Основные угрозы, стоящие перед Российской Федерацией и странами Кавказского региона

В данной статье будут раскрыты основные угрозы, стоящие перед Российской Федерацией и странами Кавказского региона. В конце ее будут предложены некоторые пути совершенствования региональной системы безопасности, а также меры по противодействию ряду деструктивных факторов, оказывающих свое воздействие на геополитику Большого Кавказа в контексте ближневосточного и украинского кризисов.

Прежде всего, на сегодняшний день, основными угрозами для безопасности Российской Федерации и ее союзников являются:

1. Расширение НАТО на Восток на фоне украинского кризиса.

2. Формирование новых военно-политических союзов странами, проводящими антироссийскую политику, и попытка за их счет изменить сложившуюся систему безопасности на Кавказе.

3. Деятельность террористической организации Исламское государство на Ближнем Востоке и попытки с её помощью распространить джихад на территорию Кавказа.

4. Неурегулированный конфликт в Украине и стремление деструктивных сил расширить зону его влияния, в том числе за счет дестабилизации Кавказа.

5. Реализация технологий «цветных революций» (в системе т.н. «гибридных войн») западными государствами на постсоветском пространстве и попытки реализовать их в странах, развивающих дружественные отношения с Российской Федерацией.

Рассмотрим угрозы более подробно.

Прошедший в сентябре саммит НАТО в Уэльсе определил ряд направлений развития блока.

Прежде всего – это формирование сил быстрого реагирования.

По некоторым оценкам, структурные подразделения данного компонента должны быть размещены в Польше и в странах Прибалтики, также не исключается, что часть сил может базироваться и на территории Грузии. Что позволит странам Запада оперативно реагировать на события, происходящие в Восточной Европе, на территории Российской Федерации, а также в республиках Закавказья.

Второе, увеличение бюджета Североатлантического альянса, за счет вливаний от каждой страны-участницы на долю не менее 3% ВВП. Это позволит в период до 2020 года обновить вооруженные силы альянса и до 2030 года расширить инфраструктуру блока, создав новые площадки для реализации военных планов.

Третье, включение в блок новых государств, естественно, не имеющих территориальных проблем. Что заставляет сомневаться в откровенности намерений альянса по отношению к Грузии, Азербайджану, Украине и Молдавии. Но создает опасение по отношению к таким странам, как Финляндия.

Четвертое, использование предрасположения Грузии, Азербайджана, Украины и Молдовы к сотрудничеству с блоком. Что позволяет располагать ресурсами данных государств в планах Запада, большая часть из которых представляет политическую аферу США.

Стремление блока окутать Россию поясом нестабильности позволяет рассчитывать на четыре вероятных сценария развития конфликтных ситуаций.

Первый – это размещение крупной военной инфраструктуры НАТО в Эстонии, а также вовлечение Финляндии в сотрудничество или даже в членство в блоке. Такой сценарий может послужить реализации замысла, предусматривающего блокирование Калининградской области, путем разрыва морского (через Финский залив) и воздушного сообщения с частью российской территории.

Второй сценарий предполагает размещение американской военной инфраструктуры в Румынии, что будет способствовать реализации агрессивных намерений Кишинева по отношению к Приднестровью. В этом случае Россия окажется в затруднительном положении, в связи с отсутствием возможности защитить свой миротворческий контингент в непризнанной республике.

Третий сценарий – базы НАТО в Польше. Размещение воинского контингента НАТО вблизи границ Украины будет непреодолимым искушением для стран Запада принять ограниченное участие в конфликте на стороне киевских властей.

Наконец, четвертый сценарий – грузинский. Появление американских баз в Грузии может спровоцировать реваншистские силы в Тбилиси к попытке отыграться за поражение в Пятидневной войне 2008 года.

Уже сейчас известно, что между альянсом и Тбилиси существует договоренность о создании военной базы для подготовки «умеренных» сирийских боевиков, предназначенных, по легенде, для борьбы с радикальными исламистами на Ближнем Востоке. Данное направление сотрудничества Грузии с блоком НАТО станет первым шагом по втягиванию кавказской республики в войну против ИГ, и непременно повлечет за собой отягчающие последствия. О чем поговорим ниже.

Наиболее вероятным местом размещения центра боевой подготовки может оказаться военная база минобороны, расположенная восточнее Тбилиси в Вазиани. Вполне подходит для «сирийского интереса» глобальных игроков и военная база Сенаки. Точно так же, как и базы Кцарниси и Ахалкалаки, являющиеся важными коммуникационными узлами и стратегическими точками для Вашингтона. Отсюда идут спонсируемые турецко-азербайджанским капиталом нефтепроводы Баку-Тбилиси-Джейхан и железная дорога Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку. А также система трубопроводов «Южный газовый коридор», церемония закладки которого прошла 20 сентября в Баку: по нему газ из Азербайджана будет поставляться через Грузию в Турцию и в Европу.

Соответственно, реализация любого из этих сценариев будет означать возникновение локального конфликта с реальным вовлечением в него сил России и НАТО – на территории Грузии, Украины, в Приднестровье, либо на Балтийском море.

Следующая угроза, это формирование новых военно-политических союзов на базе стран, проводящих антироссийскую политику. Существующий на данный момент союз ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова) не представляет серьезной угрозы, поскольку среди них отсутствует сильное государство с явно выраженными лидерскими качествами. Другое дело Турция, которая проводит политику, ведущую к расколу Южного Кавказа и созданию в регионе оси Турция – Азербайджан – Грузия. Цель такой политики заключается в трансформации наметившегося экономического блока трёх государств в военно-политический союз.

Необходимо заметить, что данная инициатива не нашла одобрения среди партнеров Турции по НАТО, а также в странах Европейского союза. Это подтверждают попытки дестабилизировать обстановку в Анкаре, используя технологии «цветных революций». А также намерения США задействовать курдский вопрос, для ослабления позиции Турции, если последняя откажется подчиниться интересам США на Ближнем Востоке.

Сразу оговорюсь, Россия не против Турции как таковой, но настораживают последствия, которые может вызвать участие в формируемом союзе государств с неразрешенными территориальными проблемами.

Соответственно, создание нового экономического, а в последующем и военно-политического союза между Анкарой, Баку и Тбилиси может стать причиной появления воинствующих, реваншистских амбиций у Азербайджана и Грузии в вопросе разрешения своих территориальных споров, полагаясь на участие в конфликте Турции.

Следующей угрозой является «Исламское государство».

Преследование исключительно собственных интересов в борьбе за энергоресурсы Ближнего Востока побудило США создать новую управляемую разрушительную силу, основанную на радикальном терроризме, всем известную как «Исламское государство». Данный проект сконструирован в «фабриках мысли» ЦРУ с учетом всех ошибок и неудач, потому опасен вдвойне.

Возглавляет организацию халиф Абу Бакр аль-Багдади, содержавшийся в американской тюрьме Кэмп-Букка. После выхода на свободу в 2009 г. прошел интенсивную военную подготовку под руководством МОССАДа, обучался на курсах по теологии и ораторскому мастерству и делал стремительную карьеру в рядах джихадистов. Самое опасное, что аль-Багдади принадлежит к роду Хашим и является прямым потомком пророка Мухаммеда, что делает его в рядах мусульман гораздо более легитимным лидером, нежели бен Ладен и даже монархи Саудовской Аравии. Другим предводителем радикальных террористов, возглавляющим сейчас сирийское отделение организации, является выходец из Панкисского ущелья Грузии чеченец по национальности Тархан Батирашвили, более известный как Абу Умар аль-Шишани. Прошел военную подготовку под руководством инструкторов из США в грузинской армии, а в 2008 г. в качестве офицера воевал в составе спецподразделений военной разведки Грузии против России.

Кстати, две недели назад Рамзан Кадыров заявил о ликвидации Батирашвили, чему нельзя не поверить, имея факты уничтожения Доку Умарова, после смерти которого джихадисты еще долго убеждали мировое сообщество в его бессмертности.

Разрушительная сила радикальных исламистов постарается вновь проявить себя на Кавказе. Предполагается, что ИГ должен пробить коридор через Турцию и в дальнейшем проникнуть в регион. Под угрозой окажется, прежде всего, Армения – союзница России по ОДКБ.

Не исключается опасность и для самой Грузии, как страны с традиционным православием, питающей до сих пор иллюзии о благородстве США и НАТО. Запад, в свою очередь, заигрывает с Грузией, потому что видит Тбилиси на передовых рубежах в реализации евроатлантических военных планов на Ближнем Востоке.

Кроме того, нельзя исключать и того, что попытки Эрдогана укрепить позиции своей страны в регионе и стремление проводить независимую от Запада политику, может ускорить планы США по открытию Кавказского террористического фронта с тем, чтобы рассчитаться со всеми одновременно.

Следующей угрозой является стремление деструктивных сил расширить зону влияния украинского конфликта, в том числе и на территорию Южного Кавказа.

Поставив задачу дестабилизировать ситуацию в России, Соединенные Штаты делают ставку на создание единого фронта резко антироссийских военизированных движений. Под ударом стоит не только Крым, подпитываемый извне антироссийскими настроениями среди крымско-татарской молодежи, но и Кавказ. Речь идет о симбиозе украинских неонацистов и террористов ближневосточного, черноморско-кавказского и среднеазиатского регионов.

Неудачно складывающаяся для новой власти Украины ситуация на юго-востоке страны, вынуждает ее идти на более радикальные меры, в том числе предполагающие организацию дестабилизации обстановки и на Кавказе. Под угрозой находятся республики Южная Осетия и Абхазия, имеющие нестабильные приграничные с Грузией районы.

В результате первого варианта развития негативной обстановки предполагается задействование бандгрупп, скапливающихся в настоящее время в Кадорском ущелье. Боевики здесь концентрируются, как с Ближнего Востока, получив боевой опыт в Сирии, так и с Украины, принявших участие в карательной операции на стороне украинских властей (кстати, за что так и не получили обещанного вознаграждения от Киева).

Другой вариант развития неблагоприятной обстановки может получиться в результате финансовой поддержки со стороны киевского олигархата революционных настроений среди ленингорских грузин и гальских мингрельцев с целью реализацию «крымского сценария» в приграничных с Грузией восточных районах Южной Осетии и Абхазии.

Воплощение в реальность таких проектов позволит создать дополнительные сложности Москве и отвлечь часть внимания России от украинской проблемы, с тем, чтобы киевские власти могли безнаказанно зачистить восток от несогласного с их политикой населения.

Крайней угрозой, поставленной в один ряд с предыдущими четырьмя, является подрывная деятельность НПО, сект и других сетевых структур, являющихся проводниками «мягкой силы» западных государств на Кавказе.

Успех киевского майдана, а также рост популярности националистических настроений, является примером для решительности прозападных сил в Армении, Азербайджане и с недавних пор в Грузии. Все это формирует сценарии развития обстановки на Кавказе, подрывающие безопасность региона.

Одним из эпицентров реализации технологий «цветных революций» может стать Армения, поскольку она единственная страна Южного Кавказа, являющаяся членом ОДКБ, а ее внешнеполитический вектор проложен на союз с Россией и интеграцию в Евразийский экономический союз. В Армении находится российская военная база, здесь также существует постоянно подогреваемое социальное недовольство, которое будет использоваться как фитиль для взрыва региона.

Не исключается, что Азербайджан в этих условиях постарается воспользоваться ситуацией для того, чтобы вернуть под свою юрисдикцию утраченные территории. В полнее возможно, что антиправительственная оппозиция в Армении имеет непосредственное отношение к реализации подобных замыслов Азербайджана (история неоднократно показывала роль пятой колонны в ослаблении государственности, армянская антиправительственная оппозиция не исключение).

Кроме того, в Грузии в очередной раз не все спокойно. Неустойчивая политическая ситуация, сложившаяся в последний месяц, может также привести страну к реализации «украинского сценария». Сорвавшийся военный переворот, планируемый госдепом США совместно с министерством обороны Грузии, вынуждает Запад корректировать свои планы. Идет перегруппировка сил, мобилизация ранее оправдавших себя в «революции роз» человеческих ресурсов, постепенная раскачка с их помощью протестных настроений, способных в будущем обеспечить незаконную смену власти. В замыслах заокеанских технологов «цветных революций» снова кровь, снова попытка приручить хаос, который в очередной раз закончится гражданской войной и распадом государства.

И не зависимо от того, как будет развиваться ситуация для самой Грузии, а вероятней не в ее пользу, западные технологи попытаются создать такую конфигурацию политического поля страны, которая будет способна создать России наибольшее количество проблем. Учитывая географическое положение страны, граничащей с Арменией, Абхазией, Южной Осетией и практически со всеми северокавказскими субъектами Российской Федерации, исключать такую вероятность никак нельзя.

Таким образом, попытки разморозить конфликты на Южном Кавказе имеют различные подходы, и степень их реализации зависит от наших с вами усилий, насколько активно и конструктивно мы с вами будем им противодействовать.

Достойным ответом России на брошенные ей и ее союзникам стратегические вызовы должно стать неуклонное совершенствование потенциалов обеспечения национальной и коллективной обороны, за счет осуществления национального военного строительства Российской Федерации и государств – членов ОДКБ в рамках общей концепции создания единого оборонного пространства.

Ключевую роль в обеспечении региональной безопасности на Кавказе играют российские воинские контингенты. Миротворческие силы и военные базы являются сдерживающим фактором агрессии со стороны государств, вынашивающих агрессивные планы. Как неоднократно было выражено руководством нашей страны: события, подобные августу 2008 года Россия больше не позволит развязать. Российские вооруженные силы имеют полный приоритет по количеству и качеству вооружения и военной техники среди стран Закавказского региона, постоянная работа над собой, участие в крупных учениях, проведение совместных учений со странами союзницами позволяет быть уверенными в способности отразить любую агрессию на южных рубежах Кавказа. Россия зарекомендовала себя, как надежный партнер, соблюдающий международное право и уважающий интересы любого другого государства. Участие России в существующих договорах по обеспечению безопасности, и подписание новых, например с Абхазией, только гарантируют Кавказу стабильность и процветание, сдерживая его от потенциальных конфликтов.

Отдельно хотелось бы выделить меры по противодействию деструктивным элементам, способствующим эскалации конфликтов и дестабилизации обстановки в регионе в условиях применения Западом «мягкой силы» или реализации технологий «цветных революций».

В России и государствах – членах ОДКБ главное внимание должно быть уделено мерам, направленным на устранение причин, способствующих развитию в обществе протестных настроений, включая коррупцию, социальное неравенство, отсутствие социальных лифтов, безработицу, недостаточную поддержку малого и среднего бизнеса.

В этих условиях требует особого внимания своевременное вскрытие комплекса проводимых мероприятий по подготовке противоборствующей стороны к «цветным революциям», начиная от планирования первоначальных этапов ненасильственных действий и вплоть до перехода к жесткой силовой конфронтации.

Ресурсом западной демократии являются НПО, различного рода секты, другие сетевые организации, деятельность которых на виду, а значит предсказуема. Соответственно, необходимо отслеживать направленность данных организаций и оперативно реагировать на попытки дестабилизировать обстановку путем их локализации.

Роль России в странах Закавказья выражена стремлением не подчинить себе, как это делают США и Европейский союз, а укрепить потенциал союзных республик. Чем устойчивей государственность, тем крепче безопасность.

Гармоничное задействование ресурсов гражданских организаций и общественных движений, изначально предрасположенных к конструктивной работе, вовлечение их в общественно-политическую деятельность, интеграция, взаимодействие, а также постановка перед ними задач, соответствующих общим интересам, позволит государству обрести опору, а также получить защиту от деятельности деструктивных элементов.

И наконец, формирование информационного иммунитета, предполагающего уход от фактологического мышления (логика фактов) к методологическому (понимание замыслов агрессора в формирования фактов для навязывания деструктивной логики мышления). Что очень актуально для социальных сетей, которые активно используются для вербовки террористами, а также формирования волны дестабилизации и организации протестных движений.

Дмитрий ЛИТВИНОВ
«Центр анализа террористических угроз» 

Теги: Россия