Армения–Азербайджан: хрупкий мир в Карабахе и инциденты на границе

После подписанного в ноябре прошлого года при посредничестве России заявления в отношениях между Арменией и Азербайджаном наступил хрупкий мир, который периодически, особенно в последние дни, нарушается перестрелками на границе. Об инцидентах сообщают оборонные ведомства обеих стран, обвиняя друг друга в обстрелах своих пограничных позиций.

По информации армянских СМИ, объектом «провокации» со стороны Азербайджана стало армянское село Ерасх Араратского района, которое граничит с Нахичеванской АР Азербайджана. Населенный пункт подвергся обстрелам 17 июля, что местные жители восприняли как попытку азербайджанской стороны выжить их из родных домов и заставить их уступить свои земли «противнику», прокладывающему дорогу из основной части Азербайджана в отделенную от него территориями Армении свою автономную республику.

Обстрел села Ерасх повторился 19 июля вечером. Как сообщает пресс-служба Минобороны Армении, примерно «в 18:40 по местному времени азербайджанские подразделения открыли огонь по позициям армянских пограничников, в результате чего произошла интенсивная перестрелка». Всю ответственность за обострение ситуации армянское оборонное ведомство возложило на Баку.

Информацию противоположного содержания распространила азербайджанская сторона. Факт перестрелки, происшедшей 19 июля, она подтверждает, но сообщает, что «стрельбу в направлении поселка Гейдарабад в Нахичеванской АР в 23:40 начали армянские подразделения, в результате чего был ранен один азербайджанский военнослужащий». Ответными действиями огонь был подавлен, сообщили из Баку.

Жертвы были и у армянской стороны. В результате одного из таких приграничных инцидентов погиб армянский военнослужащий. В Ереване считают, что подобными действиями Азербайджан стремится принудить Армению подписать невыгодное ей, но входящее в интересы Баку «мирное соглашение». Звучат и опасения, что президент Азербайджана, активно поддерживаемый стратегическим партнером – Турцией, пойдет дальше и «отвоюет» себе не только весь Нагорный Карабах, но и часть нынешних армянских территорий.

В подтверждение приводят распространяемые в соцсетях отрывки из тех или иных заявлений Ильхама Алиева и Реджепа Тайипа Эрдогана, где те завуалированно или явно «угрожают нарушением территориальной целостности Армении». В Баку же говорят, что главной целью является установление полного контроля над всей территорией Нагорного Карабаха, так как до начала конфликта это автономное образование целиком входило в состав Азербайджана, и там мирно проживало как азербайджанское, так и армянское население. Поэтому возвращение Карабаха под свой контроль в Баку считают делом исторической справедливости. Армении же обещают отмену всех ограничений, из-за которых после начала конфликта она оказалась в многолетней жесткой изоляции, и поясняют, что открытие всех путей сообщения выгодно экономикам всех стран региона.

 Разрешен ли карабахский конфликт сегодня, после того как 10 ноября 2020 г. и 11 января 2021 г. были подписаны трехсторонние соглашения и сделаны определенные шаги по разблокировке путей сообщения и восстановлению прежних связей? Обе стороны придерживаются прямо противоположного мнения. В Армении считают, что конфликт будет до конца разрешен только в том случае, если будет окончательно определен статус Нагорного Карабаха как независимого политического образования. В Баку же уверены, что конфликт уже разрешен, а возвращение полного контроля над Карабахом как неотъемлемой части собственной территории – лишь дело времени и конкретных экономических, инфраструктурных, политических и иных решений.

Как заявил «Ритму Евразии» азербайджанский политолог Эльшад Мамедов, вопрос статуса Нагорного Карабаха в повестке дня не стоит, потому что Азербайджан уже восстановил свою территориальную целостность и сегодня уверенно может строить свои планы по экономическому, социальному, политическому развитию этого региона.

На процессы, которые все эти годы происходили в Карабахе и вокруг него, азербайджанский аналитик смотрит с глобальной точки зрения и уверен, что причины возникновения конфликта лежат за океаном. «На мой взгляд, то, что происходит на постсоветском пространстве на протяжении последних трех десятилетий, следует рассматривать в единой цепи. С конца 80-х годов прошлого века подогреваемые из-за океана деструктивные сепаратистские силы своей деятельностью на постсоветском пространстве не только способствовали подрыву территориальной целостности одной союзной республики, но фактически подорвали основу всего СССР, и в результате мы получили парад суверенитетов, развал Союза, дезинтеграцию на всех уровнях отношений между народами советских республик. Так что этот процесс был срежиссирован за пределами СССР. Сценарии писались за океаном, и, пользуясь возможностями давления на армянскую диаспору США, они запустили этот процесс. Не надо забывать, что первый межнациональный конфликт возник именно в Нагорном Карабахе, и он оказался миной, заложенной под весь Советский Союз. Процесс распада СССР был запущен именно через межнациональную рознь», – отметил Э. Мамедов.

По мнению азербайджанского аналитика, сегодня в мире сложилась новая реальность, в которой явно ощущается ослабление позиций и влияния Вашингтона, а в регионе заметно усиление роли и позиций региональных держав – России, Турции и Ирана. И в интересы этих держав наличие конфликтов в регионе, где они присутствуют, не входит.

«Сейчас в мире формируются новые реалии. Один глобальный центр более не в состоянии управлять ни экономикой, ни политическими процессами в мировом масштабе, и поэтому ослабление роли Вашингтона создало новую реальность и в нашем регионе. И мы видим, что основными центрами влияния на процессы в регионе становятся региональные державы, в первую очередь Россия. Фактически наш регион получает уникальную возможность для развития во благо интересов наших государств. Потому я более чем уверен, что ни армянам Карабаха, ни населению Армении в целом этот межнациональный конфликт не нужен. Карабах – это территория, которая развивалась в составе Азербайджанской ССР не хуже остальных ее регионов, и никогда в период советской власти вопрос об отделении ее от Азербайджана не вставал. Так что все это было подогрето из-за рубежа. А сегодня, когда центры влияния в Вашингтоне теряют возможность влияния на обстановку в регионе, хотя процесс этот долгий, и еще будут предприниматься определенные попытки воздействия, ослабление позиций Запада открывает региону возможности для развития. При этом надо отметить, что, если не будет обеспечена стабильность и территориальная целостность наших государств, говорить о стабильном развитии региона будет невозможно», – подчеркнул Э. Мамедов.

По его словам, сегодня благодаря посредничеству России вопрос Нагорного Карабаха решен, и Азербайджан не имеет территориальных претензий ни к какому государству. Поэтому вопрос статуса Карабаха в свою повестку дня не вносит.

В Армении же считают, что и после заключения трехсторонних соглашений считать конфликт в Карабахе разрешенным нельзя, так как вопрос статуса этого региона остается под вопросом. Хотя он и «урегулирован» законодательством самой самопровозглашенной республики.

«Статус Арцаха (Нагорного Карабаха) зафиксирован в его конституции. Конечно, на международном уровне он пока не признан. В Армении же до сих пор не признавали независимость Арцаха только из-за того, чтобы продолжался переговорный процесс. Утверждать, что конфликт сегодня уже разрешен, нельзя, и об этом говорят также страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ – Россия, Франция и США. Они подчеркивают, что вопрос статуса должен быть определен самим Арцахом», – заявил «Ритму Евразии» армянский эксперт Айк Халатян.

Несмотря на такую противоположность позиций, аналитики обеих сторон считают, что возобновления масштабных военных действий, во всяком случае в ближайшей перспективе, ожидать не следует.

«Отдельные инциденты, возможно, будут, но не думаю, что в краткосрочной перспективе они перерастут в новую войну или крупную эскалацию», – отметил А. Халатян.

В свою очередь, Э. Мамедов увязывает вопрос возможности возобновления военных действий с глобальными процессами и отмечает, что в ближайшем будущем такой опасности не видит.

«Если процессы деглобализации, ослабления влияния Запада на постсоветском пространстве будут носить устойчивый характер, а они объективно должны носить устойчивый характер, потому что управлять всем миром из одного центра невозможно, то никаких серьезных крупных военных конфликтов ожидать не приходится», – отметил Э. Мамедов. По его мнению, крупные региональные игроки – Россия, Иран и Турция в военных конфликтах не заинтересованы.

По-разному оценивают аналитики обеих стран и роль, и функции Минской группы ОБСЕ. Э. Мамедов считает, что этот формат, созданный в свое время как площадка для переговоров, прекращения вооруженного конфликта и гибели людей, возлагаемых на него надежд не оправдал. А причиной тому называет крайне противоположные позиции и интересы трех сопредседателей Минской группы.

«Надо иметь в виду, что три сопредседателя Минской группы – Россия, Франция и США фактически и в этом, и в других вопросах придерживаются крайне далеких друг от друга позиций, и это не случайно, потому что интересы коллективного Запада на протяжении всех последних десятилетий – это максимальное ослабление России и максимальное усиление дезинтеграционных процессов в регионе, где представлена Россия. Поэтому ожидать каких-либо позитивных решений от Минской группы было бы наивно», – пояснил Э. Мамедов.

По мнению же армянского эксперта, сегодня Минской группе ОБСЕ предстоит найти компромиссное решение, которое будет удовлетворять интересы обеих сторон карабахского конфликта, причем с учетом права народа Нагорного Карабаха на самоопределение. Тем не менее А. Халатян считает, что сегодня активность Минской группы намного ниже, чем в предыдущие годы.

* * *

Определенная напряженность в отношениях между Арменией и Азербайджаном остается, несмотря на подписанные трехсторонние документы и начавшиеся сдвиги в направлении восстановления некогда разрушенных связей. И это чувствуется в заявлениях лидеров обеих стран и в комментариях и оценках армянских и азербайджанских аналитиков. Конфликт, который нанес непоправимый ущерб обеим странам, все еще тлеет. Для заживления нанесенных им ран и возвращения к прежней мирной жизни потребуется немало времени, уступок с обеих сторон и прощения взаимных обид. А для предотвращения подобных испытаний в дальнейшем – еще и невмешательства в дела региона сторонних игроков.

Инна Маринина, политолог

Источник