Говоря с Владимиром Путиным по телефону, Барак Обама заявил, что результаты крымского референдума никогда не признают ни Соединённые Штаты, ни международное сообщество. Таким образом, Вашингтон в очередной раз дал понять России, где прописано то самое «международное сообщество», от имени которого вещает западная демократия.
В принципе, ничего удивительного в заявлении президента земного шара президента США Обамы нет. Белый дом ещё до проведения референдума в Крыму сообщил, что не станет признавать плебисцит законным, поскольку такого рода голосование противоречит украинской конституции.
Перед референдумом, в субботу, было устроено специальное заседание Совета безопасности ООН. Было проведено голосование по проекту резолюции против крымского референдума. Россия воспользовалась правом вето. Тринадцать стран поддержали проект резолюции, объявляющей референдум в Крыму «нелегитимным». Китай воздержался.
Белый дом полагает, что вмешательство одной страны в суверенные дела другой страны — недопустимо. Позиция, типичная для тех, кто исповедует двойные стандарты и поклоняется золотому тельцу, то бишь доллару. Соединённые Штаты могут лезть в дела Сирии, Ливии, Ирака, Афганистана, «Республики Косово», бывшего Судана, да и той же Украины, поощряя «евромайдан», а дура Россия должна тихо сидеть на своей нефтяной игле и не рыпаться, не то хуже будет.
«Результаты референдума в Крыму никогда не будут признаны Соединёнными Штатами и международным сообществом», — привела слова Обамы пресс-служба Белого дома. Обама сам позвонил Путину, чтобы поговорить о крымском референдуме.
У президента России есть своё мнение насчёт плебисцита 16 марта. В. В. Путин объяснил Б. Х. Обаме, что референдум в Крыму абсолютно легитимен, а «его проведение полностью соответствовало нормам международного права и Устава ООН и учитывало, в частности, известный косовский прецедент. При этом жителям полуострова была гарантирована возможность свободного волеизъявления и самоопределения».
Далее разговор свернул в известное дипломатическое русло: президенты поговорили о необходимости стабилизации положения на Украине.
Надо напомнить, что после подведения итогов крымского референдума СМИ распространили официальное заявление Белого дома, в котором указывалось, что Соединённые Штаты отвергают результаты плебисцита, а действия России находят «опасными и дестабилизирующими». Вот откуда взялось хитрое заявление Б. Х. Обамы о «стабилизации» Украины.
Кроме того, в заявлении Белый дом призвал своих союзников и другие страны (видимо, не из числа союзников) заставить Россию ответить за свои действия, т. е. принять некие меры против Москвы.
Белый дом заявил: «Соединённые Штаты твёрдо поддерживали независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины с момента её провозглашения в 1991 году». В документе Вашингтон отверг крымский «референдум» (кавычки оригинала), поскольку он «противоречит конституции Украины».
По мнению американских правителей, плебисцит был проведён в обстановке «угроз и запугивания — из-за российской военной интервенции, нарушающей международное право».
Отсюда и «меры», направленные на сохранение целостности «украинской территории»: «Мы призываем всех членов международного сообщества продолжить осуждение таких действий, предпринять конкретные шаги для ответных мер и совместно поддержать украинский народ и целостность украинской территории, и её суверенитет. Мы живём в этом столетии, давно миновали те дни, когда мировое сообщество спокойно взирало бы на то, как одна страна силой захватывает территорию другой».
Действия России были названы «опасными и дестабилизирующими». Что они именно таковые, признал Совет безопасности ООН на соответствующем голосовании. И только Россия выступила там против, отмечается в тексте.
«…Как ясно дали понять Соединённые Штаты и наши союзники, России придется дорого заплатить за военную интервенцию и нарушение международного права, не только потому, что Соединённые Штаты и их союзники введут меры в её отношении, но и в результате собственных дестабилизирующих действий», — вещает Белый дом.
Немедленно отозвались и «союзники».
В числе первых выступил британский министр иностранных дел Уильям Хейг. По поводу крымского плебисцита он выразился однозначно: «Это насмешка над подлинно демократическими процедурами». Он сказал это накануне открывшегося в понедельник в Брюсселе совещания министров иностранных дел ЕС, темой которого стала ни больше, ни меньше, а российская агрессия против Украины.
По мнению главы МИДа, способ проведения референдума свидетельствует о его нелегитимности: ведь голосование провели через 10 дней после объявления о его проведении.
Британский премьер Д. Кэмерон заявил: «Мы не признаем референдум в Крыму или его результаты. Мы призываем Россию начать диалог с Украиной и решить кризис в рамках международного законодательства».
С обвинениями и осуждением выступил и председатель Европарламента Мартин Шульц. По его словам, крымский референдум — нелегитимный и незаконный «как по украинскому, так и по международному праву».
«Аргументы, которыми военные действия оправдываются защитой этнического меньшинства, часто использовались в прошлом с катастрофическими последствиями», — добавил он.
К мнению Шульца присоединились председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу и председатель Европейского совета Херман Ван Ромпей. Они сделали совместное заявление, в ходе которого подчеркнули, что референдум в Крыму незаконен, и поэтому ЕС не признает его результатов. (Всё в точности под американскую копирку. Обама дал инструкцию, и она неукоснительно выполняется.)
«ЕС считает проведение референдума о статусе территории Украины противоречащим украинской конституции и международному праву. Референдум незаконен и нелегитимен, его результаты не будут признаны», — сказано в тексте совместного заявления.
И, опять же, в точном соответствии с требованиями Белого дома, в заявлении подчёркивается, что министры иностранных дел стран ЕС 17 марта обсудят украинскую ситуацию и примут решение о «дополнительных мерах» в отношении РФ.
Ну, а далее последовало уже ставшее привычным по новостям заявление о том, что «разрешение украинского кризиса должно основываться на территориальной целостности, суверенитете и независимости Украины в рамках конституции страны при строгом соблюдении международных стандартов». Ромпей с Баррозу заявили: «Только совместная работа в рамках дипломатического процесса, в том числе в ходе прямых переговоров между правительствами Украины и России, может привести к выходу из кризиса».
Среди союзников США отметилась, разумеется, и Канада. Её премьер-министр Стивен Харпер тоже отказался признать «так называемый референдум». По его мнению, этот плебисцит не имеет юридической силы, поскольку «проводился в Крыму в условиях незаконной военной оккупации». Что касается действий В. Путина, то последние мистер Харпер объявил «односторонними и безрассудными». Далее премьер Канады напомнил о выработке санкций: «Из-за того, что Россия отказалась от попыток деэскалации, мы сотрудничаем с нашими партнерами по G7 и другими союзниками, координируя меры по дополнительным санкциям в отношении виновных».
Как видим, «союзники» говорят уже «G7», а не «G8».
Подтянулись и французы. Глава МИДа Франции Лоран Фабиус написал в «Твиттере», что Россия «несёт особую ответственность на международной сцене как постоянный член Совета безопасности». По словам Фабиуса, референдум незаконен, ведь он «проходил под угрозой оккупационных российских сил».
Министр иностранных дел Италии Федерика Могерини заявила, что Рим считает проведение референдума о статусе Крыма нелегитимным.
Канцлер Германии Ангела Меркель сообщила кое-что о санкциях ЕС против России: «Никто из нас не желает их введения. Однако, если у нас не останется другого выбора, мы готовы пойти на это».
Высказались и японцы. Главный секретарь кабинета министров Йосихиде Суги заявил, что японское правительство не признаёт крымского референдума и призывает Россию не аннексировать украинский регион. Токио тоже собирается ввести против России санкции, предварительно посоветовавшись с государствами G7. Японцы, стало быть, тоже перестали говорить о «большой восьмёрке».
Таким образом, совершенно очевидно, что весь Запад вместе с его восточными партнёрами выступил против России и против народного волеизъявления в Крыму.
Но ведь в 2009 году США дали Международному суду ООН комментарий по Косову. А позднее, как считают юристы-международники, сложился самый настоящий юридический прецедент.
В июле 2009 года Вашингтон заявил, что «правовой принцип территориальной целостности не препятствует негосударственным образованиям мирным путём объявлять о своей независимости». Во время слушаний в Международном суде ООН в 2010 году администрация США заявила, что отделение Косова соответствует мировым юридическим нормам, а декларация о независимости — суть выражение воли «косовского народа». Госсекретарь США Хиллари Клинтон объяснила мировому сообществу, как ему следует себя вести: «Мы призываем все страны оставить позади вопрос о статусе Косова и действовать конструктивно в поддержку мира и стабильности на Балканах. Мы призываем страны, которые ещё этого не сделали, признать Косово». Ну, а потом председатель Международного суда Хисаси Овада сформулировал нужный тезис в одной фразе: «Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что международное законодательство не запрещает провозглашать независимость, и таким образом провозглашение независимости Косова 17 февраля 2008 года не противоречит международному праву». Решение суда, разумеется, тут же поприветствовали в ЕС. (На «ВО» обо всей этой «законной» вакханалии подробно рассказывалось в статье «Запад выступает против народного волеизъявления в Крыму и готовит для России санкции».)
Получается, то, что можно «Республике Косово», Крыму нельзя. Что до России, то ей в наказание выпишут санкции. В этом вопросе, как и в вопросе «нелегитимности» крымского референдума, Запад двух мнений не имеет и иметь не может. Б. Х. Обама дал ценные указания — и им следуют все: от Канады до Британии, от ООН до Японии…
Обозревал и комментировал Олег Чувакин
— специально для topwar.ru