Миссия выполнима, но не сразу

Киргизия торопится в Таможенный союз не спеша. Статус транзитной страны для китайских товаров устраивает большинство тех, кто может влиять на принятие решений – бизнес и политика идут рука об руку.

Крупнейший в Центральной Азии вещевой рынок «Дордой» в Бишкеке и рынок «Кара-суу» на юге страны стали основными факторами в переговорах о вступлении Киргизии в Таможенный союз. По разным данным, от 250 до 350 тысяч человек связаны с реэкспортом китайских товаров на миллиарды долларов через эти рынки. Интеграционные процессы могут нанести ощутимый удар по бизнесу тех людей, кому они принадлежат и в чьих руках основные капиталы и основные доходы. Поэтому вполне разумно было бы предположить, что торговый капитал Киргизии, связанный с перепродажей китайских товаров, будет тормозить вступление страны в ТС, влиять на принятие решений политиками и чиновниками.

«Трудно утверждать, что некие толстые кошельки платят политикам за выгодные им решения, нужны факты. Но отрицать то, что Кыргызстан превратился в большой базар, довольно сложно, – считает ведущий политолог страны Марс Сариев. – Как у нас говорят, страной правят базаркомы. В свою очередь, бизнес аффилирован с политикой. Ведь у многих политиков и чиновников, так сказать, есть свои контейнеры на рынках».

Перед новогодними праздниками первый вице-премьер-министр Киргизии Джоомарт Оторбаев дал пресс-конференцию, на которой отметил: «Члены Таможенного союза ставят вопрос ребром о крупных рынках Кыргызстана. Их не устраивает, что через рынки идет реэкспорт китайских товаров. Это дыра в потенциальном союзе. В один день закрыть рынки мы не можем, так как там работают сотни граждан, и доводить до социального напряжения нам не хотелось бы. Мы предлагаем постепенно трансформировать их под нормы Таможенного союза…Поэтому мы просим страны ТС помочь нам в финансовом плане, создав фонд поддержки».

Замглавы киргизского правительства утверждает, что республике необходимо ежегодно порядка 200 миллионов долларов на «стабилизацию» в течение «переходного периода», сроки которого планируются в рамках 5-7 лет. При этом стоит упомянуть, что еще в ноябре прошлого года председатель комитета Госдумы России по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Слуцкий, находясь с рабочим визитом в Бишкеке, заявил, что Киргизии «нужно снять требование о создании фонда поддержки Таможенного союза». При этом заявление было сделано в довольно жесткой форме.

Уже после отъезда российской делегации министр экономики Темир Сариев заявил, что, кроме стабилизационного фонда, стране нужна единовременная помощь в размере 215 миллионов долларов «на оснащение пропускных пунктов по фитосанитарным нормам».

Вдобавок к российским возражениям по поводу условий, выдвинутых Киргизией, появились и казахские. Соседнее государство не желает иметь под боком фактически плацдарм для переброски дешевых китайских товаров и при этом платить за его существование. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на заседании Высшего евразийского экономического совета высказался о киргизских требованиях довольно жестко: «Евразийская интеграция бесплатных конфет не дает, как некоторые думают. Каждая из стран нацелена на то, чтобы к маю 2014 года основные документы по созданию Евразийского экономического союза легли главам государств на стол».

Кроме создания стабилизационного фонда, Киргизия требует также решить вопросы с трудовой миграцией. Подчас создается впечатление, что этот вопрос для киргизских властей даже более важен, чем вступление в Таможенный союз.

На ноябрьской встрече парламентских делегаций России и Киргизии в Бишкеке депутат от партии «Ар-Намыс», председатель комитета по международным делам Каныбек Иманалиев предложил начать форум с обсуждения миграционных проблем, хотя на повестке дня первым стоял вопрос именно вступления в Таможенный союз. На что Леонид Слуцкий попросил киргизского коллегу «не комкать вопросы и не путать доклады» и напомнил, что повестка дня составлялась принимающей стороной.

Следует отметить, что вопросы трудовой миграции решаются в рамках вступления Киргизии в Таможенный союз, а депутат К. Иманалиев пытался вычленить проблему и решать ее отдельно. Для республики вопрос миграции играет огромную роль, достаточно сказать, что, согласно декабрьскому обзору МВФ, доля денежных переводов составляет 30% ВВП республики, при это 95% денег поступает из России. Национальный банк Киргизии утверждает, что переводы из РФ составляют даже большую долю – 97,8%.

Вопрос вступления в ТС и трудовая миграция, безусловно, взаимосвязаны. Киргизская сторона рассматривает вопрос смягчения правил для своих мигрантов как возможность «вывести» излишки трудовых ресурсов в Россию, так как считает, что после вступления в ТС закроются рынки, десятки тысяч безработных, которые воспринимаются как возможная протестная сила, необходимо будет «отправить на заработки». Некоторые из выдвигаемых условий явно неприемлемы, что, по мнению противников интеграции, может затормозить процесс.

Естественно, это подается под соусом соблюдения интересов государства. Так, депутат парламента Эристина Кочкарова заявила: «Есть положительные и отрицательные стороны Таможенного союза. Наше правительство разработало условия вхождения в ТС, согласно которым должны быть учтены наши интересы. Считаю неправильным, что наши интересы не были приняты во внимание. Мы не должны продолжать идти у России на поводу. Думаю, правительство примет во внимание эту сторону. Интересы Кыргызстана обязательно должны быть учтены. Мы не должны оставаться под руководством России и других членов союза. Мы примем решение для обеспечения наших интересов».

* * *

Пока киргизские власти озабочены проведением выборов мэров двух столиц – Бишкека и Оша. Ситуация на юге, в Оше, рискует перерасти в конфликт, который может привести к окончательной утере контроля центральной власти над югом страны, где пока есть хотя бы видимость контроля Бишкека в регионе. От того, как будут проведены выборы и кто станет градоначальником, зависит авторитет центральной власти, ее возможность в дальнейшем управлять страной, в том числе и внешней политикой.

В любом случае Киргизии предстоит сделать выбор в ближайшие несколько месяцев. По мнению политолога Марса Сариева, у страны есть два варианта развития событий. «Либо Китай, либо Таможенный союз – другого выбора нет. Какой из них предпочтительней, ясно всем – как противникам ТС, так и сторонникам. До лета проблема должна быть решена. Если раньше говорилось, что Таджикистан зависит от вступления Кыргызстана в ТС, так как не имеет со странами-членами союза общих границ, то пример Армении говорит, что это уже не проблема. Кыргызстан может оказаться в хвосте интеграционных процессов», – считает эксперт.

________

Фото – http://fatherhoodfoundationsa.org/?=404
Автор: Дамир ГАЛЯМОВ
Источник: rusedin.ru