Скоростные агропоезда из ЦА в РФ обещаны еще в июне. А уж лето заканчивается

Рост цен на сельхозсырье и готовые продукты питания в России становится государственной проблемой. В связи с этим Владимир Путин на днях поручил правительству принять меры по увеличению импорта этой продукции из стран СНГ.

Между тем уже несколько лет обсуждаются вопросы организации скоростных регулярных перевозок тех же товаров в Россию из Азербайджана и Узбекистана. Но дальше обсуждений дела не идут: не отрегулированы вопросы прямой (а не через посреднические фирмы) реализации продуктов из СНГ, не разработаны тарифы на эти перевозки, не отработан их график.

Зато буквально на следующий день после поручения президента замминистра экономического развития РФ Дмитрий Вольвач заявил, что российско-узбекский «железнодорожный проект "Агроэкспресс" дорабатывается и вскоре будет запущен». Правда, конкретных сроков чиновник опять-таки не обозначил.

Впрочем, г-н Вольвач не преминул уточнить реалии, заметив, что соответствующий документ пока лишь «дорабатывается узбекской стороной». Зато планируется «в перспективе внедрить маршрутные контейнерные поезда, доставляющие продукцию «от двери до двери». А одновременно пресс-служба этого ведомства сообщила, что запуск аналогичного проекта прорабатывается и с Азербайджаном.

Нелишне напомнить в связи с этим, что еще в апреле с. г. «РЖД Логистика» и Узбекистанская железная дорога ("Узбекистон темир йуллари") договорились о поставках высокой скоростью в РФ плодоовощей из РУз в рефрижераторных контейнерах. В середине июня было подписано соответствующее соглашение с участием Uzagrologistics Centers (логистическая структура железных дорог Узбекистана) и Российского экспортного центра. Причем в эти маршруты запланировано включать растениеводческое сельхозсырье и продовольствие из других стран Центральной Азии.

По имеющимся данным, аналогичные консультации с Азербайджаном и рядом других стран СНГ по скоростным поездам с продовольствием/cельхозсырьем для РФ проводятся периодически. Но как минимум на протяжении уже 5 лет. Остается добавить, что в апреле-мае с. г. страны ЕАЭС договорились о создании общего продовольственного фонда, но точные сроки в этой сфере тоже пока не обозначены.

Если всё это оценить в совокупности, то, выходит, что воз и ныне там?

В то же время поставки продовольствия и сельхозсырья в РФ из других стран Содружества вроде бы растут. По последним данным ФТС, в товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья доля этих товаров за январь-июнь составила 10,8% (январь-июнь 2020 г. – 12,2%), а из стран СНГ – 22,6% (26,1%). Но, по многим данным, в этих поставках из стран СНГ доля реэкспорта сельхозпродуктов из других стран, включая подсанкционные с августа 2014 г. в России, достигает самое меньшее около 20%.

В то же самое время доля всевозможных посреднических структур в конечной (то есть в розничной) реализации агросырья и готового продовольствия в РФ, в том числе в сбыте импортной сельхозпродукции, по-прежнему достигает, по ряду профильных оценок, половины объема, а то и превышает 60%. В результате конечная цена той же продукции оказывается как минимум на 30-35% больше первоначальной.

Заметим в этой связи, что все страны бывшего СССР с начала 1990-х неоднократно предлагали создать в России торговые дома этих стран. Именно для прямых поставок различных товаров в эти дома. И, соответственно, для сбыта товаров без посреднических накруток.

Но к настоящему времени такие торговые центры, да и то лишь в некоторых регионах РФ, включая Москву, удалось создать только Белоруссии, Армении, Азербайджану, Казахстану, Кыргызстану и Туркменистану. Причем низкие первоначальные цены на большинство товаров тех же стран (то есть при поступлении в РФ) вскоре повышаются в рознице. Ибо, по имеющейся информации, «бизнес-посредники» в РФ регулярно взвинчивают расценки по аренде торговой недвижимости сбытовыми структурами как зарубежных стран, так и многих российских регионов.

Ценовые пропорции в импорте сельхозпродукции в РФ

(в %, в среднем за 2017-2020 гг.)

Уровень цен при поступлении в РФ сельхозсырья и готового

продовольствия из дальнего зарубежья*

100

То же при поступлении из стран ЕАЭС*

87

То же при поступлении из других стран СНГ и Грузии*

91

* в пересчёте на рубли РФ

Так что рост поставок из СНГ-региона не обозначит «автоматического» снижения продовольственных цен в России. Выходит, требуется отладка именно прямой схемы реализации продукции. И не только ближнезарубежной.

В росте цен на продовольствие сказывается также постоянное удорожание перевозок сельхозпродукции в РФ. По данным экспертного портала «Логистика России» от 5 августа с. г., сельхозпроизводители и торговые компании пожаловались в Минпромторг РФ «на двукратный рост тарифов на перевозки продуктов с Юга страны в Центр. В ответ Минпромторг призвал Антимонопольную службу (ФАС) проверить перевозчиков на предмет картельного ценового сговора».

Там же отмечено, что «стоимость автоперевозки овощей сейчас выросла на 50-60% по сравнению с ценовой ставкой не в «сезон». А железнодорожная перевозка обходится в 2,5 раза дороже».

Но пока нет официальной информации, что в рамках ЕАЭС-СНГ имеются договоренности о сниженных или хотя бы о стабильных в России тарифах на перевозки продовольствия в увеличенных объемах в РФ. Скажем, до конца текущего сельхозсезона (то есть до октября включительно). А ведь доля российской территории в расстояниях перевозок РФ со странами СНГ достигает как минимум, 65-70%.

Если же говорить в более широком контексте, рост продовольственных цен в стране обусловлен и общеэкономическими факторами. Ограничить же и тем более устранить их влияние явно не под силу импорту продуктов из СНГ.

Среди важнейших причин продовольственного удорожания – «слабеющий рубль, – поясняет директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович. – В начале 2020 г. доллар стоил в районе 60 рублей, а уже в конце 2020-го – 77. В итоге производители "отбивают" ситуацию с рублем (чтобы сохранять высокими свои доходы. – Ред.), увеличивая стоимость своего товара».

Отмечает эксперт и то, что в стране сокращаются фермерские хозяйства, малые формы сельхозбизнеса, «но растут монополисты, то есть агрохолдинги: они могут ставить любую цену на свою продукцию. А на выходе тоже стоят монополисты-сетевики (имеются в виду около 10 общероссийских торговых сетей. – Ред.). То есть на входе и на выходе стоят монополисты». Вдобавок при перевозках продукции, включая импортную, «на дальние российские расстояния появляется ещё и "груда" посредников. Вот и "поехала" на вырост цена продукции».

Словом, стабилизация и тем более снижение продовольственных цен в России – это проблема как государственного, так и межгосударственного – в рамках ЕАЭС/СНГ – регулирования всех звеньев ценообразования, производства сельхозпродукции, внешнеэкономической сферы. Включая поддержку платежно-покупательной способности российского рубля. Иначе растущие поставки сельхозпродукции из стран СНГ будут вовлечены в вышеупомянутые проблемы, а это едва ли остановит продовольственное удорожание в России.

Алексей Чичкин, политолог

Источник