Что ожидает экономику Белоруссии в 2014 году

Наступивший 2014 год готов стать для Белоруссии определяющим как в области социально-экономического, так и политического развития. Избежав в прошлом году серьезных потрясений, Минск стоит перед нелегким выбором – социальная стабильность или путь реформ. По мнению ряда экспертов, у белорусского руководства сегодня есть шанс удержать экономику страны от резкого падения, тем более что буквально накануне новогодних праздников Минск получил долгожданный подарок от своего восточного соседа: Россия заявила о готовности выделить до 2 млрд. долларов США для стабилизации экономической ситуации в Белоруссии. Правда, новогоднее настроение было подпорчено очередным переносом предоставления последнего транша кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС в размере 440 млн. долларов, что стало прямым отражением событий 2013 года.

Решение Совета Антикризисного фонда ЕврАзЭС продлить действие стабилизационной программы для Белоруссии до 1 июля 2014 года и отложить рассмотрение вопроса о предоставлении шестого транша на III квартал 2014 года связано с тем, что белорусская сторона из 14 показателей, выполнение которых было главным условием финансирования, на 1 октября 2013 года не выполнила 10. Это означает, что Совет, где главную скрипку играет Россия, устал от многочисленных обещаний и решил принять жесткие меры, чтобы заставить Минск выполнить взятые на себя обязательства и провести необходимое реформирование экономики. Правда, политически сделать это будет достаточно сложно, так как президент Белоруссии негативно относится к повышению тарифов на жилищно-коммунальные услуги и стоимость проезда в общественном транспорте, что является одним из индикативных параметров программы фонда. Да и приватизация в стране идет крайне медленными темпами, а местная номенклатура весьма инертна в принятии самостоятельных решений.

Однако именно от того, сумеют ли в Минске побороть многолетнюю традицию масштабных и зачастую неэффективных финансовых вливаний в социальную сферу и продвинуться по пути реформирования экономики, зависит то, как будет развиваться ситуация в республике в 2014 году. Конечно, сделать решительный шаг будет крайне тяжело, особенно на фоне постоянного прессинга со стороны оппозиции и западных стран, но без него страну ждут тяжелые времена.

Нынешний год будет определяться несколькими основными показателями, которые имеют не только экономическую природу, но и политическую, – в республике грядут выборы в местные советы депутатов, а вся политическая элита страны уже готовится к президентским выборам 2015 года. В этой связи номенклатура уже пытается найти баланс между популистскими обещаниями и реальными возможностями развития республики. Об этом, например, говорит утверждение президентом в последние часы 2013 года важнейших параметров прогноза социально-экономического развития и «Основных направлений денежно-кредитной политики Беларуси на 2014 год». В этих двух документах за многочисленными популярными в народе мерами по сдерживанию инфляции, росту заработной платы и т.п. ощущаются попытки реально взглянуть на вещи. Например, прирост ВВП запланирован всего лишь на уровне 3,3% (против плановых 8,5% 2013 года), а производительности труда – на 6,9% (на треть меньше, чем в прошлом). При этом сальдо внешней торговли товарами и услугами ожидается положительным на уровне 0,1% к ВВП, что весьма близко к реальности в случае удачного стечения обстоятельств. Однако даже такие, казалось бы, более чем скромные по сравнению с прошлыми годами показатели вряд ли будут выполнены, если власти не решатся на серьезные структурные изменения в экономике.

По всей видимости, это прекрасно понимают в Кремле, где всячески пытаются подтолкнуть Минск к реформам и более активной приватизации. Говорят об этом многие факторы. Например, предоставление Белоруссии в 2014 году государственного финансового кредита планируется производить частями (первый транш в размере 450 млн. долларов США) и при условии выполнения официальным Минском обязательств по уплате процентов и погашению основного долга по ранее предоставленным Россией госкредитам, а также кредитам, полученным из Антикризисного фонда ЕврАзЭС. Вдобавок к этому Москва, пойдя на определенные уступки, согласовала накануне нового года поставки нефти лишь на первое полугодие (вместо общего объема на год), согласившись при этом рассмотреть возможность предоставления Белоруссии запрашиваемых ею 23 млн. тонн (изначально планировалось не более 21 млн. тонн). Все это свидетельствует не только об определенных договоренностях руководства двух стран, но и некотором недоверии к белорусам с российской стороны. В России подчеркивают, что диалоговое окно не закрыто, а Минску необходимо самостоятельно сделать несколько шагов навстречу. Готово ли белорусское руководство их сделать, покажут уже ближайшие месяцы. Однако уже сейчас необходимо констатировать, что в стране, как никогда прежде, созрели все предпосылки, чтобы проявить политическую волю в данном направлении.

Многие аналитики, как внутри республики, так и в России, полагают, что при всех существующих сегодня признаках стагнации, белорусская экономика все же имеет возможность начать более активный рост в нынешнем году. В первую очередь это может быть связано с желанием белорусского руководства вступить вслед за своими партнерами по ЕЭП во Всемирную торговую организацию, что, в свою очередь, предполагает модернизацию производства и повышение его конкурентоспособности. Более того, Национальный банк Белоруссии уже не первый месяц придерживается сдержанной денежно-кредитной политики, призванной стабилизировать финансовую сферу и, по всей видимости, в ближайшее полугодие отказываться от нее не планирует. По крайней мере, до особого распоряжения главы государства.

Далее, в 2014 году правительство Белоруссии наметило масштабную приватизацию государственной собственности и максимальную интеграцию белорусских и российских предприятий, что должно стимулировать приток инвестиций и развитие ряда отраслей реального сектора экономики страны. Например, в нынешнем году должен завершиться процесс объединения белорусского ОАО «Пеленг» со структурой Федерального космического агентства России, а также интеграция белорусского ОАО «Интеграл» и российского ОАО «Росэлектроника». Если не произойдет каких-либо серьезных потрясений, то в первой половине 2014 года должно свершиться и главное интеграционное событие – создание холдинга двух автогигантов МАЗа и КамАЗа. Надо сказать, что у белорусской стороны на сегодняшний день не осталось практически никаких причин и отговорок, чтобы не сделать этого, тем более что руководство республики официально избрало курс на увеличение прямых иностранных инвестиций и улучшение инвестиционного климата в стране.

Из-за серьезных политических проблем с Евросоюзом, а также отсутствия реального интереса к Белоруссии со стороны Китая Минск может рассчитывать лишь на финансовые потоки из России. Поэтому для белорусской стороны будет крайне важно провести все обещанные сделки на должном уровне, подтвердив на практике свою заинтересованность в реальном сотрудничестве. Если этого не произойдет, белорусской экономике придется крайне тяжело: 2014 год – год серьезных выплат по внешним и внутренним долгам республики, так как с 2013 года Белоруссия вошла в трехлетний период пиковых выплат по внешнему долгу. В нынешнем году платежи по погашению и обслуживанию внешнего долга возрастут и составят 3,2 миллиарда долларов, а сам госдолг ожидается на уровне 14,6 миллиарда долларов (около 20% ВВП, что ниже пороговых значений в параметрах экономической безопасности страны). Правда, данная сумма была рассчитана без учета российского кредита, отдавать который, если он будет выдан, необходимо с 2017 года.

Для того чтобы решить большую часть своих проблем, Белоруссии необходимо будет оптимизировать и свою внешнюю торговлю. Однако в связи с тем фактом, что страны Европы, постепенно выходящие из стадии острого экономического кризиса, пока еще не стремятся наращивать импорт, а Россия ожидает от Минска серьезных шагов навстречу, белорусской стороне будет крайне сложно рассчитывать на рост спроса на свою продукцию. Более того, если внешнеторговое сальдо на протяжении года будет находиться в постоянном минусе, то перед Нацбанком страны встанет дилемма: либо масштабно продавать золотовалютные резервы (которых и без того не хватает), чтобы не допустить резкого социального недовольства, либо девальвировать рубль для помощи предприятиям-экспортерам. Причем девальвация, если в республику не будут привлечены дополнительные средства, грозит быть не менее серьезной, чем в 2011 году. Помимо всего остального это подтверждается простыми цифрами: только по итогам 2013 года дефицит текущих операций платежного баланса оценивается более чем в 6 млрд. долларов, а в нынешнем прогнозируется еще дополнительные 6,7 млрд. при дефиците торгового баланса в 1,9 млрд. долларов США. В предкризисном 2010-м и начале 2011 года ситуация была более чем схожая.

Пережить экономические потрясения Белоруссия сможет лишь при условии серьезных финансовых вливаний и улучшения ситуации на мировых рынках и в первую очередь на рынках калийных удобрений и нефтепродуктов. В первом случае следует ожидать возобновления белорусско-российского альянса, что приведет к постепенному восстановлению позиций «Беларуськалия». Сегодня к этому созрели все предпосылки, а руководству двух стран удалось нейтрализовать последствия громкого ареста в Минске гендиректора «Уралкалия» В. Баумгертнера. Более того, Белоруссия в большей степени заинтересована в воссоздании деловых связей, так как в отличие от России, где основные потери легли на плечи частных лиц, а государство было затронуто лишь косвенным образом, она оказалась в более невыгодном положении. Помимо того, что часть шахт на «Беларуськалии» была закрыта, а рабочие были переведены на четырехдневку, республиканский бюджет не досчитался многих миллионов долларов из-за низкой продажи калийных удобрений.

Необходимо отметить, что в Белоруссии, похоже, окончательно уверились в том, что торговать удобрениями без российских менеджеров, увы, не получается. Поэтому в ожидании возобновления сотрудничества руководство страны решило продлить до 31 марта 2014 года нулевую ставку вывозной таможенной пошлины на калийные удобрения, которая была установлена с 1 сентября по 31 декабря 2013 года. Хотя ранее заявлялось о планах по введению с 2014 года ставки экспортной пошлины в размере 60 евро за тонну при увеличении объема экспорта до 6,6 млн. тонн. С одной стороны, такой поворот событий свидетельствует о неких договоренностях белорусского и российского руководства в рамках ЕЭП, но с другой – о стремлении Минска удержать своего калийного гиганта от падения. И это, к сожалению, говорит о слабости белорусских позиций. Поэтому возобновление альянса будет происходить полностью на условиях российской стороны, которая может потребовать доступа к активам «Беларуськалия» в обмен на представление белорусских интересов на мировом рынке.

В случае же с рынком нефтепродуктов все будет зависеть о того, насколько точно будут реализованы планы трех государств (России, Белоруссии и Казахстана) касательно создания Евразийского экономического союза (к 1 мая 2014 года должен быть готов текст проекта договора о создании ЕАЭС). Если все произойдет, как планируется, то у Белоруссии появится возможность беспошлинной торговли произведенными из нефти продуктами, что является главной составляющей местного экспорта. Однако пополнение бюджета будет возможно лишь с 2015 года, и до сих пор остается неясным, хватит ли этих дополнительных 3-4 млрд. долларов хотя бы на погашение государственных долгов.

Как бы там ни было, но именно интеграционный проект станет главным событием 2014 года для Белоруссии, которой крайне важно, чтобы сроки начала работы ЕАЭС (1 января 2015 года) не были сорваны. При этом, помимо различного рода экономических соображений, в Минске видят и политическую подоплеку данного процесса. С одной стороны, белорусское руководство прекрасно понимает, что в Москве вопросы интеграции так или иначе связывают с предстоящими президентскими выборами в Белоруссии: от того, в каком русле будет действовать политическая элита республики, зависит и политическая, и экономическая помощь Кремля. С другой стороны, запуск Евразийского экономического союза представляется прекрасным шансом для Белоруссии показать свою значимость, хотя бы на постсоветском пространстве, и разыграть интеграционную карту в предвыборной гонке. Особенно на фоне ситуации с Украиной, нестабильность и хаос в которой так страшат белорусского обывателя. Если к этому прибавится реальное улучшение экономического положения, то нынешним белорусским властям на предстоящих выборах можно будет чувствовать себя спокойно.

Однако в любом случае для недопущения кризиса при сохранении прежней экономической политики белорусскому руководству придется провести приватизацию ряда предприятий. В ином случае при невозможности привлечь сторонние финансовые средства (например, кредит от МВФ) Белоруссия окажется на грани очередного экономического коллапса, сравнимого с ситуацией 2011 года.

_______________

Фото – http://www.armenianreport.com/pubs/67610
Автор: Юрий ПАВЛОВЕЦ
Источник: rusedin.ru

Теги: Беларусь