Грядущий референдум в Казахстане. Лишат ли Назарбаева статуса и полномочий?

Политическое время в Казахстане с начала года ужалось. Новости поступают с такой частотой, что времени на их рефлексию начинает не хватать. Особенно это заметно на фоне прежнего, размеренного течения политической жизни.

Во ходе внеочередного послания 16 марта с. г. президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев анонсировал «программу комплексной реформы политической системы страны». Не успели штатные комментаторы восхититься своевременностью и глубиной предложенных изменений, как во время внеочередного съезда партии «Аманат» (бывшая Народно-демократическая партия «Нур отан»), К.-Ж. Токаев, как и обещал, сложил с себя полномочия её председателя, что дало им очередной информационный повод посостязаться в употреблении прилагательных в превосходной степени. И не успели утихнуть восторги, как президент на заседании Ассамблеи народа Казахстана «украсил торт вишенкой» в виде референдума, на котором анонсированные поправки в Конституцию будут приниматься.

Ковать, пока горячо

Референдум в Казахстане «зверь редкий».  Старожилы политического пространства видели его всего пару раз – в августе 1995 г. в ходе всенародного голосования была принята действующая Конституция стран, та самая, которую собираются поправить. Кстати, тогда же полномочия первого президента Нурсултана Назарбаева были продлены до 2000 года.  С того времени поправки в Основной закон вносились ещё четыре раза, но уже парламентом страны.  Надо отметить, что президент К.-Ж. Токаев выполняет свои обещания с опережением: ожидалось, что его выход из партии и презентация реформ произойдут осенью, но глава государства, видимо, решил ковать, пока горячо.

Напомним, что в Конституцию предлагается внести порядка 30 поправок, в том числе изменение закрепления за народом права на землю и её недра,  запрет смертной казни, запрет родственникам президента занимать руководящие должности, замена Конституционного совета одноименным судом, беспартийный статус президента и членов избиркома, пропорционально-мажоритарная модель избрания депутатов нижней палаты парламента – мажилиса, введение обязательной альтернативности при назначении глав местных администраций.

Еще одно предлагаемое изменение, вокруг которого развернулись бурные дискуссии, – конституционный статус первого президента.

Останется ли Нурсултан Назарбаев лидером нации – Елбасы?

В действующей Конституции присутствуют 7 статей, так или иначе регулирующих полномочия первого президента. Из них четыре отражают его особый статус. В первой статье Основного закона указаны «основополагающие принципы деятельности Республики», а в заключительных положениях указано, что эти принципы, «заложенные Основателем независимого Казахстана, Первым Президентом Республики Казахстан – Елбасы, и его статус являются неизменными».

Также особый статус первого президента подчеркнут в статье 44, определяющей, что на него не распространяется ограничение по количеству избраний на высший пост, а также в статье 46, гласящей, что «статус и полномочия Первого Президента Казахстана определяются Конституцией Республики и конституционным законом».

Именно эти пункты стали причиной многочисленных полемик в обществе. Напомним, что конституционный закон «О первом президенте РК – Елбасы» определяет прерогативы и гарантии первого президента. Помимо прочего, закон предусматривает неприкосновенность Н. Назарбаева, что выражается в запрете привлечения его «к ответственности за действия, совершенные в период исполнения им полномочий Президента Республики Казахстан, а после их прекращения – связанные с осуществлением своего статуса Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы. Он не может быть подвергнут задержанию, аресту, обыску, допросу либо личному досмотру и содержаться под стражей.

Неприкосновенность распространяется на все имущество, принадлежащее на праве частной собственности Первому Президенту Республики Казахстан – Елбасы и совместно проживающим с ним членам его семьи, а также на используемые ими жилые и служебные помещения, служебный транспорт, средства связи, переписку, принадлежащие им документы. Неприкосновенность также распространяется на имущество, принадлежащее фонду Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы и иным учреждаемым им юридическим лицам».

Торг, депрессия, принятие

Вместе с конституционной нормой о «неизменности статуса первого президента как основателя независимого Казахстана» это не позволяло независимым экспертам говорить о завершении транзита власти. Подавляюще негативную реакцию со стороны общественности вызвала фраза «основатель независимого Казахстана». Наиболее активная часть политических комментаторов стала приводить аргументы в пользу того, что Назарбаев таковым не является.

Акорда (резиденция действующего президента. – Ред.) отчетливо уловила эти настроения. Тем более что они совпали с её текущими интересами. Действия левобережья Нур-Султана (политико-административный центр страны. – Ред.) по этому вопросу можно описать формулой «депрессия – торг – принятие». Сначала рабочая группа по принятию поправок решила удалить из Конституции несколько пунктов, касающихся первого президента, но сохранить его статут «основателя». Соответствующий запрос вместе с проектом закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» был направлен в Конституционный совет. Там законопроект признали соответствующим Конституции, а по поводу Елбасы было принято решение «полностью исключить все нормы о первом президенте, его статусе и полномочиях».

В течение одного дня законопроект прошел процедуру согласования в парламенте, после чего был направлен главе государства. Президент дал согласие на проведение референдума. В тот же день он выступил с обращением, в котором обосновал необходимость конституционной реформы, а также обрисовал её последствия: «Предстоящая конституционная реформа ознаменует новый этап в развитии нашей страны». 

В случае, если в ходе плебисцита, который состоится 5 июня, казахстанцы проголосуют за поправки, аннулирующие конституционный закон «О первом президенте РК – Елбасы», этот момент станет финальной точкой в транзите власти в Казахстане. Будет открыт «оперативный простор» для второго президента в вопросах политического конструирования.

Михаил Розов, политолог

Источник

Теги: Казахстан