Грузинская мечта Шарля Мишеля

27 июля, неожиданно для всех, правящая партия Грузии «Грузинская Мечта» вышла из соглашения с оппозицией, которое было оформлено при посредничестве президента Евросовета Шарля Мишеля.

Соглашение Мишеля было оформлено с целью прекратить политический кризис в стране, возникший после парламентских выборов в октябре 2020-го года. Одним из пунктов соглашения было назначение досрочных выборов в случае, если правящая партия наберет менее 43% голосов избирателей на выборах в органы самоуправления, назначенных на октябрь текущего года. Председатель «Мечты» Ираклий Кобахидзе, выступивший с заявлением, добавил, что несмотря на выход из соглашения, партия все еще может назначить внеочередные парламентские выборы, но только по своему желанию.

Естественно, за данным заявлением сразу же последовала реакция членов оппозиционных партий. Лидер партии “Гирчи – больше свободы” Зураб Джапаридзе объявил, что приостанавливает свой депутатский мандат и обвинил правящую партию в изменении внешнеполитического курса, а также в стремлении установить в стране диктатуру. С похожей критикой выступили и лидер партии «Лело» Мамука Хазарадзе, и вечные враги «Грузинской Мечты» «Единое национальное движение». Лидер «ЕНД» Ника Мелия также заявил, что приостанавливает свой депутатский мандат, но при этом призвал остальных членов партии остаться в парламенте.

Первый вопрос, возникающий в связи с произошедшим, – почему правящая партия Грузии, которая активно участвовала в разработке данного соглашения, пытаясь выйти из невыгодного ей политического кризиса, одним взмахом руки сама же аннулировала эту выстраданную и вымученную договоренность.

Официальная причина, обозначенная «Грузинской Мечтой» – это несоблюдение соглашения со стороны оппозиции и отказ от его подписания со стороны «Единого национального движения», что, конечно же, можно считать серьезным поводом, чтобы выйти из данного соглашения. Однако нужно помнить, что правящая партия всегда винит оппозицию, если в стране происходят неоднозначные политические события, как, кстати, и наоборот.

Если же говорить о неофициальных причинах, то тут остается только гадать. Одной из таких причин может быть трещина в отношениях ЕС и США с Грузией после событий 5-го июля, когда группам традиционалистов, пытающихся не допустить парад сексуальных меньшинств, под горячую руку попались журналисты либеральных каналов. Правительство сначала старалось занять нейтралитет в произошедшем, однако неоднозначные высказывания премьер-министра Гарибашвили создали ощущение того, что он, а соответственно, и партия, все же встали на сторону консерваторов, по сути, отказавшись продвигать ЛГБТ-повестку, являющейся неотъемлемой частью европейских ценностей. И несмотря на то, что спикер парламента Грузии поднял новый флаг ЕС у парламента страны после сожжения старого консерваторами и что Ираклий Гарибашвили постоянно заверяет общество в европейском выборе и готовности подать заявку на вступление в Союз в 2024 году, действия правительства говорят совершенно о другом. К этому стоит добавить, что и выход из соглашения Мишеля не был согласован с европейцами и американцами, тем самым вызвав у них недоумение и разочарование.

Учёный-исследователь, лектор Тбилисского государственного университета Сихарулидзе Арчил считает, что у «Грузинской Мечты» имеется три основных причины для выхода из соглашения Шарля Мишеля.  

«Первая причина — стало очевидно, что оппозиция не собирается придерживаться этого договора, кроме того, главная оппозиционная партия его не подписала. Цель договора была в том, чтобы равномерно распределить ответственность между позицией правящей партии и оппозицией, именно поэтому Шарль Мишель вынудил оппозицию его подписать. «Национальное движение» не подписало его, тем самым отказавшись равномерно перераспределять ответственность за политические действия. Поэтому, я думаю, «Грузинская мечта» решила, коли оппозиция не готова, — то и мы тоже не будем брать на себя всю ответственность за происходящее. И это — правильно.

Второе — это уже то, что после событий 5 — 6 июля часть оппозиции вновь отказалась участвовать в процессах. По сути получается так, что те партии подписали документ, но они опять не участвуют в парламентской жизни. Получается, они нарушают договор Шарля Мишеля, и тут уже не имеет никакого смысла придерживаться его.

Третье, я думаю, это послание Шарлю Мишелю и Европейскому союзу после критики и заявлений, что могут быть применены какие-то санкции, о том, что в стране есть такое понятие как «суверенитет». Если послушать, что сказали официальные лица: «все будет сделано по принципу суверенитета и ответственности», то есть они, по сути, послали сообщение европейским коллегам и американцам, что мы стратегические партнёры, но у нас есть суверенитет, и мы имеем право решать, какой у нас будет суд, и именно мы будем выбирать судей, а не вы», — заявил эксперт в беседе с Пресс-клубом «Джейран медиа».

Главная цель «Грузинской Мечты» – сохранить власть, сделав ставку на идею, популярную среди широких слоев населения. К сожалению, отсутствует официальная статистика, которая сумела бы нам сказать о том, что более приемлемо для населения Грузии: Евроинтеграция и все соответствующие реформы и их последствия или же традиционные ценности, следуя которым главной догмой государства должен стать принцип «Эри, Мамули, Сарцмуноэба» (Нация, Отечество, Вера). Однако отсутствие официальной статистики не означает, что правительство не в курсе общественных настроений. Вполне возможно, что премьер-министру и правящей партии известно, в какую сторону склоняется если не большинство населения, то его весомая часть – в сторону традиционализма. Поставив во главе угла эту идею, правительство ожидает заручиться поддержкой ее сторонников на предстоящих октябрьских выборах, а, возможно, и на парламентских выборах 2024-го года. И ради этой поддержки «Грузинская Мечта» готова даже пожертвовать своими отношения с Западом. Говорить о том, что отношения будут полностью прекращены и Грузия резко изменит свой внешнеполитический вектор, не приходится, однако вполне вероятно, что страна может встать на путь многовекторной политики и начать выстраивать свои отношения с другими серьезными игроками на международной политической арене, например, даже с Россией.

Волохов Александр, журналист

Источник

Теги: Грузия, ЕС