Армения и Азербайджан: нашла коса на камень

Азербайджан потребовал ввести международные санкции против Армении. Это произошло 22 июня на заседании исполкома ПАСЕ в Страсбурге. Десятью днями ранее в азербайджанских СМИ, а затем в российской центральной прессе прошла информация о том, что на село Лакатаг Джулфиского района Нахичеванской автономной республики напали армянские вооружённые силы. Аналитики и эксперты заговорили об «очередном обострении».

11 июня на сайте ИА «REGNUM» появилось сообщение о том, что на село Лакатаг Джулфиского района Нахичеванской АР напали армянские ВС. Агентство сослалось на азербайджанские СМИ. Имеется и собственное подтверждение, полученное российскими журналистами.

«В данный момент идёт бой, жители села Лакадаг вынуждены покидать свои дома», — сказал на тот момент корреспонденту агентства местный житель Айнур Серкеров. По его словам, среди военных Азербайджана есть потери.

От пресс-службы Минобороны Азербайджана телефонное подтверждение получить не удалось: на звонки никто не отвечал.

ИА «REGNUM» напомнило: ранее генерал-майор Тер-Тадевосян заявил, что армянские силы готовятся нанести удары по азербайджанской стороне, иначе Азербайджан посчитает, что армянская сторона «дала слабину». Речь шла о недавнем инциденте на армяно-азербайджанской границе, в Нахичевани.

Агентство уточнило, что 5 июня погибли армянские солдаты-контрактники Андраник Егоян и Борис Гаспарян. Это случилось из-за нарушения режима прекращения огня, указывает информационный ресурс.

Тер-Тадевосяну ответили 12 июня на портале 1news.az.

По словам депутата Милли Меджлиса, главы Демократической партии Азербайджана (ДПА) Асима Моллазаде, публичные разглагольствования, озвучиваемые армянскими военнослужащими в отставке, свидетельствуют о паническом страхе армянской элиты.

Азербайджанский парламентарий считает, что усиление военной мощи Азербайджана не даёт покоя армянской стороне: «На фоне укрепления военного потенциала Азербайджана Еревану ничего не остаётся, кроме как вести такую «информационную войну» с элементами дешёвых угроз, рассчитанных на настроение внутреннего потребителя информации. Так называемые угрозы армянской стороны — это абсолютный бред, рассчитанный на внутреннюю аудиторию с целью успокоить население если не действиями, то хотя бы словами. На самом деле руководство страны будет и дальше пытаться сохранять существующее положение дел, потому что статус-кво выгоден Армении. Думаю, «угрозы», которые озвучил армянский пенсионер, не стоит воспринимать серьёзно и придавать им какую-то внешнюю политическую окраску».

Иную точку зрения имеет депутат Милли Меджлиса Вахид Ахмедов. По его мнению, Армения все эти годы демонстрировала агрессивную политику в отношении Азербайджана, и она способна устроить диверсию. «Не факт, — отметил он, — что армянская сторона попытается нанести удары по азербайджанским коммуникациям, потому что вряд ли станет рисковать интересами Запада и России, завязанными с Баку. Тем не менее, она способна сделать «телодвижение» в этом направлении. Зная сепаратистские настроения в самой Армении и Карабахе, а также беспринципность политических элит в стране, возможность осуществления диверсионных «сюрпризов» с армянской стороны не оставляет сомнений».

Александр Широков («Лента.ру») пишет, что к признакам обострения конфликта между Арменией и Азербайджаном можно отнести несколько событий последних дней: военно-тактические учения Армении, затем Азербайджана в прифронтовой зоне, а также визит миссии ОБСЕ по приглашению Баку. И происходит всё это на фоне роста инцидентов.

Официальный Баку, напоминает журналист, анонсировал проведение крупных войсковых учений: одни они проведёт совместно с Турцией, а другие стартуют накануне Дня вооружённых сил республики. Наблюдатели считают, что Азербайджан рискует, приближаясь к прифронтовой полосе. С армянской стороны звучат жёсткие заявления…

Важно понимать, что «запущенные» процессы зачастую неуправляемы, отмечает журналист. Нет повода говорить о том, что Армения и Азербайджан могут удержать контроль над ситуацией. На днях армянская пресса обнародовала итоги операции, по результатам которой были взяты пограничные высоты, разделяющие территории Армении и Нахичеванской АР. Это и есть основания для нового витка конфликта.

«Рассуждая о надвигающейся горячей фазе конфликта вокруг Нагорного Карабаха, следует говорить как о качественных, так и о количественных признаках, — сказал корреспонденту «Ленты» азербайджанский политолог Ильгар Велизаде. — В качестве качественного признака необходимо иметь в виду характер военных приготовлений сторон, ужесточение политической риторики на фоне отсутствия реальных подвижек в переговорном процессе».

Эксперт предложил внимательнее приглядеться к «усиленной милитаризации сторон конфликта, росту числа инцидентов на линии фронта, в том числе росту числа убитых и раненых среди мирного и гражданского населения». Вывод политолога: «Сказанное не просто настораживает, но и позволяет делать неутешительные выводы о растущей эскалации напряжённости, грозящей вылиться в новый горячий конфликт между сторонами».

Политический же конфликт последних дней выплеснулся на международный уровень.

Как передаёт «АрмИнфо» со ссылкой на «АПА», 22 июня Азербайджан обратился в Бюро ПАСЕ с требованием ввести санкции против Армении.

Вечером 22 июня в Страсбурге состоялось заседание Исполнительного комитета ПАСЕ, на котором обсуждался проект резолюции «О введении санкций в отношении Армении за удерживание азербайджанских территорий под вооружённой оккупацией». Автор документа — член азербайджанской делегации в ПАСЕ Эльхан Сулейманов.

Смысл проекта прост: Сулейманов выдвинул требование ввести санкции в отношении армянской делегации вплоть до прекращения «оккупации азербайджанских территорий», отказать ей в праве на голосование и исключить из руководящих органов структуры.

Исполнительный комитет ПАСЕ направил проект резолюции в Бюро ПАСЕ для обсуждения. Окончательное решение по проекту резолюции будет принято 27 июня на заседании Бюро ПАСЕ.

Выступила и председательница ПАСЕ Анн Брассёр. По её словам, которые цитирует ИА «REGNUM» со ссылкой на «АПА», территориальная целостность Азербайджана является абсолютным приоритетом.

«Как вам известно, в 2005 году по этому вопросу мы приняли резолюцию 1416. Считаю, что в этом документе мы осудили оккупацию азербайджанских земель и выразили поддержку территориальной целостности страны. Такой документ уже имеется, а сейчас мы должны рассмотреть, в какой форме можно будет принять новый отчёт», — заявила она в Страсбурге.

Далее Брассёр отметила, что документ будет обсуждаться на заседании Бюро ПАСЕ 27 июня: «Об этом я заявляла и в Баку, повторю и здесь. Территориальная целостность Азербайджана для нас является абсолютным приоритетом».

Что касается возможного «замораживания» полномочий делегации Армении, то Брассёр отметила следующее: «От нас требуют, чтобы мы ввели санкции против Армении. Но в этом предложении нет ничего конкретного о замораживании полномочий делегации Армении. Этот вопрос будет обсуждён на заседании Бюро, которое пройдёт в последний день сессии. Сейчас я ничего не могу сказать об этом».

Итак, 27 июня окончательно прояснится отношение ПАСЕ к армяно-азербайджанскому конфликту.

В связи с этим интересен и другой вопрос: как аукнется возможный конфликт России? Следует подумать о последствиях, с которыми Россия может столкнуться в случае, если закавказский конфликт не ограничится воинственной дипломатией.

«Если конфликт разгорится с новой силой, можно предполагать, что в него будут вовлечены и региональные, и международные акторы», — сказал «Ленте.ру» азербайджанский политолог Ильгар Велизаде.

Его точку зрения поддерживает специалист по Среднему Востоку Александр Князев, сказавший о возможном переходе «нестабильности из Афганистана» в Каспийский регион, «непосредственно к границам Казахстана». По словам эксперта, необходимо помнить, что главная цель конфликтов находится в плоскости доктринальных установок XX века, в которых главная мысль — сдерживание России. И все самые крупные события последнего времени представляют собой «противодействие евразийской интеграции, форматам ТС и ЕАЭС». Поэтому «следующие направления этого противодействия будут приходить не только с Закавказья, но и с юга России».

По мнению Александра Широкова, в подобный контекст идеально вписываются другие конфликтные модели, уже получающие развитие на соответствующем пространстве — сепаратизм в Казахстане и Узбекистане.

К этому надо добавить заявление посла Азербайджана в России Полада Бюльбюльоглу о ЕАЭС, которое он сделал в ходе азербайджано-российского форума.

«Президент Азербайджана уже выразил свою позицию по этому вопросу, и нам нечего добавить», — заявил он. «Мы ещё посмотрим, что из себя представляет эта организация, изучим её и выскажем свою позицию. Но пока у нас нет планов по вступлению в эту организацию», — сказал Бюльбюльоглу.

Что до решения карабахского конфликта, то подход Азербайджана не изменился.

Выступая 23 июня в ПАСЕ в качестве председателя Комитета министров СЕ, министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров ответил на вопрос о нагорно-карабахском конфликте. Он подчеркнул, что Азербайджан имеет здесь единственный подход: «…В качестве министра иностранных дел Азербайджана, принимающего непосредственное участие в переговорах с армянской стороной по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, я могу сказать, что план урегулирования этого конфликта уже есть. Речь идёт о резолюциях Совета безопасности ООН и международных правовых нормах. ООН очень влиятельная организация, и к её решениям следует относиться с уважением. То есть фундаментальные решения в связи с нагорно-карабахским конфликтом уже имеются. Эти решения, принятые в 1993 году, показывают, что требования к Армении всё ещё остаются в силе. От Армении требуется вывести свои войска с азербайджанских территорий. Считаю, что эти резолюции должны быть выполнены. Если урегулирование конфликта будет идти этим путём, это пойдёт на пользу региону. Чем скорее это произойдёт, тем лучше для живущих там людей. Мы очень надеемся, что Совет Европы, как и всегда, будет сохранять свою принципиальную позицию в связи с территориальной целостностью стран. Эта позиция была бы самой правильной и полезной с точки зрения международных правовых норм».

Армения в ответ выдаёт статьи под такими заголовками: «Алиевский режим тужится перед ПАСЕ», где рассказывает о «политзаключённых в алиевском Азербайджане». Которыми, кстати, уже занимается Комитет ПАСЕ по юридическим вопросам и правам человека.

Итак, информационная война в разгаре. Ждём 27 июня и резолюции ПАСЕ. Напомним, что российская делегация в работе Парламентской Ассамблеи Совета Европы участвовать отказывается — до тех пор, пока в организации не будут восстановлены все полномочия РФ.

Обозревал и комментировал Олег Чувакин
— специально для topwar.ru