Водный кризис в Армении: окажутся ли эффективными меры правительства?

Этим летом Армения столкнулась с чрезвычайным по своим масштабам дефицитом воды для орошения. В конце июня жители и фермеры марзов (областей) Ширак, Армавир и Гегаркуник перекрывали автомобильные трассы, заявляя, что наступившая жара (в отдельных местах до 41 градуса по Цельсию!) и отсутствие осадков наносят существенный ущерб сельскому хозяйству, что может сказаться как на качестве, так и на объемах урожая.

Между тем ещё несколько месяцев назад казалось, что ситуация не только управляема, но и даже дает основания для определенного оптимизма. Так, согласно заявлениям премьер-министра, наполненность водохранилищ, в том числе Апаранского, Азатского, Мармарикского, была на 32 млн кубометров больше, чем в 2020 году. 10 мая, в день своей формальной отставки, Никол Пашинян с трибуны парламента в свойственном ему стиле возвестил: «В ближайшее время нас ждет одна из самых сенсационных новостей нашего времени». По его утверждению, в июле уровень воды в Севане должен был стать наиболее высоким за последние 60 лет. При этом он не сослался на снежную зиму и дождливую весну, а отстаивал версию о результате совершенно нового, куда более качественного управления водными ресурсами.

По словам формально представлявшего программу будущего правительства Пашиняна, в 2020 году из Севана было забрано на 22,8 млн куб. м воды меньше, но земель удалось будто бы оросить больше на 4800 га. Он убеждал депутатов в том, что это произошло потому, что никто из членов его команды «не стал зарабатывать миллионы на попуске воды из озера». «Если вы поговорите со знающими людьми в сфере энергетики, то они скажут, что один сантиметр уровня воды в Севане – это примерно один миллион долларов», – заявил премьер.

Однако такой оптимизм изначально представлялся чрезмерным. Заметим, что ещё после смены власти в Армении в 2018 году новое правительство и, прежде всего, его контрольные органы начали масштабные проверки в товариществах водопользователей по всей стране, более же всего в Араратской долине. Видимо, они обладали устойчивой информацией о масштабных нарушениях в этой сфере. Уже первые проверки не только подтвердили первичную информацию, но и указали на то, что ситуация намного хуже, чем представлялась изначально. Речь шла об очень больших потерях воды, массовых неуплатах со стороны пользователей, что привело к ситуации, близкой к финансовой катастрофе в этой сфере. При этом, судя по публичной информации, часть средств, которые фермеры всё-таки платили, оседала в карманах функционеров товариществ и шла «наверх».

Правительству удалось сделать ряд решительных шагов в исправлении сложившегося положения дел, однако говорить о том, что ситуация в этой сфере коренным образом изменилась, было явно преждевременно. К примеру, за три года потери орошаемой воды сократились лишь на 5%, т. е. максимум можно было бы говорить о неких позитивных, но явно недостаточных тенденциях.

В частности, возвращаясь к ситуации с источниками воды в Араратской долине, эксперты полагают, что её артезианский бассейн обладает значительными ресурсами подземных вод, которые используются для хозяйственных нужд, орошения, рыбоводства и производства. Вода из этого резервуара также используется для системы охлаждения Мецаморской АЭС, что очень важно для ее безопасной эксплуатации. Это обстоятельство особо подчеркивают и американские специалисты. Вместе с тем исследования специалистов показали, что уровень грунтовых вод в этом бассейне за последние 10 лет упал в среднем на 6-9 метров (до 15 метров в некоторых местах), а артезианская зона сократилась примерно на 67%.

Эксперты отмечают, что негативная динамика чрезмерной эксплуатации водных подземных ресурсов долины приводит к водному дисбалансу, снижению потенциала восстановления подземных вод, созданию нехватки воды в регионе, что ставит под угрозу продовольственную и энергетическую безопасность страны. В результате истощения ресурсов более 30 общин в Араратской долине испытывают сегодня проблемы с питьевой водой и орошением, о чем говорит в том числе и проведённая специалистами оценка спроса. Так, оказалось, что отрицательная разница между спросом и предложением воды в артезианском бассейне Араратской долины составила более 1120 млн кубометров. Эта нехватка в основном связана с деятельностью человека и чрезмерным использованием ресурсов различными секторами экономики, основным из которых являются рыбные хозяйства.

При этом сказать, что правительство ничего не предпринимает для изменения ситуации, было бы неверно. Так, еще в сентябре 2019 года оно приняло решение о консервации в Араратской долине 97 водных скважин. Представляя тогда проект решения, глава министерства окружающей среды отметил, что на решение поставленной задачи из резервного фонда правительства будет направлено 37,9 млн драмов (свыше 75 тыс. долларов). В результате реализации программы планировалось сэкономить около 30 млн куб. м воды.

Кроме того, рассматривалась возможность полного запрета на использование артезианских скважин Араратской долины в период, когда нет необходимости в орошении. Ещё одно решение направлено на упорядочивание порядка водоснабжения рыбоводческих хозяйств долины, где развернули свою деятельность около 120 рыбоводческих хозяйств: в целях обеспечения их необходимыми объёмами воды планируется применить замкнутый цикл водоснабжения, что позволит сформировать единую цепь при производстве рыбы и рыбной продукции.

2 июля была образована межведомственная комиссия по координации деятельности по предотвращению возможной засухи или маловодья в Армении, выявлению возможных мер оперативного реагирования под руководством вице-премьера Сурена Папикяна. Несколькими днями ранее Н. Пашинян заявил о том, что «нашей глобальной стратегией в сельскохозяйственной сфере должно стать применение новых технологий – в том числе капельного орошения». При этом власти намерены стимулировать внедрение систем такого орошения максимально оперативно.

Данный шаг, если правительство начнет его реализацию, следует рассматривать как серьёзный и долгосрочный элемент стратегии решения проблемы. При этом, по словам главы правительства, «на сегодня основной проблемой является понять, что делать на этот и следующий год, поскольку все вопросы и проблемы оросительной системы невозможно будет решить за 1-2 года. Надо найти решения для обеспечения фермерских хозяйств, которые очень хорошо начали сельскохозяйственный год, чтобы не столкнулись с проблемами».

Пока же в качестве оперативной и краткосрочной меры 17 августа парламент принял во втором чтении правительственный законопроект, предусматривающий дополнительный забор воды из озера Севан. По сути, речь идет о внесении изменений в постановление правительства «Об утверждении годовых и комплексных программ мероприятий по восстановлению, сохранению, воспроизводству и использованию экосистемы озера Севан». В оросительный период текущего года в качестве исключительной меры предполагается установить максимальный годовой объем попусков воды на орошение из озера Севан в размере 245 млн куб. м вместо прежних 170 млн куб. м, т. к. к 15 августа объём попусков воды уже составил 168,244 млн куб. м.

Как заявил министр территориального управления и инфраструктур Армении Гнел Саносян, законодательная инициатива направлена на частичное смягчение дефицита оросительной воды для земель, получающих воду из деривационной системы Севан – Раздан.  На 1 августа текущего года из-за большого расхода воды в первые два летних месяца наполненность сравнительно крупных водохранилищ составляла 226,21 млн куб. м, что меньше показателя за аналогичный период прошлого года на 125,77 млн куб. м. Помимо этого, по его словам, из-за жаркой погоды и малого количества осадков в реках Мармарик, Раздан, Касах и Азат резко сократился сток воды, и для восполнения нехватки воды попуски из Севана и водохранилищ республики на оросительные нужды в этом году начались раньше запланированного срока.

В контексте долгосрочных планов правительства на предстоящие пять лет обратим внимание на заявление Н. Пашиняна, пообещавшего в рамках программы правительства на 2021-2026 гг. начать строительство 15 новых водохранилищ. Эту меру он представил как стратегию, учитывающую климатические изменения в мире и регионе. Даже без учета климатических изменений накопление водных ресурсов всегда было стратегической задачей: «В этом году мы постоянно сталкиваемся с водными проблемами (в сфере орошения). Конечно, в текущем режиме мы пытаемся решить эти вопросы, но стратегическое решение должно быть фундаментальным: экономия воды и эффективность ее использования».

Время покажет реализуемость этих планов в современных условиях – заметим, что проекты строительства в Армении почти 50 водохранилищ были подготовлены еще во времена «позднего» СССР, и можно предполагать, что часть из этих проектов и будет задействована. Если, конечно, «варчапет» не забудет о своих обещаниях, а правительство «пробьёт» очередной кредит то ли от Всемирного банка и ЕБРР, то ли от Азиатского банка и Евразийского банка развития.

С учётом быстрого роста долговой нагрузки вариант, конечно, не лучший, однако если Армения (в отличие от соседней Грузии) намерена сохранить свое сельское хозяйство, то иного выхода у нее просто нет.

Саркис Мартиросян, политолог

Источник

Теги: Армения