Дилемма безопасности Пашиняна

На парламентской сессии 18 апреля премьер-министр Армении Н. Пашинян ошеломил многих довольно смелыми заявлениями относительно перспектив карабахского урегулирования.

«Мир возможен, если мы в своих международных отношениях не только на сегодня, но и на будущее зафиксируем, что признаем за Арменией 29.8 тыс. кв. км, а точнее, территорию Армянской ССР, в рамках которой мы получили независимость, и мы не имеем и никогда не будем иметь территориальных претензий к другим странам», – заявил премьер-министр, отметив, что взамен Азербайджан также должен признать границы Армении.

Пашинян мотивировал свои слова тем, что в противном случае «Армения не сможет нормально развиваться». Восстановление отношений с Азербайджаном автоматически приведет возобновлению диалога с Турцией, в чем армянские власти сильно заинтересованы. Анкара и Баку являются сегодня важными элементами новой системы отношений, выстраиваемой между Россией и Европой, и поскольку оба данных направления являются для Еревана стратегическими, определятся необходимо как можно скорее.

«Если будут достигнуты компромиссы на политико-дипломатическом уровне, насколько они будут приемлемы для граждан Армении, и насколько граждане допустят практическую реализацию болезненных решений этих компромиссов? Это наша ответственность», – заключил Пашинян.

a2.jpg

Будто бы подливая воду на мельницу пашиняновского конформизма, президент Азербайджана И. Алиев записал в городе Сальян весьма бравадное интервью для национального телевидения. В нём Алиев оскорбительно отозвался о лидерах арцахского движения (Саргсяне, Кочаряне, Оганяне) и фактически поставил ультиматум карабахским армянам, призвав их принять гражданство Азербайджана, либо искать другое место жительства. «Карабах – это внутреннее дело Азербайджана, и у Армении нет другого выхода, кроме как признать эту реальность», – заключил азербайджанский лидер.

Алиев также выразил готовность вновь применить силу в случае потенциальных попыток со стороны Армении пересмотреть итоги войны. «С абсолютной уверенностью могу сказать, что сегодняшняя азербайджанская армия намного сильнее, чем та же азербайджанская армия, одержавшая победу в 2020 году… Но в Армении вновь поднимают голову реваншистские силы, [поэтому] мы должны быть готовы к любой ситуации и создать такую армию, которая будет образцовой и одной из самых сильных в мировом масштабе».

Обстановка в зоне конфликта, действительно, далека от мирной. Продолжается блокада Нагорного Карабаха, где по-прежнему остается довольно многочисленное армянское население – от 40 до 120 тыс. Режим прекращения огня часто нарушается, причем боевые столкновения происходят за пределами НКР. 17 апреля прошли сообщения об обстреле золотого рудника Сотк, который после войны 2020 г. оказался на неустойчивой армяно-азербайджанской границе. Наблюдательная гражданская миссия ЕС не привнесла стабильности. Вопреки ожиданиям Пашиняна европейская сторона, заинтересованная в азербайджанских энергоносителях, придерживается нейтралитета. Призывы Брюсселя осуществить зеркальный отвод войск не воспринимаются всерьёз: Азербайджан продолжает давить – армяне сопротивляются. Единственным реальным гарантом стабильности остается российский миротворческий контингент.

a4.jpg

Армянское патриотическое сообщество категорически отказывается признавать иные реалии в Карабахе. Однако их действия не приносят ничего кроме новых проблем. 14 апреля на церемонии открытия чемпионата Европы сотрудник Общественного телевидения Армении Арам Николян сорвал флаг Азербайджана и поджог его. В ответ на это азербайджанская сборная покинула турнир. Николян лишился должности на Общественном телевидении, но уголовного наказания не понес. Азербайджанский МИД посчитал такое наказание недостаточным. Президент Алиев заявил, что акция была организована правительством Армении.

Ещё одним активным участником карабахского процесса является армянская диаспора, преимущественно американская. Со времен войны 2020 г. армяне США заняли жесткую проарцахскую позицию. Через армянские общественно-политические организации регулярно осуществляется сбор средств и гуманитарной помощи, а в американском Конгрессе по инициативе ANCA (Армянский национальный комитет Америки) запущена законодательная инициатива за сокращение финансовой и военной помощи Азербайджану и усиление поддержки Армении и Нагорного Карабаха.

Добиться диаспоре, правда, удается немногого. Американское правительство не спешит отказываться от сотрудничества с Азербайджаном или Турцией, как минимум, потому что они являются важной частью архитектуры НАТО на Ближнем Востоке и Кавказе. Госсекретерь Энтони Блинкен, отвечая на вопрос проармянского сенатора Боба Менендеза, отметил, что Азербайджан нуждается даже в большей военной и финансовой поддержке США, поскольку имеет протяженную границу с Ираном, «которую необходимо защищать».

Иранский вопрос вносит дополнительную сложность в армяно-азербайджанское урегулирование. Из-за блокады со стороны Турции и Азербайджана Армения развила тесные и доверительные отношения с Ираном. Ереван не заинтересован в том, чтобы их портить. Азербайджан в свою очередь заметно сблизился с Израилем, в том числе и военно-технической сфере. В сети имеется достаточно много материалов, подтверждающих факты использования азербайджанской армией израильского оружия во время войны в Карабахе. Взамен, по данным газеты Haaretz, Азербайджан предоставил свою территорию Моссаду для слежки за военными и ядерными объектами в Иране.

29 марта в Тель-Авиве состоялось торжественное открытие азербайджанского посольства, а 19 апреля министр иностранных дел Израиля Эли Коэн нанес визит в Баку. По его словам, в отношениях между Азербайджаном и Израилем наступила «новая эра». После азербайджанской столицы израильский министр отправился в Туркменистан, еще одно соседнее с Ираном государство. С учетом мартовских заявлений Нетаньяху и Остина об «очень высокой вероятности военной операции Израиля против Ирана» активность израильского министра в соседних с Ираном странах по меньшей мере вызывает тревогу.

a3.jpg

«Пожалуйста, заберите меня»

В силу приведенных факторов примирение с Азербайджаном становится для Армении не менее рискованным процессом, чем продолжение конфронтации. Баку дал понять, что не приемлет малейших компромиссов, а заявления Алиева о землях «Западного Азербайджана, куда исторически всегда входил Ереван», и его настойчивость в вопросе об открытии Зангезурского коридора ставят вопрос о его дальнейших намерениях.

Проблема безопасности стала главной во внешней и внутренней политике Армении. От того, как она будет разрешена зависит дальнейшая судьба государства и лично премьер-министра Пашиняна. Вариантов у армянского руководства не так много. Крен в сторону Запада или Востока приведет к ухудшению отношений с противоположным полюсом, излишняя уступчивость разгорячит аппетиты Азербайджана и вызовет фрустрацию внутри патриотического сообщества.

Заявления Пашиняна показывают, что четкой стратегии у его правительства нет. Оно тянет время и использует все доступные ей рычаги без видимых результатов. Так, после начала российско-украинского конфликта в прошлом году Ереван пошел на сближение с Индией. Было заключено несколько контрактов на поставку вооружений, в частности, РСЗО Pinaka, гаубиц ATAGS и MArG. Индийское оружие едва ли способно переломить ход конфликта, а вот послужить дополнительным источником раздражения для Азербайджана может. К тому же привлечение в кавказский регион Индии может помешать сближению Армении с Турцией, поскольку та поддерживает тесные отношения с Пакистаном.

Получив тонну критики в свой адрес, 20 апреля Никол Пашинян выступил с новым заявлением, в котором сообщил о том, что его слова о карабахском урегулировании «неправильно поняли». Он пояснил, что признание Карабаха частью Азербайджана было закреплено в «Мадридских принципах», но это не отменяет право народа Карабаха на самоопределение, которое также отражено в документе. Кроме того, армянский премьер заявил, что Армения готова к размещению на своей территории миссии ОДКБ, «при условии, что она будет эффективной». Премьер-министр Армении продолжает удивлять мастерством политической эквилибристики, загоняя свою страну в тупик.

 Арсен Шахназарян, политолог