Уничтожение «Северных потоков» обрывает последнюю нить, связывавшую РФ с ЕС

27 сентября компания – оператор «Северного потока» объявила, что на трех нитках газопроводов в Балтийском море обнаружены одновременные разрушения. Сроки восстановления работоспособности газотранспортной инфраструктуры пока оценить невозможно, заявили в компании, подчеркнув, что речь идет о беспрецедентном явлении.

Чрезвычайная ситуация на обоих «потоках» начала развиваться за день до этого. 26 сентября поступила информация, что на одной из ниток «Северного потока - 2» упало давление у берегов датского острова Борнхольм, возможно, произошла утечка газа. В тот же день Nord Stream AG сообщила, что давление упало на обеих нитках «Северного потока - 1».

Шведское морское управление также сообщило, что обнаружило еще две утечки очень близко друг к другу: одну в экономической зоне Швеции, другую в экономической зоне Дании.

Как сразу сообщила немецкая газета Tagesspiegel, речь идет о целенаправленной диверсии. «Мы не можем представить себе сценарий, который не является целенаправленной диверсией. Все говорит против совпадения», – сообщил источник газеты. По его мнению, мотивацией тут могло быть либо выступление против российских трубопроводов, либо желание усугубить ситуацию с поставками газа в Европу.

Немецкие службы безопасности опасаются, что обе нитки газопровода «Северный поток - 1» более никогда не будут пригодны для использования.

Шведский сейсмолог Лунд также сразу исключил версию об аварии из-за землетрясения или оползня. По его словам, измерительные станции зарегистрировали взрывы, мощность одного из них превысила 100 кг в тротиловом эквиваленте.

Итак, если это диверсия, то кто мог за ней стоять?

Источники Tagesspiegel утверждают, что рассматривается две основные версии: операция украинских сил или операция России, проведенная под «ложным флагом».

Неудивительно, если именно вторая версия станет доминирующей на Западе.

Так британская The Times прямо озвучивает версию о том, что это сделала сама Россия с целью дестабилизации ЕС в разгар энергетической войны. Якобы таким образом Москва «запугивает Польшу», которая накануне запустила газопровод из Норвегии.

Напомню, накануне Варшава помпезно отчиталась об открытии Baltic Pipe, которую они позиционируют едва ли не как замену «потокам». Правда, его мощность всего 10 млрд м³ (для сравнения: у «потоков – более 50), и не факт, что его удастся заполнить даже под нужды одной только Польши.

Если допустить, что русские хотели помешать Польше получать газ из Норвегии, не проще было взорвать саму Baltic Pipe? Зачем взрывать собственную трубу? Логика где?

С намеками о причастности России выступила и председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, которая заявила о необходимости расследования утечек и даже пригрозила, что любое преднамеренное нарушение активной европейской энергетической инфраструктуры приведет к самым решительным ответным мерам.

Опять же, прямо не сказала, кто виноват, но, учитывая, что она назвала инцидент «актом саботажа» (кстати, именно это слово вынесено в заголовок The Times), нетрудно догадаться, что речь вела о стране, которая поставляет газ по трубопроводу, т. е. о России.

Саботажем назвал произошедшее и премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий. «Мы еще не знаем подробностей того, что случилось, но ясно, что это акт саботажа, – заявил он, – акт, который, вероятно, знаменует собой следующий этап эскалации ситуации, с которой мы имеем дело на Украине».

Но при чем тут Украина? А при том, что, не называя Россию виновной вслух, Моравецкий «посредством» Украины указывает перстом на воюющую с киевским режимом Россию.

Понятно, что версия о причастности россиян – полный бред. В то, что украинские диверсанты способны осуществить подобную операцию, тоже верится с трудом. Если, конечно, их этому специально не обучили. Но, скорее всего, подрыв осуществили все же не они.

Тогда кто? Зададимся классическим вопросом: Cui prodest (кому выгодно)? Чьи интересы в противостоянии России полностью совпадают с интересами Киева? Кто, наконец, больше всех грозился уничтожить «СП-2» и заодно «СП-1»?

Бывший глава МИД Польши Радослав Сикорский очень обрадовался повреждению газопровода и написал в соцсетях: «Спасибо, США». На это официальный представитель МИД России Мария Захарова спросила, является ли данный пост официальным заявлением о теракте.

Сикорский в ответ начал уверять, что он совсем не это имел в виду. По его словам, предположение об участии США в повреждении «Северных потоков» – лишь его личная «рабочая гипотеза». «Пусть датское расследование установит виновных. Рабочие гипотезы о том, у кого был мотив и возможность сделать это, я выдвигаю, естественно, только от своего имени», – написал он в Twitter.

Можно не сомневаться в том, что именно установит датское расследование. На этот счет у западной пропаганды есть два универсальных клише: «русские сами себя обстреляли» и «кондиционер взорвался».

Но вернемся к США. Конечно, заявление Сикорского – это не доказательство. Как и слова американского президента Джо Байдена, который в начале года прямым текстом грозился уничтожить «Северный поток».

Вашингтон сразу бросился оправдываться, мол, американский лидер никогда не обещал уничтожить трубопровод, речь шла лишь о намерении не допустить его ввода в эксплуатацию.  Вот только о причастности США говорят уже не только в России, но и в самих США. Известный критик демократов обозреватель Fox News Такер Карлсон, тоже не исключает, что к терактам причастна администрация Байдена.

А сооснователь проекта «Ватфор» Олег Макаров уверен, что в диверсии на газопроводах присутствует множество улик и американских следов. В частности, таковым является присутствие корабельной амфибийной группы американского корпуса морской пехоты в районе аварии.

Но это еще не все. Выясняется, что вертолеты ВВС США проводили в этом районе загадочные маневры, траектория их полета совпадает с местом утечек. По данным «Ватфор», собранным с помощью сервисов Flightradar24 и ads-b.nl, стало известно, что американские вертолеты The Sikorsky SH-60/MH-60 Seahawk под позывным FFAB123 летали над указанным районом в начале и середине сентября. Их след обнаружен прямо над точками аварии.

Олег Макаров уверен, что диверсию можно было совершить как с помощью военных подводных беспилотников, так и используя модифицированные коммерческие подводные аппараты для обслуживания газопроводов. По его словам, на недавних натовских учениях BALTOPS22 в Балтийском море, которые проходили в июне этого года, как раз отрабатывалось применение подобных беспилотников в этом районе.

Конечно, все это лишь косвенные доказательства, прямых пока нет, и не факт, что таковые будут. Однако на вопрос, кому выгодно, нет иного варианта ответа, кроме США. «Северный поток - 2» давно мозолил им глаза, с ним боролись республиканцы, потом с таким же рвением начали бороться демократы. Причина проста – он олицетворял взаимозависимость России и Европы, мост между ними, если хотите, был символом идеи единого пространства от Гибралтара до Владивостока.

Ну и, конечно, у Вашингтона были и чисто экономические причины – вытеснить Россию с европейского газового рынка, чтобы на ее место пришли американские производители СПГ. Правда, тут не все так просто. Как пишет Finanacial Times, американские производители дали Европе понять, что нет возможности нарастить добычу в тех объемах, которые потребуются ей после разрыва сотрудничества с Россией. Таким образом, складывается впечатление, что цель всей этой кампании даже не в замене российских производителей на американских на европейском рынке, а в лишении последнего любых производителей, погружение Европы в пучину энергетического кризиса и ее в конечном итоге деиндустриализация.

Экономика США извлекает наибольшую выгоду из энергетического кризиса в Европе, поскольку высокие цены на газ в ЕС вынуждают европейские компании переносить производства в США, пишет The Wall Street Journal. Энергетический кризис может привести к разрушению многополярного мира, лишив Россию и Евросоюз статуса сверхдержав, утверждает Foreign Policy. По мнению издания, победителями из этого кризиса должны выйти США и Китай.

Можно считать все это конспирологией, но факт есть факт: Европу последовательно лишают российского газа. Причем проблема даже не в том, что ЕС получает меньше топлива, а еще и в том, что то топливо, которое Европа все же находит на замену, в разы дороже, и сам по себе энергетический кризис второй год держит цены в аномальном состоянии, разрушая европейские экономики. Конечно, такие локомотивы ЕС, как Германия, имеют «подушку безопасности», могут позволить себе какое-то время покупать газ по 2-3 и даже более тысяч долларов за 1 тыс. кубометров, субсидируя население и бизнес. Вопрос в том, надолго ли этого хватит. Тем более что газа в скором времени может физически не оказаться – ни за какие деньги.

Напомню, проблемы с «СП-1» начались еще летом из-за санкций, не позволивших отремонтировать турбины. А в конце лета прокачка была и вовсе остановлена на неопределенный срок. Еще весной Украина сократила транзит по своей территории, остановив прокачку через станцию «Сохрановка» под надуманным предлогом из-за отсутствия контроля над ней и тем самым лишив Европу трети российского газа, шедшего через ее ГТС. Примерно тогда же Польша разорвала газовые отношения с Россией, остановив транзит по газопроводу «Ямал – Европа». Таким образом поставки российского газа в Европу упали до исторического минимума.

Есть еще «Турецкий поток», но мощность его европейской ветки  всего 15,8 млрд м³ в год, это несерьезно. Впрочем, оставалась крайняя для Европы опция – включить «СП-2», ведь ему всего лишь заморозили сертификацию, газопровод стоял готовый к работе в любую минуту. Таким образом немцы оставили себе последнюю возможность пережить кризис, к которой можно было бы прибегнуть, если станет совсем туго, – в порядке исключения и на временной основе.

Теперь нельзя. Неизвестные диверсанты эту возможность прикрыли, оборвав заодно последнюю ниточку, связывавшую Россию с Евросоюзом.

Впрочем, возможно, это и к лучшему. Ведь как сказал вице-премьер Александр Новак, «Северный поток - 2» может заменить «Сила Сибири - 2». И это не просто рассуждение о направлениях газопроводов, это рассуждение о выборе ориентации между Европой и Азией. Судя по всему, выбор сделан. Мы, правда, хотели быть с Европой. Но теперь это невозможно…

А еще полное прекращение украинского транзита окончательно лишит почвы тех, кто все еще рассчитывает на переговоры Киева и Москвы.

Дмитрий Родионов, политолог

Источник