Узбекистан – не то друг, не то враг

31 декабря 2014 года НАТО официально завершила операцию МССБ «Несокрушимая свобода», начатую в Афганистане в ответ на теракты 11 сентября 2001 года, и приступила к выводу коалиционных войск. В Кабуле по сему случаю тайно и скромно прошли торжества. Тайно, потому что в воздухе по-прежнему нависала опасность «прощальной» атаки со стороны униженных американским диктатом повстанцев, а скромно, потому что, в сущности, и праздновать-то было нечего: режим талибов не свергли, Аль-Каиду не разогнали, залежи героина не уничтожили…

Вслед за выводом из «империи наркотрафика» воинского контингента НАТО наступило еще большее зло: безвозмездные американские подарки в виде полумертвого «сверхмощного» вооружения и военной техники. В число тех, кому «несказанно повезло», попал не кто иной, как бессменный поставщик гастарбайтеров – Узбекистан.

Так, по недавним заявлениям заместителя помощника госсекретаря США по вопросам Центральной Азии Д.Розенблюма, в ближайшие месяцы в рамках американской программы «Передача излишков вооружения» Узбекистану будет отдано в дар 308 единиц колесных бронемашин с усиленной противоминной защитой (MRAP) и 20 единиц бронированных ремонтно-эвакуационных транспортных средств. Кстати, вспомнился один интересный момент: был период (после кровавых событий 2005 года в Андижане), когда Вашингтон стал инициатором запрета на поставки военной техники Ташкенту. Как быстро, однако, меняются настроения империалистов…

По словам Д.Розенблюма, США уверены, что Узбекистан нуждается в этих оборонительных бронемашинах для использования их, в первую очередь, в борьбе с терроризмом и наркобизнесом. Тут возникают два вполне закономерных и обоснованных вопроса: во-первых, а так ли велик уровень терроризма в Узбекистане, чтобы задействовать в борьбе с ним дополнительно более 300 бронеавтомобилей (а учитывая то, что стоимость новой единицы составляет 470 тыс. долларов, можно предположить, что подержанный экземпляр будет стоить не менее 300 тыс. долларов!). И во-вторых, чем грозит такой «аукцион небывалой щедрости» всему региону ответственности ОДКБ?

Попробуем разобраться. Экономические соображения американцев вполне понятны: высокий показатель продаваемости военной техники как изделия не сырьевого сектора экономики, а продукции с высокой добавленной стоимостью, свидетельствует о востребованности и, соответственно, высоком авторитете Штатов на данном рынке. Политический аспект связан с тем, что военная техника – это способ привязки любой страны, в которую она поставляется, к интересам страны-производителя и страны-продавца. Получается, что вот он – тот самый «бесплатный» сыр, лежит себе и красуется в мышеловке.

Что касается глобальных последствий «американской щедрости» для ОДКБ, то здесь важно отметить, что Узбекистан остается достаточно серьезным оппонентом усилий Москвы по структурированию новых интеграционных союзов на постсоветском пространстве. Достаточно хотя бы обратить внимание на жесткие заявления узбекского лидера И.Каримова о том, что «Узбекистан никогда не войдет в союзы, которые в той или иной мере воссоздают СССР».

Кроме того, эта многомиллионная помощь Узбекистану (а речь идет о сумме порядка 100 млн. долларов) может иметь и другие последствия. Дело в том, что данную оборонительную, как было заявлено, технику можно использовать не только против террористов на границе с Афганистаном, но и, в частности, на заминированных участках границ с соседними государствами, в первую очередь, с Таджикистаном (а мы-то помним, что уже лет 15 некоторые участки этой границы не разминированы). Так что озабоченность тех же Душанбе и Бишкека перед усилением военной мощи Ташкента вполне обоснована. Вместе с тем, это не мешает им самим активизировать сотрудничество с НАТО. Например, в ноябре 2014 года альянс выделил для Таджикистана 120 тысяч долларов для надлежащего хранения стрелкового оружия и легкого вооружения в Центральноазиатском регионе. Аналогичной «волной щедрости», правда, уже в размере 282 тысяч долларов, накрыло в 2014 году и Кыргызстан.

Такие новости, безусловно, не могли остаться незамеченными для руководства ОДКБ. Ее ответом на внезапную активизацию сотрудничества стран-членов организации с НАТО и соответственно резкое обострение обстановки в пределах зоны коллективной безопасности стало создание Центра кризисного реагирования, совершенствование коллективных сил, появление новых структур по противодействию угрозам.

Становится очевидным, что сегодня в одиночку обеспечить безопасность в таком регионе, как Центральная Азия, достаточно сложно. Особенно в условиях, когда США и НАТО стремятся сохранить свое, пускай и не явное, присутствие в регионе. Именно поэтому государства-члены ОДКБ должны быть готовы к тому, что нынешний 2015 год будет достаточно непростым и потребует значительных совместных усилий для обеспечения безопасности и стабильности стран региона.

Автор: Григорий Юрченко
Источник: belvpo.com