Эстония желает оказаться между США и Россией

Неожиданным для многих экспертов и аналитиков стало недавнее заявление министра обороны Урмаса Рейнсалу, ратующего за постоянное военное присутствие США в Эстонии. В частности, выступая в Центре стратегических и международных исследований в Вашингтоне, он заявил следующее: «Я был бы очень рад видеть постоянное присутствие США у меня на родине». Заявление главы военного ведомства Эстонии вызвало широкий резонанс, что заставило адекватно отреагировать не только специалистов в геополитике, но даже своих заслуженных соотечественников.

Так, к данному высказыванию скептически отнесся советник премьер-министра по вопросам госбезопасности и обороны (бывший командующий Силами обороны) Антс Лаанеотс. Он отметил, что такие неосторожные шаги могут спровоцировать обострение отношений с Россией. Более того, по его словам, «это стало бы подсовыванием красной тряпки быку», поэтому США не готовы пойти на такие риски.

В свою очередь Евродепутат от Эстонии Кристийна Оюланд назвала высказывание Рейнсалу «невероятно глупым и недальновидным».

Более того, через несколько дней на пресс-конференции правительства У.Рейнсалу прокомментировал свое высказывание: «Да, мои слова поняты правильно. Наш регион – единственный в НАТО, где военный перевес – не в пользу НАТО, и их растущее присутствие – в интересах военной безопасности Эстонии».

Данная мысль главы военного ведомства Эстонии – неслучайна. Она подчинена стремлению доказать преданность «заокеанскому хозяину» в лице США, любезно осуществляющих финансирование ряда военных программ Таллинна, в том числе по модернизации авиабазы Эмари в противовес литовскому аэродрому Зокняй (о чем писало «Военно-политическое обозрение» ранее). Также в случае положительного решения вопроса о размещении подразделений США в Эстонии, последняя получит неплохие дивиденды.

Другая возможная причина данного заявления У.Рейнсалу более прозаична – это привлечение к своей персоне всеобщего внимания, по сути, пиар, повышающий его шансы в сентябре 2014 года получить полномочия главы НАТО.

Если анализировать военно-стратегические факторы, то это довольно удивительно, когда независимое государство настаивает на иностранном военном присутствии при полном отсутствии военной угрозы извне. Возникает вопрос о степени независимости.

Конечно, кое-кто может утверждать, что кроме России никто Эстонии угрожать, по большому счету, не может. Однако российскую угрозу сам эстонский министр назвал «немного шизофреничной». Любой иностранный военный контингент, размещенный на территории Эстонии, при начале масштабных военных действий может быть уничтожен в первые часы. Скажем, какое сопротивление может оказать американский авиационный контингент в Эстонии, состоящий из 4 истребителей F-15? Наилучшей оборонной стратегией Эстонии в случае нападения России будет немедленная капитуляция. С другой стороны – как в современной мировой войне, а конфликт Российской Федерации и НАТО – это и есть мировая война, можно говорить о соотношении сил на локальном театре военных действий? Это как-то даже непрофессионально.

С третьей стороны, каковы шансы сегодняшней России на успех в случае начала ей активных боевых действий против НАТО? Явно ни военная, ни экономическая мощь Москвы не позволяет даже задумываться о военной агрессии против ЕС и НАТО.

Получается, что инициативы Эстонии направлены вовсе не на предотвращение военной угрозы со стороны России? Но то, что направлены они против Москвы – столь же очевидно. К примеру, те же четыре самолета «Игл» могут осуществлять разведку территории России, в том числе и имитацию воздушных атак с изучением реакции российской ПВО.

Скорее всего, аналогичной деятельностью займется и американский воинский контингент. В частности, будут отрабатываться на реальной местности диверсионно-террористические атаки на российские объекты, вестись радиоразведка, изучаться режимы несения службы в российских воинских частях и так далее.

Что до обычной разведывательной деятельности, то она в полном объеме и так ведется с самого момента обретения Эстонией независимости – не стоит напоминать об относительности понятия «суверенитет» в современном мире. В частности, не вызывают сомнения в достоверности многочисленных сообщений о секретных иностранных тюрьмах с применением пыток на эстонской территории.

Ну и, если учесть, что в самой Эстонии наличествует значительное недовольство социальной и политической ситуацией (пока это умело переводится в национальный конфликт), то иностранный военный контингент и иностранная разведка могут сыграть роль фактора стабильности для режима, теряющего популярность, что в условиях кризиса может быть очень существенно.

То есть получается, что российские «партнеры» из США при помощи наших «бывших братьев» готовятся нас убивать, умело и технологично.

А что же Россия? Вслед за заявлением У.Рейнсалу, она также неожиданно совершила «контрвыпад» – с 9 января запрещены поставки рыбной и молочной продукции из Эстонии в Россию. Кто знает, может таким способом Россия показывает эстонским лидерам, что надо быть более сдержанными в своих заявлениях.

Некоторые «писатели» уже пишут в своих комментариях: «претензии к эстонской продукции вполне понятны – ее невозможно употреблять в пищу, поскольку она заражена «эсэсовщиной» и прочими прибалтийскими вирусами фашизма».

У каждого, как говорится, своя правда …

Автор: Игорь Павлюкевич
Источник: www.belvpo.com

Теги: Эстония