Зачем России мигранты из Африки?

В середине апреля СМИ обратили внимание на громкий демографический прогноз, в котором говорится о необходимости массового завоза в Россию мигрантов для компенсации естественной убыли населения. Причем завозить их, как утверждают авторы прогноза, придется, возможно, даже из стран Африки и Ближнего Востока.

Привлекший внимание СМИ прогноз был подготовлен сотрудниками Института демографии Высшей школы экономики В. Юмагузиным и М.В. Винник и опубликован в первом номере «Журнала новой экономической ассоциации» за 2023 г. под названием «Долгосрочный прогноз компенсаторной миграции в России». Авторы прогноза настойчиво подчеркивают ключевую роль миграции в демографическом развитии России, отмечая, что, согласно самому пессимистичному варианту ее будущего, численность населения к 2100 г. без учета миграции составит всего 67,4 млн человек. Столь пессимистичный взгляд на демографию России приводит к мысли о том, что в будущем России из-за нежелания жителей стран бывшего СССР переселяться в РФ для поддержания численности населения придется завозить мигрантов из Африки.

Прогноз предусматривает три варианта демографического развития России, каждому из которых соответствуют свои сценарии рождаемости, смертности и миграционного прироста. Высокий, наиболее благоприятный сценарий предусматривает к 2100 г. рост рождаемости до 2,5 ребенка на женщину, рост продолжительности жизни до 85,7 лет у мужчин и 90,5 лет у женщин, а также ежегодный миграционный прирост в 430 тыс. человек. Средний вариант предполагает рост рождаемости до 1,85 ребенка на женщину, увеличение продолжительности жизни до 80,3 года у мужчин и 86,7 лет у женщин и миграционный прирост 250 тыс. человек в год. При низком, самом пессимистичном варианте рождаемость составит 1,4 ребенка на женщину, продолжительность жизни - 74,9 года у мужчин и 83,6 у женщин, а иммиграция - 100 тыс. человек в год с сокращением до 60 тыс. к 2100 г. Согласно высокому варианту прогноза численность населения России к концу 2100-х гг. превысит 210 млн, среднему – сократится до 137,5, а низкому – до 84,4 млн человек.

Ключевая проблема заключается в гипотезах естественного прироста населения, которые были положены в основу прогноза. В качестве его базы был выбран самый худший за всю современную демографическую историю России по уровню смертности 2021 г., на который пришелся разгар пандемии. Поэтому в прогноз заложена столь высокая естественная убыль населения, которая будет снижаться примерно с 1 млн человек в 2021 г. до 0,5 млн в начале 2040-х гг., после чего останется на этом уровне вплоть до начала 2060-х гг.

Между тем уже в 2022 г., когда пандемия пошла на спад, естественная убыль населения России сократилась почти вдвое – с более чем 1,0 до 0,6 млн человек, оказавшись даже ниже, чем в 2020 г. (0,7 млн). Если же взять три «допандемийных» года (2017-2019 гг.), ее среднегодовой объем составил и того меньше – около 226 тыс. человек. В сравнительно благоприятные в демографическом отношении 2007-2012 гг., когда убыль населения после введения маткапитала еще сохранялась, ее среднегодовой объем также составлял около 242 тыс. человек.

Таким образом, в условно «нормальные» с точки зрения уровня смертности периоды, когда естественного прироста населения, как в 2013-2015 гг., еще не наблюдалось, размер естественной убыли населения был как минимум вдвое ниже той цифры, которая заложена в среднем варианте прогноза (около 0,5 млн). Сокращение естественной убыли населения демонстрируют и данные за первые месяцы 2023 г. Если в январе-феврале 2022 г. она составляла 178,7 тыс., то за тот же период текущего – 101,9 тыс., сократившись по сравнению с тем же периодом прошлого года в 1,8 раза. И это в условиях частичной мобилизации и ожесточенных военных действий в зоне СВО.

Между тем именно грядущей естественной убылью населения и обосновывается необходимость привлечения в Россию огромного количества мигрантов. Ввиду нереальности роста рождаемости до уровня, предусмотренного высоким вариантом прогноза, его авторы настаивают на необходимости компенсировать естественную убыль населения за счет замещающей или «компенсаторной» миграции. Причем ее размер является зеркальным отражением прогнозируемой ими естественной убыли. По их расчетам даже для сохранения текущей численности населения при среднем сценарии ежегодный объем миграции на протяжении 40 лет должен составить 500 тыс. человек, а в ближайшие годы – 700-900 тыс. А низкий уровень рождаемости и продолжительности жизни потребует иммиграции в размере 1 – 1,2 млн человек в год. Достижение таких показателей авторы прогноза считают труднодостижимой задачей, в том числе по причине возможного исчерпания миграционного потенциала стран СНГ, которые являются для России основными миграционными донорами.

«Сейчас правительство ориентируется на репатриантов, на людей из бывшего Советского Союза — хоть какая-то историческая и культурная общность у нас имеется. В будущем миграционный потенциал этих стран будет убывать, - заявил в интервью радиостанции «Говорит Москва» Валерий Юмагузин. - Растёт уровень жизни в Казахстане, в Китае. Сейчас у нас из Казахстана очень маленький приток, наоборот, в Казахстан люди уезжают, потому что он сопоставим с Россией. Конкуренция идёт за рабочие места. В будущем, возможно, надо будет переходить на страны Южной Азии, возможно, даже Африки».

Странно в этом заявлении то, что ни Китай, ни Казахстан основными поставщиками ни трудовых, ни «постоянных» мигрантов для России не являются. Подавляющая часть временной, в том числе трудовой иммиграции, в РФ сегодня генерируется тремя странами Средней Азии – Узбекистаном, Таджикистаном и Киргизией. Их население продолжает быстро расти и особых признаков замедления демографического роста, а значит, и числа потенциальных мигрантов пока не заметно.

Так, население Узбекистана, основного поставщика рабочей силы в Россию, по данным статагентства республики, на 1 апреля 2023 г. достигло 36 млн 197,8 тыс. человек, увеличившись по сравнению с тем же периодом прошлого года на 2,2%. С начала 2023 года население РУз выросло на 172,8 тыс. человек, увеличиваясь каждый месяц в среднем на 57,6 тыс. Накануне распада СССР число жителей республики составляло всего 20,6 млн и почти удвоилось за постсоветский период. Население Таджикистана, занимающего второе место по числу прибывающих в Россию трудовых мигрантов, а в последнее время и по числу случаев получения российского гражданства, к началу 2023 г. превысило 10 млн человек, также удвоившись по сравнению с 1991 г. (5,4 млн). К середине столетия его численность по прогнозам достигнет 16,2 млн, а к концу нынешнего века -  25,3 млн. Ожидать сокращения числа мигрантов из Средней Азии в условиях сохранения высокого демографического роста не приходится. Более того, перед Россией стоит совсем иная задача, связанная с чрезмерностью этого притока и порождаемыми им проблемами.

При всем этом иммиграция из стран Средней Азии, которая большей частью носит временный характер, отнюдь не является сегодня основным источником восполнения демографических потерь России. После начала СВО главным страной-донором для нее стала Украина. По данным источников ТАСС в силовых структурах, на 20 февраля 2023 г. в Россию прибыло 5,3 млн беженцев с территории Украины, включая 738 тыс. детей.

Даже если учесть «антивоенную» эмиграцию из России, максимальные оценки которой составляют 1-1,5 млн человек, положительное сальдо миграционного обмена за год, который прошел с начала военных действий, должно составить для России около 3,5-4 млн человек. Кроме того, 6,2 млн человек проживало на территориях, которые по итогам сентябрьских референдумов вошли в состав РФ. Часть из них в ходе военных действий, по-видимому, покинула эти территории, переселившись в Россию или на Украину. Одновременно в новые российские регионы фиксировался приток населения с территорий, подконтрольных киевским властям.

Учитывая «волатильный характер» данных по миграции, численность населения России можно осторожно оценить в 150-155 млн человек, что делает задачу по поддерживанию численности населения в 146 млн уже неактуальной. К тому же исход военного конфликта с Киевом пока не ясен, юго-западный «фронтир» России в условиях активных военных действий является подвижным и вполне может продолжить двигаться на запад, еще более увеличивая численность населения.

Все это не отменяет, конечно, важность мер по стимулированию рождаемости, а также привлечению в Россию русского, русскоязычного или лояльного ей европейского населения. Но потребность в ежегодном завозе сотен тысяч мигрантов, тем более из стран Африки и Ближнего Востока в обозримой перспективе однозначно отсутствует.

Александр Шустов, политолог

Источник