“Бесславный конец бандеровцев в Карабахе”

Продолжаем публикацию статьи “Бесславный конец бандеровцев в Карабахе” о наемниках из Украины, влившихся в ряды азербайджанской армии едва ли не с первых дней национально-освободительной войны карабахцев, а также о масштабных поставках украинского вооружения Азербайджану.

Кроме коммерческих интересов не исключено, что украинские наемники и продавцы оружия также выступали подсознательно или вполне подсознательно против Карабаха, тяготеющего к России. Слово “бандеровцы” в заголовке статьи, конечно, использовано в нарицательном смысле — так в советское время называли украинских националистов. Недавние события показали, как много на Украине поклонников и последователей “патриота” Бандеры.
Кто же был Степан Бандера (1909-1959)? Мнения об этой личности совершенно противоположны. Для одних он патриот, для других — террорист и бандит, для третьих — и вовсе некое божество. В 2010 году ему было присвоено звание Героя Украины. Он родился в семье священника. Стал одним из первых членов Организации украинских националистов (ОУН), вскоре превратился в одного из ее харизматичных лидеров. Обучался в немецкой разведшколе. В 1934 году организовал убийство министра внутренних дел Польши Перецкого, потом последовали новые теракты. Был приговорен к смерти, но казнь заменили пожизненным заключением, точнее — к семи пожизненным заключениям.
Перед войной начал создавать Легион украинских националистов — будущее ядро Украинской повстанческой армии (УПА). Главной целью была борьба “против большевистской Москвы” и “восстановление и защита независимой Украинской державы”. В “борьбе и восстановлении” в средствах не стеснялись, даже пошли на сотрудничество с немцами. Крови пролили вдоволь. В 1941-1944 гг. немцы упекли Бандеру в концлагерь — не сговорились. Впрочем, содержался он в приличных условиях. Поддерживал связь с соратниками и рулил процессом создания УПА и ее действиями. После окончания войны Бандера продолжил свою созидательную деятельность вполне легально, стал во главе ОУН(б) и целиком отдался антисоветской борьбе.
К началу 50-х годов обосновался в Мюнхене, советские спецслужбы несколько раз пытались его ликвидировать, но тщетно. 15 октября 1959 года Степан Бандера был убит в Мюнхене в подъезде своего дома, где он жил с семьей. Здесь его ждал агент КГБ Сташинский — следил за ним много месяцев. Бандера был почему-то без телохранителей. Сташинский выстрелил в Бандеру из пистолета-шприца с цианистым калием. Хлопок едва был слышен, но соседи услышали предсмертный крик жертвы. Сташинский сделал ноги, но через некоторые время немецкая полиция арестовала его, прошел громкий судебный процесс, и агента КГБ посадили. Отбыв срок — восемь лет, убийца Бандеры исчез. А Степан Бандера — вечно живой — стал знаменем украинских националистов.

Несмотря на то что бывший офицер пошел воевать за деньги, его можно понять. В 1991 году авиационный полк, который дислоцировался под Баку и в котором служил Беличенко, попросту разогнали, и боевой офицер остался не у дел. Поиски работы положительного результата не принесли, а тут такое предложение — хорошая зарплата и работа, которую он умеет выполнять: летать и стрелять. Согласно показаниям Юрия Беличенко, он дал согласие на просьбу эмиссаров Народного фронта Азербайджана перегнать за умеренную плату самолеты с военного аэродрома в населенном пункте Насосный на военный аэродром в Гянджу. После этого ему было предложено совершать боевые вылеты в районы, находящиеся под контролем армян. “В Карабахе на боевые задания летал месяц. Перед очередным вылетом мне давали карту с нанесенными на ней объектами, подлежащими уничтожению. Что это были за объекты, мне не говорили”, — рассказывал Беличенко. Но мы уже знаем, что это были города и села, и бомбили украинские летчики мирное население.
Всего за время нахождения в рядах ВВС Азербайджана Беличенко на самолете МиГ-25ПД совершил 16 боевых вылетов. Военным трибуналом Нагорного Карабаха Беличенко был приговорен к высшей мере наказания — к смертной казни, позже был помилован, а после помилования Беличенко служил начальником аэропорта в Степанакерте, потом вернулся на родину.

Рассказывает
Дмитрий Корчинский,
член УНА-УНСО:

“В конце весны 1994 года к нам обратились родственники летчика Беличенко. Он был сбит над Нагорным Карабахом, попал в плен и приговорен к смертной казни. Беличенко служил в Азербайджане. Мы старались заинтересовать его судьбой МИД Украины, но напрасно. Тогда я поехал сам.
...Через три часа езды по горной дороге мы были в Степанакерте. Было видно, что город сравнительно недавно бомбили, встречались разрушенные и сгоревшие дома, но ощущалось, что за порядком смотрят. Комитет обороны охранял один милиционер с пистолетом. Председателем Комитета был Роберт Кочарян... Мы заговорили о Беличенко. Кочарян согласился заменить смертную казнь на пожизненное заключение. Условием полного помилования он назвал официальное обращение к нему МИД Украины”.
5 сентября 1991 года был сбит Ми-24, в котором погибли майор Сергей Синюшкин и капитан Евгений Карлов, которые согласились выполнить несколько боевых вылетов за определенную плату. Оба были уроженцами Украины. По некоторым данным, за годы войны армянским подразделениям удалось сбить 7 самолетов и несколько вертолетов. Но сейчас, по прошествии времени, уточнить это почти невозможно. Правду знают только в Главном штабе ВС РА, но она не подлежит разглашению.
...Еще в начале 90-х годов Украина вопреки резолюции ООН, призывающей воздерживаться от поставок вооружений в зоны конфликта, поставляла оружие и военное имущество в Азербайджан. Она открыто односторонне вооружала азербайджанскую сторону в период ведения активных боевых действий, по поводу чего МИД Армении в сентябре 1993 года выступил с официальной нотой протеста, которую пыталось, было, опровергнуть внешнеполитическое ведомство Украины. В сентябре 1993 г. из Украины в Азербайджан на самолетах было отправлено 85 танков Т-72. Примерно в тот же период Азербайджан получил около 50 танков Т-55 и несколько боевых самолетов МиГ-21, причем после запросов ряда организаций по контролю над вооружениями Баку был вынужден признать данный факт и уведомить государства — участники ДОВСЕ. Зимой 1993-1994 гг. Украина также поставила свыше 50 танков.
В сентябре 1993 г., в ответ на официальную ноту протеста со стороны МИД Армении, украинское внешнеполитическое ведомство опровергло факт передачи танков Азербайджану. По заявлению МИД Украины, Азербайджану лишь были возвращены отремонтированные на украинских предприятиях азербайджанские танки. Однако надо отметить, что в частях 4-й Армии на территории Азербайджана находились на вооружении танки Т-72, но никак не Т-54, Т-55 или Т-62, тем более в таких крупных количествах. Стало быть, все танки данных типов, широко использовавшиеся Азербайджаном в ходе боевых действий в Нагорном Карабахе, были получены республикой из других государств. Впрочем, в своем докладе за 1993 г., предоставленном в Регистр обычных вооружений ООН (UNROCA), Украина признала передачу 100 танков и 10 боевых самолетов Азербайджану. Позднее, уже в 1994 г., как отмечают западные исследователи, появились новые сведения о поставках танков из Украины в Азербайджан. Уже без уведомления государств-участников ДОВСЕ Баку закупил у Украины 12 самолетов МиГ-21, 4 Су-15, 2 Су-25, а также 100 танков Т-55. Весной 1994 г. в Азербайджан спецрейсами были доставлены запчасти к танкам Т-62. В 1996 г. в Азербайджан было доставлено 2600 ракет для реактивных систем залпового огня БМ-21.
С тех пор поставка вооружений никогда не прерывалась, точно так же, как и попытки отрицания этого несомненного факта украинской стороной. В качестве примера было приведено заверение начальника Генерального штаба Украины Сергея Кириченко в Ереване 24 мая 2006 года: “Украина не вмешивается в конфликты между странами и не поставляет вооружений одной из сторон. Это касается как легкого вооружения, так и танков, и самолетов”. Для уточнения более полной картины незаконных поставок вооружения в регион следственной комиссии необходимо обратить внимание и на другое, вовсе не второстепенное обстоятельство. В 2006-2007 гг. из Украины в Азербайджан был поставлен значительный объем запасных частей к различным видам вооружения. Широта их ассортимента дает основание утверждать, что, по сути, в Азербайджан таким образом перевозились разукомплектованные вооружения, конечная сборка которых производится на территории АР (косвенным подтверждением этому является интенсивный рост производственных мощностей Министерства оборонной промышленности Азербайджана).
Особый интерес в этой связи представляют запчасти, предназначенные для доукомплектования находящейся на вооружении ВС АР техники, не указанной в Реестре ООН.
В 2013 году был заключен контракт на поставку в Азербайджан продукции, выпускаемой на донецком оборонном заводе “Топаз”. Сообщая об этом, украинский военный портал mil.in.ua не исключает, что речь идет о станции радиотехнической разведки “Кольчуга”. Следует отметить, что данная техника позволяет обнаруживать и распознавать наземные, воздушные и надводные цели, при этом сама остается незамеченной.
“Кольчуга”, работая по принципу тропосферного распространения, способна не только обнаруживать, но и распознавать наземные (надгоризонтные) и воздушные цели. В памяти системы записаны разнообразные образцы предполагаемых целей. Поскольку система ведет разведку в пассивном режиме, то есть сама радиоволны не излучает, поэтому обнаружить ее трудно. Комплекс “Кольчуга” состоит из трех станций. Он способен с высокой точностью определять координаты наземных и надводных целей, маршруты их движения на расстоянии до 600 км в глубину территории и на 150 км по фронту, а для воздушных целей на высоте 10 км — до 800 км. Система оборудована параллельным 36-канальным приемником обнаружения и электроникой, способной исключить фоновые сигналы и одновременно сопровождать сигналы от 200 целей. Благодаря пассивной радиолокации “Кольчуга” не может быть обнаружена традиционными средствами радиоэлектронной разведки. Естественно, что управлять этой сложной системой сам Азербайджан не в состоянии по причине отсутствия кадров. Значит и специалистов поставляет Украина.
Мы намеренно сделали упор на поставку военной техники из Украины в Азербайджан, потому что наемник приехал, пострелял, если остался в живых — получил обещанные деньги и благополучно уехал. То есть это разовая акция. Техника же понятие более серьезное и она, даже морально устаревшая, способна изменить ход войны. Правда, в том случае, если противник вооружен дубиной. А если вооружение противника лучше и новее — то вопросы снимаются.
Ко всему сказанному следует добавить, что Дмитро Ярош вместе с Доку Умаровым организовал лагерь для террористов в Закаталах, в Азербайджане, где готовились боевики для операций в НКР. А Петр Порошенко, экс-глава СБ Украины, прямо заявил: “В случае необходимости Украина однозначно поддержит Азербайджан”.
Добавим также, что снайперами в основном были женщины из Украины и Прибалтики, бывшие биатлонистки. Во время боев за одну из деревень женщина-снайпер в течение многих часов одна сдерживала наступление армянского отряда. Как рассказал автору писатель Бакур Карапетян, во время одного из боев была убита женщина-снайпер, при которой были документы гражданки Украины.
И последнее. “Несмотря ни на что, и тогда, в начале 90-х годов XX века, и сейчас Украинская национальная ассамблея — Украинская народная самооборона УНА-УНСО всегда выступала в карабахском конфликте за сохранение территориальной целостности Азербайджана. УНА-УНСО окажет Азербайджану посильную помощь для восстановления своей территориальной целостности”, — заявил недавно председатель исполкома УНА-УНСО Микола Карпюк.
И сегодня, когда боевики-бандеровцы грозятся войти в Крым и “очистить его от москалей”, сразу вспоминается бесславная смерть тех же наемников в горах Карабаха.

Автор: Роман СЕВАНСКИЙ
Источник: www.nv.am