«Славянский базар»–2022 как ответ на попытки культурной изоляции Белоруссии и России

Очередной, уже XXXI «Славянский базар» прошёл в непростых условиях. Не успели ещё до конца уйти ограничения на перемещение артистов и зрителей, а также проведение массовых фестивалей и праздников из-за пандемии вируса Covid-19, как все мы столкнулись с изменениями в мире, связанными с вынужденным началом Россией специальной военной операции по денацификации и демилитаризации Украины, введёнными в отношении России и Белоруссии беспрецедентными экономическими санкциями и попытками полностью изолировать наши страны от мирового сообщества, в том числе в сферах спорта, культуры и искусства.

После начала спецоперации России стремительно ухудшились взаимоотношения Украины и Белоруссии. На белорусско-украинской границе откровенно тревожно, и холодное противостояние Киева и Минска при неблагоприятных обстоятельствах быстро может превратиться в горячее. К тому же в Белоруссии ещё свежи воспоминания о событиях 2020 года, когда сторонники разворота Белоруссии от России и Союзного государства в сторону Европы пытались захватить власть при помощи уличных акций и протестов.

Изначально «Славянский базар» задумывался и создавался для сохранения культурной общности русских, белорусов и украинцев, а также других славянских народов в условиях распада Советского Союза и всего восточного блока. Проект был сугубо культурный и музыкальный, старательно дистанцировавшийся на первых порах от любой политики. Его стержнем были базовые концерты трёх восточнославянских народов, которые так и назывались – день России, день Белоруссии, день Украины.

Впрочем, оппоненты на Западе изначально сами постарались привнести политический аспект и в «Славянский базар», используя его в своих целях.

В этот раз украинцев было мало – ориентированные на Зеленского просто получили команду проигнорировать праздник, а относительно независимые представители украинской культуры предпочли проявить осторожность, ибо методы, используемые киевской хунтой против своих оппонентов, общеизвестны – террор, аресты, преследования. Тем не менее украинцы на фестивале были.

В последние годы представители Украины, которых отправлял на фестиваль официальный Киев, стремились из каждого своего выступления на площадках «Славянского базара» сделать едва ли не политическую акцию – сплошные желто-голубые флаги, демонстративные лозунги. Белорусская сторона внешне не акцентировала на этом внимание, она принимала украинские делегации радушно, им присуждали премии и награды. Тем более что украинская культура, украинские песни и национальные костюмы белорусы любят и встречают очень тепло. Но поведение «слона в посудной лавке» все же напрягало: белорусские организаторы все время были начеку, чтобы подобная «общественная активность» украинских делегаций не переходила границы приличия и дозволенности и не вносила далеко не лучший настрой в атмосферу праздника.

Второй особенностью последних лет на «Славянском базаре», отчасти связанной с первой (поведением делегаций Украины), стал постепенный отход от сугубо славянского характера фестиваля. Порой едва ли не официально выдвигался лозунг «все флаги в гости к нам», а организаторы каждый год приводили цифры, характеризовавшие рост количества стран и расширение географии участников, в качестве едва ли не главного критерия «развития фестиваля», словно речь шла о наращивании производства некой корпорации и расширения её дилерских центров по всему миру. Было очевидно, что сама изначальная идея славянского единства постепенно уходит на второй план, заменяясь довольно абстрактной концепцией «все люди – братья».

Но уже 2021 год показал, что фестиваль вновь делает акцент на свою изначальную идею, хотя это было ещё не так заметно.

В этом смысле ХХХI «Славянский базар»–2022 был во многом иным, хотя внешне всё выглядело традиционно: большое количество концертов, мероприятий, задействованных концертных площадок. Однако ощутимо изменился сам дух праздника: он, как и на заре своего существования, куда в большей степени был акцентирован на нашем славянском единстве и, учитывая складывающуюся современную обстановку, на российско-белорусской дружбе, на важности Союзного государства России и Белоруссии. При этом явственны были грусть и сожаления по поводу отсутствия Украины как таковой, хотя, повторимся, отдельные украинцы – артисты и зрители – на празднике присутствовали.

13 июля в Летнем амфитеатре перед многотысячной аудиторией с программой «Увертюра к фестивалю 0+ «Этот волшебный цирк» выступили артисты Белорусского государственного цирка и гости в сопровождении циркового оркестра под управлением Юрия Довальцова.

14 июля состоялось торжественное открытие фестиваля. В своём выступлении президент Республики Беларусь Александр Лукашенко был, как всегда, эмоционален: «Вновь на древней витебской земле звучат позывные «Славянского базара». В этой мелодии слились воедино звуки любимых песен, голоса истинно народных артистов, аплодисменты самой душевной, искренней и вот такой открытой публики, которая собралась здесь в этом амфитеатре… Конечно, эта праздничная, творческая атмосфера меньше всего располагает к разговорам о политике. Но судьба «Славянского базара» с первого своего дня связана именно с этой политикой. И мы правильно сделали, что сохранили наш фестиваль, тогда в трудные 90-е… А ведь, создавая этот форум, мы и подумать не могли, что единый славянский мир, мощный своей тысячелетней историей, будет поставлен в условия политического и культурного выживания».

Темы Украины белорусский лидер коснулся отдельно: «Как бы сегодня ни переворачивали историю с ног на голову, мы потеряли Украину задолго до начала специальной операции. Тогда, когда ее политики сами отказались от славянской идентичности, когда нам чудом удавалось привезти на эту сцену украинцев, даже тех, которые давно живут в других странах. Но чего бы нам это ни стоило, на открытии «Славянского базара» звучал украинский язык и будет звучать, в том числе сегодня. Он будет звучать здесь всегда. Украина, братский украинский народ вернется в свою семью, а мы сделать должны все возможное, чтобы фестиваль жил, чтобы сюда приезжали люди из разных уголков земли. И пусть никто не сомневается: наша славянская душа все выдержит. В очередной раз перестрадает, а идеи добра, мира и справедливости вновь восторжествуют».

Концерт открытия был, как всегда, масштабным и закончился лишь ночью праздничным салютом. С особой теплотой зрители встретили выступления Григория Лепса, Михаила Турецкого и «Хора Турецкого» и Таисии Повалий с Украины.

В этот же день на Аллее звёзд появилась именная васильковая звезда народного артиста Беларуси Анатолия Ярмоленко и заслуженного коллектива республики ансамбля «Сябры». Кстати, Ярмоленко, придавая большое значение популяризации белорусского языка и белорусской песни, всегда выступал за самые тесные отношения России и Белоруссии.

Внимание к Союзному государству, к российско-белорусскому единству было явным. На этот раз союзная тема звучала целых три дня – с 15 по 17 июля, которые так и назвали – Дни Союзного государства. К слову, впервые День Союзного государства был проведён в 2003 году на XII по счёту фестивале.

Кульминацией стал праздничный концерт 15 июля «Союзное государство приглашает…», среди зрителей которого был и автор данной статьи. Концерт откровенно получился и был тепло встречен зрителями. Светоцветовое исполнение сцены было выполнено в национальных узорах и символах народов Белоруссии и России. Показательно, что, помимо собственно русских и казачьих коллективов из России, приехали национальные танцевальные ансамбли из Адыгеи, Башкирии, Татарстана, Чечни. На заднем фоне сцены демонстрировались фотографии-заставки родных мест участников концерта.

Вновь приятно удивил Михаил Турецкий, который во время выступления «Хора Турецкого» напомнил о том, что его родители – выходцы из Белоруссии, несколько раз сказал о важности российско-белорусского единства и выразил уверенность, что мы будем вместе, невзирая на все препоны и происки наших недругов. Зал встречал эти его слова дружными аплодисментами.

Столь же тепло зрители приветствовали и белорусских участников концерта – легендарных «Сябров» и «Песняров». Перед началом концерта госсекретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев вручил известному белорусскому певцу и композитору Василию Раинчику (солисту легендарного советского ВИА «Верасы») и другим лауреатам ценные подарки и памятные призы постоянного комитета Союзного государства за творческое воплощение идей дружбы между народами Белоруссии и России.

Госансамбль "Песняры" выступает на концерте в честь Союзного государства на фестивале "Славянский базар в Витебске 2022"

В эти же сроки уже в третий раз (впервые – в 2019 году) в Свято-Успенском кафедральном соборе Витебска прошёл праздник хоровой музыки «Славянский благовест». Зрители особо отметили мастерство праздничного хора Донского ставропигиального мужского монастыря из Москвы и мужского хора «Всехсвятский» из Минска.

С сольными концертами выступили Денис Мацуев и Елена Ваенга, казачий ансамбль песни и танца «Ставрополье», Сергей Безруков и многие другие.

Выступление казачьего ансамбля песни и танца "Ставрополье"

Постепенно становятся традиционными новые конкурсы. На уже четвёртом по счёту конкурсе хореографических коллективов Международного танцевального проекта Dream Dance Fest (DDF) соревновались представители Белоруссии, России, Казахстана, Киргизии и Узбекистана. Обладателем Гран-при конкурса стал заслуженный коллектив народного творчества Российской Федерации из Прокопьевска ансамбль народного танца «Сибирские выкрутасы».

Победителем и обладателем Гран-при конкурса молодых исполнителей стала Анна Трубецкая из Белоруссии, первое место заняла Марта Вереккья из Италии, второе разделили Анастасия Белявская (Россия) и Димитрина Германова (Болгария), третье – Мария Хунданян (Армения) и Бек Исраилов (Киргизия).

Победительница Международного конкурса молодых исполнителей эстрадной песни Анна Трубецкая

Гран-при детского музыкального конкурса получил Елисей Касич (Белоруссия), первое место досталось Юлии Гавриловой (Россия), второе разделили Алинур Хамзин (Казахстан) и Фирдавс Авезов (Узбекистан), а третье – Жаклин Костадинова (Болгария) и Родриго Вийегас (Мексика).

На фестивале не только развлекались, но и отдали дань памяти нашей истории: Белгородский государственный театр кукол привёз в Витебск спектакль «Говорит Ленинград», созданный на основе документальной прозы и стихотворений Ольги Берггольц. И это далеко не единственный пример: так, 16 июля в рамках Дня молодёжи около 1500 молодых ребят провели патриотическую акцию у мемориального комплекса «Освободителям Витебска – советским воинам, партизанам и подпольщикам» (более известного, как монумент «Три штыка»), во время которой прошло театрализованное представление «Мы помним». Акция завершилась торжественной минутой молчания в память о погибших защитниках и освободителях республики в годы Великой Отечественной войны.

Программа «Славянского базара» была очень насыщенной. На неделю Витебск погрузился в самый настоящий праздник. На улицах почти круглосуточно работали сценические концертные площадки, летние кафе, аттракционы, удивляли посетителей и покупателей своим искусством художники и представители самых разных промыслов в Городе мастеров.

Ни о какой изоляции «Славянского базара» не было и речи. Только официально Витебск из-за рубежа посетили более 6 тыс. гостей и участников. А неофициально в числе гостей города и фестиваля их было ещё больше.

Что касается дальнего зарубежья в целом и Восточной Европы в частности, их представителей по понятным причинам было в этом году меньше, но всё равно в Витебск приехали очень многие из тех, для кого понятия самой культуры и «блокады в области культуры» просто несовместимы. Так, в Витебск не побоялись приехать Кевин Маккой, известный американский музыкант, экс-исполнитель группы BAD BOYS BLUE, блестящий итальянский исполнитель-виртуоз в игре на бандеоне Марио Стефано Пьетродарки, да и другие известные в мире музыки и искусства люди, часть из которых просто не стала афишировать своё присутствие на празднике.

И их можно понять. Так, дети и руководство Рижской детской академии журналистов, которые приезжают на «Славянский базар» уже не в первый раз, подверглись настоящим преследованиям и репрессиям у себя в Латвии только из-за того, что взяли интервью у Александра Лукашенко. Это интервью длилось не больше двух-трёх минут, но сам этот факт вызвал гнев у властей Латвии, которые угрожают закрыть детскую академию.

Появились проблемы и у других представителей из этих стран, чьё участие в «Славянском базаре» вызвало такое же неприкрытое раздражение у местных правительств, выстраивающих новые стены отчуждения и вражды на границах с Белоруссией и Россией.

Возвращаясь к теме Украины. В рамках фестиваля я встретился со своими старыми товарищами – руководителями «Украинской общины Крыма» Анастасией Гридчиной и РНКА «Белорусы Крыма» Романом Чегринцом. А. Гридчина подарила мне красивый красочный журнал «Крым сегодня» на украинском языке. Непривычно было читать на украинском языке об успехах Крыма, ДНР и ЛНР, видеть российскую, донецкую и луганскую символику в украиноязычном журнале. А потом я подумал: ведь это и есть та самая наша новая-прежняя Украина, которая будет освобождена в результате СВО и вернётся к своим истокам.

Фестиваль XXXI «Славянский базар»–2022, несмотря на объективные сложности при его проведении, несомненно удался. И что самое важное – фактически вернулся к своей главной теме единства и общности славянских народов и славянских культур при самом широком участии других стран и народов.

Андрей Геращенко, политолог

Источник