Как помирить Армению и Азербайджан

Почему в Москве так засуетились в связи с обострением отношений между Баку и Ереваном? Что заставило Путина усадить за стол переговоров президентов Армении и Азербайджана, которые, кстати говоря, входя в зал, даже не смотрели друг на друга.

Обострившиеся в конце июля отношения между Арменией и Азербайджаном вокруг Нагорного Карабаха, вылившиеся в военное противостояние, в результате которого обе стороны понесли человеческие потери, не могло не вызвать волнений в Москве. Трехсторонняя встреча глав государств России, Армении и Азербайджана, прошедшая 10 августа в Сочи, в которой приняли участие В.В. Путин, С.А. Саргсян и И.Г. Алиев, свидетельствует о быстрой реакции Кремля на прошедшие события и желании как можно скорее помирить обе стороны-участниц конфликта. Зачем это необходимо России? Придают ли геополитическому статусу Баку и Еревана в Москве особое значение и почему?

Конфликт вокруг Нагорного Карабаха довольно старый и имеет под собой, прежде всего, исторические и этнополитические противоречия Армении и Азербайджана. У обеих сторон свой взгляд на развитии событий, свои доводы, аргументы, причины и интересы. Самое ожесточенное противостояние за территорию Нагорного Карабаха произошло в 1991-1994 г.г. Тогда Баку и Ереван с оружием в руках пытались решить проблему в свою пользу. Не получилось ни у Армении, ни у Азербайджана. Вопрос не удалось разрешить раз и навсегда. Единственное, что удалось достичь – заморозить конфликт. Баланс сил Армении и Азербайджана в регионе Южного Кавказа и, непосредственно, вокруг Нагорного Карабаха, обеспечивал такое положение дел, при котором территорией де-факто управлял Ереван, но юридически более весомое влияние имел Азербайджан. Любая попытка одной из сторон конфликта нарушить это равновесие в свою пользу, без учета интересов другой стороны-участницы конфликта, всегда приводила к ожесточенного сопротивлению между ними и обострению ситуации. Как раз то, что мы наблюдаем на сегодняшний момент.

31 июля вооруженное противостояние в Нагорном Карабахе и на армяно-азербайджанском конфликте унесло жизни от 8 до 14 человек. Бои продолжались и в остальные дни, жертвами которых становилось все большее число людей. Обе стороны обвиняли друг друга в провокациях и попытках односторонним образом решить проблему вокруг Нагорного Карабаха в свою пользу. Россию же больше волновала возможность изменения «статуса-кво» в регионе, к которому так привыкли в Москве. В кремле понимали, что ухудшении ситуации вблизи российских границ, может навредить взаимоотношениям России, Армении и Азербайджана, но главное, нарушить баланс сил между Баку и Ереваном. В Москве понимали, что обе стороны нужно помирить, сохранив, таким образом, спокойствие на Южном Кавказе. Именно это бы сделано 10 августа в Сочи в ходе трехсторонней встречи, на которой лидеры трех стран подчеркнули необходимость решения конфликта вокруг Нагорного Карабаха исключительно мирными методами.

Ответ следует искать, учитывая глобальный контекст развития современного мира. Так же не стоит упускать из вида геополитическое значение Баку и Еревана, как для Южного Кавказа, так и для Москвы. Ответив на эти два вопроса, можно будет понять, почему в России так заинтересована в армяно-азербайджанской дружбе.

События, происходящие в мире, выдвигают на повестку дня обострение ситуации во взаимоотношении России и НАТО, за которым, как известно, стоят США. Грузия в 2008 и Украина сегодня должны рассматриваться, как два тактических похода Брюсселя на Москву с целью продвинуть границы альянса на восток. Как мы знаем, грузинскую карту разыграть Брюсселю не удалось. Что касается Украины, то предсказать, как закончится геополитическая игра в этой стране, сейчас довольно сложно. Но, тем не менее, слабо верится, что в случае, если интересы США и его западноевропейских союзников на Украине не будут достигнуты, они бросят попытки подрывать позиции России на постсоветском пространстве. Как раз тогда и встанет вопрос об Армении и Азербайджане, как о потенциальных геополитических плацдармах, которые Запад может использовать в своих интересах. Что, если следующее наступление НАТО будет развиваться с армянской или с азербайджанской территории? Можно ли добиться этого, играя на противоречиях Баку и Еревана вокруг Нагорного Карабаха?

Мне кажется, что можно дать положительный ответ на вопросы, приведенные выше. Для более ясной картины необходимо указать важность геополитического значения Армения и Азербайджана. Обе страны занимают стратегическое важное положение на Южном Кавказе, они, своего рода, являются «окном» в этот регион мира. Благодаря этому они не могут не быть объектами пристального внимания ключевых игроков на международной арене. Тесный, или я бы даже сказал, союзнические отношения с Арменией и Азербайджаном дают возможность прочной ногой встать на Кавказе. Именно поэтому, и Россия, и США, как одни из ключевых акторов в современном мире, заинтересованы в развитие таких взаимоотношений с Баку и Ереваном, при которых были бы достигнуты интересы их национальной безопасности.

На кого сделают ставку в Москве и в Вашингтоне в предстоящей геополитической битве за Кавказ? И что необходимо сделать, что избежать таких событий, при которых отношения двух стран могут ухудшиться?

Представляется возможным, что у Америки только один выбор – Азербайджан. Он по представлениям американских внешнеполитических стратегов более склонен проводить прозападную политику, в отличие от Армении. В Ереване больше тянутся к России. Доказательством может служить то, что Армения уже выразила желание присоединиться к Евразийскому Экономическому Союзу, который начнет функционировать с 1 января 2015 года. А вот об искренних симпатиях Азербайджана к Москве говорить не стоит, и в Вашингтоне это прекрасно знают. Еще в США осознают, что, только затронув тему нагорно-карабахского противоречия, можно изменить внешнюю политику Азербайджана, придав ей прозападный характер. Но, тем не менее, стоит отметить, что США, вставая на сторону Баку по поводу конфликта вокруг Нагорного Карабаха, берут на себя серьезную ответственность по вопросам изменения «статуса-кво» в регионе и неизбежным обострениям отношений с Россией.

Что касается России, то для нее важны стабильные отношения, как с Баку, так и с Ереваном. Поэтому, Москве крайне невыгодно занимать чью-либо сторону по вопросу Нагорного Карабаха. Россия не должна вставать ни на сторону Армении, ни на сторону Азербайджана. Принимая на себя роль посредника за сохранение статуса «замороженного» конфликта, в Кремле прекрасно осознают, что такое состояние дел наиболее выгодно для России, так как это не заставляет Москву принимать чью-либо сторону конфликта и избавляет ее от потенциальных угроз превращения Азербайджана или Армении в геополитический плацдарм Запада. Безусловно, это требует от России огромных дипломатических усилий и сдержанности, гибкости и изворотливости, логики и прагматизма.

Автор: Сергей Игнатьев
Источник: http://interpolit.ru