«Перезагрузка» Евразии

ЕАЭС адаптируется к вызовам эпохи глобальной турбулентности

Последние несколько лет Евразия переживает турбулентные времена. Интеграционные процессы в регионе замедлила пандемия COVID19, масштабный конфликт России с западным миром, начавшийся на фоне СВО на Украине, а также внутренние проблемы евразийских стран. Два локомотива ЕАЭС – российская и белорусская экономики – оказались под тяжелыми санкциями США и Европы. В 2022 г. Армения и Казахстан столкнулись с сильнейшими за последние годы массовыми протестами. Кыргызстан в 2020 г. прошел через революцию, в результате которой был избран новый президент Садыр Жапаров.

На фоне не самой благоприятной внешней и внутренней конъюнктуры в отдельных странах Евразийского союза начались внутренние дискуссии о направлениях и степени участия в общих проектах. Для руководства Армении, Кыргызстана и Казахстана возникла вполне оправданная угроза оказаться между «западным молотом санкций и евразийской наковальней». Еще одной причиной замедления интеграции является возвышающийся национализм, произрастающий из «исторических обид» и оторванного от реальности представления о собственном месте системе международных отношений.

Тем не менее реальный взгляд на евразийскую интеграцию показывает, что даже в кризисные годы сближение стран ЕАЭС не прекращается. Таможенное сообщение между центральноазиатскими членами ЕАЭС происходит только через евразийские структуры, и соседи по ЦА с интересом наблюдают за евразийским опытом. Крайне привлекательным в условиях глобального структурного кризиса выглядит общий энергетический и финансовый рынок. В условиях турбулентности ЕАЭС становится опорой стабильности для стран-членов. Несмотря на весь комплекс проблем в первом квартале 2022 г. промышленное производство в Евразийском союзе увеличилось на 5.6% при том, что в аналогичный период 2021 г. наблюдалось падение на 0.9%.

Новые вызовы порождают не только угрозы, но и возможности, особенно в контексте переформатирования глобальной экономики и смещения экономического фокуса на Восток. Страны производители – КНР, Индия, Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Таиланд, Сингапур – играют все более весомую роль в международных отношениях, и у Евразийского союза, находящегося на стыке Европы и Азии, есть уникальный шанс встроиться в новую систему в качестве связующего элемента между старым и новым укладами.

Обсуждению этих перспектив лидеры стран ЕАЭС посвятили последние дни мая, когда прошел Первый Евразийский экономический форум (26 мая в Бишкеке) и заседание Высшего евразийского экономического совета (27 мая в формате видеоконференции).

Первый Евразийский экономический форум: вызовы и возможности

Евразийский экономический форум – это новый формат взаимодействия в ЕАЭС, который вырос из ежегодной Евразийской недели. Цель Форума заключается в налаживании контактов между представителями бизнеса и государственными органами стран ЕАЭС, выстраивании вертикальных и горизонтальных связей, а также поддержании между ними прямого диалога. Евразийская неделя проходила ежегодно с 2016 г. в столице страны, председательствующей в ЕАЭС. Решение о переходе к новому формату было принято еще в 2019 г., однако из-за пандемии оно было реализовано только в 2022 г.

Источник: ЕЭК

Тема I Евразийского экономического форума была как нельзя актуальна – «Евразийская экономическая интеграция в эпоху глобальных изменений. Новые возможности инвестиционной активности». В Форуме приняло участие более 2500 человек из 25 стран мира. Всего состоялось 35 мероприятий, в том числе 21 тематическая сессия в шести панельных дискуссиях.

Первый Евразийский форум прошел в очень ответственный момент. Несмотря на некоторое напряжение, ощущавшееся в кулуарах форума, странам ЕАЭС все-таки удалось пообщаться и наметить траекторию дальнейшего движения. Было подписано 17 программных документов, обсуждены связи с третьими странами, развитие промышленности, формирование общих энергетических и продовольственных рынков, единых платежно-финансовых систем, прозрачность границ и доступ к программам  госзакупок. Было принято решении о создании Межгосударственного арбитражного суда ЕАЭС, который станет правовым регулятором экономической интеграции.

В пленарном заседании Евразийского экономического форума приняли участие лидеры стран ЕАЭС. Они подвели итоги работы Форума и дали оценку экономической интеграции и развитию экономик своих государств.

Президент Казахстана К.Ж. Токаев отметил, что несмотря на тяжелые геополитические условия «к настоящему времени 80% торговых барьеров было устранено в результате консультаций в рамках ЕЭК». Премьер-министр Пашинян признал цифровизацию одним из наиболее перспективных направлений кооперации, которое поможет гражданам ЕАЭС извлечь прямую выгоду от кооперации. Премьер-министр Республики Беларусь Р. Головченко говорил о необходимости формирования единого рынка ценных бумаг и скорейшего перехода к взаимным расчетам в национальных валютах.

В Бишкеке прошел Первый Евразийский экономический форум — Регионы России

Источник: Президент России

Но, пожалуй, больше всего гости и участники I Евразийского экономического форума ожидали выступления президента РФ В. Путина, поскольку действия России сегодня определяют вектор развития не только евразийской, но и глобальной экономики.

Отвечая на главный вопрос о том, выдержит ли Россия, оказываемое на нее санкционное давление президент Путин отметил, что в нынешних условиях изоляция такой страны как Россия невозможна. Напротив, те кто предпринимают усилия в этом направлении наносят главный ущерб себе. Эра унилатерализма в мировой политике прошла. Идет разрушение сложившихся транспортных и логистических цепочек, поэтому, по мнению Путина, для Евразийского союза открывается окно возможностей.

Уход с российского рынка западных компаний открыл ниши для промышленных товаров, произведенных в Евразийском союзе, и президент РФ пригласил коллег воспользоваться этим шансом. В условиях санкционной войны единый энергетический, финансовый и товарный рынок становится необходимостью для продолжения евразийской интеграции. На глобальном уровне ЕАЭС должен предложить единую стратегию Большого евразийского партнерства, которая определит направления развития отношений с внешними партнерами, в том числе государствами ШОС, АСЕАН и БРИКС.

Заседание Высшего евразийского экономического совета: международные перспективы

Обсуждение вопросов евразийского строительства продолжилось 27 мая на Заседании Высшего евразийского экономического совета. Если на Евразийском форуме в большей степени обсуждались концептуальные вопросы, то Экономический совет традиционно выступил площадкой для конкретных решений.

Было отмечено, что в 2021 г. объем товарооборота между странами ЕАЭС составил $72.6 млрд. При этом доля платежей в национальных валютах достигла 75%. Рост совокупного ВВП стран ЕАЭС составил 4.6%, прирост промышленного производства – 5.3%. Сформирована дорожная карта индустриализации ЕАЭС. В нее вошло 180 проектов с общим объёмом инвестиций более $300 млрд. Подготовлена программа развития агроиндустрии, включающая более 170 проектов на сумму $16 млрд. Наиболее известным и востребованным оказался проект «Евразийский Агроэкспресс».

Источник: ЕЭК

После объявления Западом России и Беларуси санкций в марте 2022 г. был принят пакет срочных антикризисных мер, направленных на повышение устойчивости наших экономик, укрепление макроэкономической стабильности, помощь предпринимателям и гражданам государств ЕАЭС. Были обнулены пошлины на более чем 1600 товарных позиций (во второй половине 2022 г. экономия импортеров составит более $800 млн). Стимулируется импортозамещение, в особенности в сфере авиастроения и фармацевтики, продолжается цифровизация, упрощается торговля.

Главным трендом во внешнеэкономической деятельности ЕАЭС можно считать укрепление связей со «странами Юга». Развивающиеся экономики и новые производственные гиганты за пределами ареала «золотого миллиарда» всегда были для Евразийского союза перспективными партнерами. В 2021 г. эта тенденция укрепилась. Расширяется география сотрудничества ЕАЭС с международными акторами. С большинством из них взаимоотношения выстраиваются на системной, плановой основе. Объем внешней торговли ЕАЭС с третьими странами в 2021 г. увеличился на 35.1% и достиг $844.2 млрд, в том числе экспорт – на 44.1% до $525.7 млрд, импорт – на 22.6% до $318.5 млрд.

Знаковым в этом контексте стало решение Совета о начале переговоров с Республикой Индонезия о заключении соглашения о зоне свободной торговли. Совместная исследовательская группа ЕАЭС и Индонезия пришла к выводу, что такое соглашение будет экономически целесообразным. В 2021 г. торговый оборот между ЕАЭС и Индонезией вырос на 41.5% и достиг $3.7 млрд. Либерализация торговли с Индонезией приведет к росту экспорта из ЕАЭС зерновых культур, мяса, шоколада, алкогольной продукции, рыбы и морепродуктов, минеральных удобрений, изделий из резины и пластика, автотранспортных средств, угля, бумажных товаров и металлоизделий.

В активной фазе находятся переговоры между ЕАЭС и Ираном о переходе полноформатному соглашению о зоне свободной торговли. В 2021 г. объем товарооборота между ИРИ и ЕАЭС вырос на 73.5% до $5 млрд. Для того, чтобы на экономические отношения не повлияли западные санкции достигнута договоренность о бартерных поставках. В обмен на продукцию российской металлургии Иран будет поставлять газотурбинное оборудование и автозапчасти. Обсуждается подключение Ирана к системе передачи финансовых сообщений (СПФС) Банка России и взаимное признание национальных платежных систем Мир и Шетаб.

На заседании Совета также были обозначены два важных направления развития внешних связей ЕАЭС – Египет и ОАЭ. Обе страны являются крупными торгово-экономическими партнерами ЕАЭС и заинтересованы в укреплении сотрудничества.

Помимо глав государств стран ЕАЭС в работе Высшего экономического совета принял участие президент Республики Куба Мигель Диас-Канель Бермудес и президент Узбекистана Ш. Мирзиёев. Обе страны имеют статус наблюдателя при ЕАЭС.

Источник: review.uz

Президент Бермудес выразил удовлетворение темпами реализации Стратегии развития евразийской экономической интеграции до 2025 г. и отметил, что Куба намерена продолжать сотрудничество с ЕАЭС и участвовать в общих проектах. Бермудес поблагодарил участников Совета за последовательную позицию в вопросе отмены торговой блокады Кубы со стороны США и осудил односторонние американские санкции против России и Беларуси. Позиция Кубы состоит в том, что отказ США предоставить РФ обоснованные гарантии безопасности привел к конфликту в Европе.

В качестве наиболее перспективных направлений сотрудничества ЕАЭС и Кубы президент Бермудес указал сферы информационных технологий, медицины, пищевой промышленности, науки и образования. В настоящее время идет работа по регистрации продукции кубинской фармакологии в едином реестре ЕАЭС и взаимному признанию национальных платежных систем, прежде всего российских карт Мир. Высоким экономическим потенциалом обладает проект промышленного парка ЕАЭС в особой зоне развития «Мариэль» на Кубе, в реализации которого принимают участие бизнесмены всех стран ЕАЭС.

Президент Узбекистана Ш. Мирзиёев также выразил приверженность поступательному развитию взаимовыгодного сотрудничества с ЕАЭС. Евразийский вектор для Ташкента является одним из основных, поскольку страны ЕАЭС – это естественные партнеры Узбекистана. По итогам 2021 г. товарооборот Узбекистана с ЕАЭС увеличился на 30% ($12.8 млрд), а за первые месяцы 2022 г. еще на 1/3.

По словам президента Мирзиёева, в условиях глобальных экономических потрясений, вызванных разрывом торгово-логистических цепочек, дефицитом сырья и энергоресурсов и беспрецедентными односторонними санкциями, важно общими усилиями выработать комплекс совместных действий и формировать благоприятные условия для наращивания торгово-экономического сотрудничества.

Для преодоления новых вызовов и вывода экономических отношений между Узбекистаном и ЕАЭС на новый уровень Мирзиёев предложил ускорить устранение технических барьеров для торговли и сертификацию товаров, прежде всего в сферах химии, фармацевтики, машиностроения, приборостроения и электроники, углубить сотрудничество по линии научно-исследовательских институтов и технологических центров, а также внедрить упрошенные процедуры регистрации трудовых мигрантов и специалистов.

Крайне перспективной выглядит озвученная президентом Мирзиёевым Программа агрокооперации ЕАЭС и Узбекистана, которая курировала бы специализацию евразийских стран на выращивания зерновых, масличных культур и плодоовощной продукции с целью гарантированного насыщения рынков Евразии.

В своем выступлении Мирзиёев также затронул тему транспортной кооперации. По словам узбекского лидера, в настоящий момент сложилась крайне благоприятная конъюнктура для реализации амбициозных трансрегиональных проектов. В ближайшее время стартует строительство железнодорожной линии Узбекистан-Кыргызстан-Китай, которая упростит для стран ЕАЭС доступ на рынки АТР и станет важной магистральной веткой на линии Восток-Запад. Наряду с этим Мирзиёев выразил готовность принять участие в строительстве Трансафганской железной дороги Термез-Пешавар, которая обеспечит выход продукции ЕАЭС на двухмиллиардный рынок Южной Азии.

Собственный корреспондент «Евразийской информационной лиги»