Приднестровье и украинский кризис: чего ожидать в 2015 году?

События на Украине в минувшем году перевернули привычный взгляд на постсоветский мир. Перевернули, к сожалению, не в лучшую сторону, но иначе и не могло случиться, учитывая антироссийскую риторику Киева и крайнюю напряженность в отношениях с Москвой в течение 2014 г.

Применительно к Приднестровью в последние годы работала простая формула: чем лучше складывается российско-украинское сотрудничество, тем надежнее позиция ПМР и статус-кво вокруг нее. Но сегодня мы все видим, на каком уровне находятся отношения между Москвой и Киевом. Соответственно, и для Приднестровья возникли новые угрозы. Есть опасность, что в наступившем году они могут еще усилиться.

Фактически ПМР сегодня зажата между Молдовой и Украиной, причем больше, чем когда-либо. Больше также и потому, что влияние Запада в регионе теперь вылилось в конкретные правовые механизмы – соглашения об ассоциации Украины и РМ с Европейским союзом. То есть пророссийское Приднестровье находится внутри европейского пространства, оформленного юридически, ведь здесь присутствуют уже не только Кишинев и Киев, но и Брюссель.

Если говорить о видах угроз, которые появились в 2014 г. для Приднестровья, то я бы разделил их на три основные группы: 1) информационные и военно-политические; 2) экономические; 3) угрозы, связанные со свободой передвижения и изоляцией ПМР от внешнего мира. Начнем с первой. Информационные и военно-политические факторы не напрасно объединены в одно целое. Как раз именно миф о «военной угрозе со стороны Приднестровья» стал основой той пропагандистской кампании, которую развернула в ушедшем году Украина. Эта кампания то возобновлялась, то затухала. Кончилось все тем, что об «угрозах с юга» заявил министр обороны Украины Степан Полторак, на что российский вице-премьер Дмитрий Рогозин посоветовал украинцам, наконец, поискать «угрозу в себе».

Миф о «военных приготовлениях Приднестровья» – далеко не безобидный. Он может быть использован как повод для различных санкций в отношении ПМР, поэтому просто так отмахиваться от него нельзя.

Конец года принес еще одну новость – президент Украины Петр Порошенко прямо в ходе своей предновогодней пресс-конференции подписал закон об отказе страны от внеблокового статуса. В целом это соответствует букве и духу первых глав Соглашения об ассоциации Украина–ЕС, где речь идет о европейской политике безопасности и обороны. Отказ от внеблокового статуса означает одно – сближение Киева и НАТО. Да, в законопроекте, который был предложен П. Порошенко и принят Верховной радой, речь о НАТО прямо не идет – там сказано об «интеграции в евроатлантическое пространство». Но эта формулировка не может скрыть сути начавшегося процесса, тем более что и сам Порошенко на той же пресс-конференции уточнил, что «народ Украины определится по НАТО в течение 5-6 лет».

Здесь стоит сказать, что, как известно, Запад пока с осторожностью относится к идее принятия Украины в Североатлантический альянс – по словам генерального секретаря блока Йенса Столтенберга, Киеву предстоит сначала провести много реформ. Тем не менее сама идея, в общем-то, не оспаривается, а значит, нам, скорее всего, стоит ждать серьезного укрепления практического сотрудничества Украины и НАТО в ближайшие годы. Это заметно повлияет на систему безопасности в регионе, повлияет в худшую сторону, так как будет создавать напряженность, которая скажется в том числе и на идее справедливого урегулирования приднестровского конфликта. Сближение Украины с НАТО дополнительно ускорит, подстегнет те же процессы и в Молдове.

Теперь перейдем к возможности экономических угроз для ПМР. Учитывая «зажатость» Приднестровья, опасность их, к сожалению, сегодня велика. В минувшем году ПМР столкнулась с постепенно нарастающим давлением на границе с Украиной, которое выразилось в задержках грузов, запрете с августа импорта подакцизных товаров в ПМР, ограничением железнодорожного сообщения. Из-за этого Приднестровье в последние месяцы 2014 г. потеряло часть поступлений по акцизам и пошлинам, что нанесло удар бюджету, а значит, и без того хрупкой социальной сфере.

Это не говоря уже о том, что предприятия обувной, машиностроительной, кабельной промышленности понесли объективные потери из-за того хаоса, который возник на Украине после февраля минувшего года и привел к срыву целого ряда контрактов. По данным Министерства экономического развития ПМР, общие потери за год по украинскому рынку составили более 25 млн. долларов.

Параллельно с этим Молдова также применяла меры давления на приднестровские предприятия – невыдачу фитосанитарных сертификатов для экспорта сельхозпродукции в Россию, ограничение сроков действия лицензий.

Надо считаться с тем, что в 2015 г. Кишинев и Киев могут синхронизировать свои действия по экономическому нажиму на ПМР, как уже происходило в 2006 г. Это будет связано с соблазном втолкнуть Приднестровье к началу 2016 г. в зону свободной торговли Молдова–ЕС, то есть фактически распространить на ПМР все молдавское экономическое законодательство и евростандарты. Если бы это получилось сделать, то позиции Приднестровья, а также перспектива евразийской интеграции для него были бы сильно, практически фатально подорваны.

Соблазн, повторим, будет велик, хотя для самих Кишинева и Киева, для местных политиков непросто решиться расширить меры по экономическому блокированию ПМР и совсем уж загнать ситуацию в тупик – здесь сложное переплетение региональных интересов, а от санкций всегда страдают все стороны. Нужно учитывать и обширную украинскую диаспору в ПМР, и объективную потребность соседних стран в поставках электроэнергии из Приднестровья.

Но решительное давление на Украину и Молдову может оказать Запад. Здесь уже многое будет зависеть от отношений России и ЕС в 2015 г., их стратегии и тактики. Если в этих отношениях все-таки наметится устойчивая «разрядка», то и усиления блокады Приднестровья, по крайней мере, не будет.

Хотя остается непонятным – как все-таки будет разрешена ситуация с торговыми отношениями Приднестровья и Евросоюза после 2015 г., когда для ПМР завершится действие режима европейских автономных торговых преференций? Какая альтернатива зоне свободной торговли РМ–ЕС будет предложена для ПМР, будет ли она предложена и как вообще урегулировать вопросы приднестровско-европейской торговли? Пока мысль европейцев в этом направлении не работает.

Наконец, отметим третий тип угроз, которые связаны с ограничением свободы передвижения через украинскую границу. Они затронули российских граждан, живущих в Приднестровье. Президент ПМР Евгений Шевчук на ежегодной пресс-конференции в конце декабря сообщил о том, что санкции коснулись и его советников, получивших запрет на въезд в Украину на 2-3 года.

Эта угроза сохраняется. Для многих российских граждан сегодня единственным, по сути, путем из Приднестровья и в Приднестровье стал международный аэропорт в Кишиневе. Однако Молдова пользуется этим обстоятельством в своих целях: в ушедшем году она начала пристально фильтровать поток россиян, направляющихся в ПМР. В результате к месту службы не пропускались российские миротворцы, произошла история с высылкой российского историка Василия Каширина, а затем уже и приднестровца с российским гражданством полковника Валерия Гратова. Совсем не исключено, что такие вещи будут продолжаться и в наступившем году.

Резюмируя все сказанное, отметим, что украинский кризис обострил проблему территориальной оторванности Приднестровья от, как говорится, «большой земли» – России. Многих трудностей просто бы не было, имей оно общую границу с РФ. События на Украине привели к большей, чем раньше, зависимости Приднестровья от решений, принимаемых на Западе.

Что будет в 2015 г.? Пока резких движений со стороны Украины и Молдовы мы не видим, но оно и понятно: в той же РМ после парламентских выборов заняты другим – распределением государственных должностей. Из-за того, что у каждой из трех победивших проевропейских партий свои запросы, этот процесс затянулся, а скоро Молдова войдет в другую предвыборную кампанию – весенне-летние местные выборы. Так что, возможно, Кишиневу будет несколько не до Приднестровья, и первая половина года пройдет относительно спокойно. А вот ко второй половине можно ожидать большей напряженности, тем более что будет подходить к концу срок действия европейских автономных торговых преференций для Приднестровья. Но повторим – здесь многое определит ситуация в экономических взаимоотношениях России и Евросоюза.

___________

Фото – http://newsmaker.md/rus/novosti/prezidenty-ukrainy-i-polshi-nanesli-v-kishinev-vizit-solidarnosti-4569

Источник: politobzor.net

Теги: Украина