрактах. Но любой контракт можно переписать по желанию сторон. Кстати, хочу напомнить, что в свое время Польша добилась изменения порядка ценообразования, отвязав цену от стоимости нефти и перейдя на биржевой курс. Через суд, фактически в одностороннем порядке.

К тому же контракты можно сразу и не переписывать, достаточно прописать изменение способа оплаты в дополнительных соглашениях.

Повторимся: сегодня важно начать приучать наших европейских партнеров к рублю. В дальнейшем нужно создавать условия, при которых им выгодней будет самим покупать рубли и переводить на нашу валюту торговлю другими товарами.

На днях спикер Госдумы Вячеслав Володин призвал парламенты недружественных стран серьезнее отнестись к вопросу рублевых взаиморасчетов, а также подчеркнул, что на фоне враждебных действий западных стран Россия может начать продавать за рубли не только газ, но и другие товары, например уголь, лес, нефть, металлы, зерно, масло, удобрения.

Об этом же говорил и Д. Песков, который выразил уверенность в том, что нововведение, связанное с оплатой газа в рублях, будет распространено на другие товары РФ для экспорта: «Я не сомневаюсь, что в дальнейшем она (система оплаты. – Ред.) будет распространяться и на новые группы товаров. И она будет занимать все больше и больше места в наших внешнеторговых отношениях».

Процесс, по его словам, растянут во времени. Но тут главное, как говорится, в кои-то веки начать…

Дмитрий Родионов, политолог

Источник