Иммиграционный кризис на южной границе США и политика администрации Байдена-Харрис

Одним из первых шагов Джо Байдена на посту президента стала отмена указов своего предшественника, ограничивающих иммиграцию в США. В первую очередь новый президент снял «дискриминационные ограничения» на выдачу иммиграционных виз выходцам из ряда мусульманских стран Африки и Ближнего Востока (Ирана, Ливии, Сирии, Судана, Сомали, Йемена и др.), что было встречено ликованием со стороны проживающих в США мусульман. Во-вторых, был отменен указ Д. Трампа, требующий незамедлительной депортации всех нелегалов и приостанавливающий государственные субсидии для «штатов-убежищ», укрывающих нелегальных иммигрантов. В-третьих, была закрыта инициированная Д. Трампом в январе 2019 г. программа, известная под названием «Оставайтесь в Мексике» («Remain in Mexico»), по условиям которой беженцы, достигшие границы США, были обязаны дожидаться рассмотрения своих дел в Мексике. Наконец, было приостановлено строительство столь ненавистной оппонентам Д. Трампа стены на южной границе. Меры по ее строительству были названы Дж. Байденом «несерьезным политическим решением». По мнению новой администрации, трата денег американских налогоплательщиков на постройку физического барьера на границе не является рациональной мерой, так как около половины нелегалов находятся в Америке по просроченным визам.

Что предложила новая администрация взамен отмененных указов, и насколько продуманными являются предпринятые ею шаги в области урегулирования ситуации на границе с Мексикой?

Новые антирекорды
Согласно данным Погранично-таможенной службы США (USCBP), количество задержаний на границе с каждым месяцем пребывания на посту Дж. Байдена неуклонно росло, достигнув в нынешнем году рекорда 20-летней давности. Так, за неполный финансовый год [1] (с октября по июль) число задержанных на границе перевалило отметку в 1,3 млн человек. Для сравнения, в период администрации Д. Трампа эта цифра варьировалась в пределах 400–500 тыс. человек в год, достигнув отметки в 977 тыс. лишь во время иммиграционного кризиса 2019 г. По всей видимости, велика вероятность, что в текущем финансовом году количество задержаний нелегалов достигнет знаковых 1,5 млн человек, что приближается к историческому рекорду, установленному в 2006 г. Если учесть, что для летнего сезона свойственен спад иммиграционной активности из-за неблагоприятных погодных условий на границе, то нынешний рост числа задержанных и впрямь выглядит аномальным. Так, по сравнению с июнем количество пойманных на границе за месяц увеличилось на 12,6% (с 188 тыс. до 212 тыс. человек). И это несмотря на опасную для жизни палящую жару, установившуюся летом в долине реки Рио-Гранде.
Смена приоритетов

Несмотря на разворачивающийся на границе кризис, администрация Байдена-Харрис, по всей видимости, твердо решила закрыть глаза на творящийся хаос. Это особенно очевидно при анализе одобренного Джо Байденом бюджета Министерства внутренней безопасности на 2022 финансовый год. Стоит отметить, что по сравнению с 2021 годом бюджет ведомства не только не увеличился, но даже сократился, с 54 до 52 млн долларов. В отличие от бюджета этого же ведомства, принятого Д. Трампом в 2019 г., бюджет на 2022 год не предполагает найма и обучения дополнительных сотрудников пограничного патруля, иммиграционной и таможенной полиции и чиновников погранично-таможенной службы, даже несмотря на крайнюю перегрузку всех трех ведомств в нынешних обстоятельствах. Вместо увеличения штаба пограничных служб и усиления охраны границ в принятом президентом-демократом бюджете выделяются немалые средства на обработку новых заявлений на предоставления убежища. В соответствии с обещанием Джо Байдена увеличить квоту для беженцев с 15 до 125 тыс. человек, бюджет предусматривает финансирование в размере 345 млн долларов для обработки заявлений на убежище, поданных в Службы гражданства и иммиграции США (USCIS), «с целью устранения задержек при натурализации и предоставлении убежища, а также увеличения количества принимаемых беженцев».

Любопытно, что бюджет Министерства внутренней безопасности на 2022 год, принятый прогрессивной администрацией, включает в себя принципиально новые статьи, напрямую не связанные с задачами пограничного и таможенного контроля. В частности, он предусматривает выделение дополнительного финансирования в размере 84 млн долларов для «отделов профессиональной ответственности» внутри Погранично-таможенной службы и таможенной полиции. Данные отделы призваны обеспечить «оперативное расследование жалоб сотрудников, в том числе связанных с [концепцией] превосходства белых или идеологическими и неидеологическими убеждениями». Включение подобной статьи в бюджет вполне вписывается в объявленную президентом борьбу с «системным расизмом». В качестве другого приоритета в распределении финансирования организации указана борьба с изменением климата. В частности, бюджет предполагает выделение 500 млн долларов для спонсирования проектов в рамках программы по «строительству устойчивой к изменениям климата инфраструктуры и сообществ». Кроме того, бюджет включает в себя 76 млн долларов на закупку и аренду электромобилей и соответствующей инфраструктуры, в том числе зарядных станций. В пояснении указано, что такая мера должна «уменьшить карбоновый след», оставляемый министерством.

В целом крупнейшую долю финансирования (31%), выделяемого для Министерства внутренней безопасности, в 2022 г. получит Федеральное агентство по управлению чрезвычайными ситуациями, занимающееся ликвидацией последствий природных и техногенных катастроф. При этом Погранично-таможенная служба США получит всего 18% от общего бюджета, а таможенная и иммиграционная полиция — лишь 9%. Подобные приоритеты финансирования говорят о том, что администрация Дж. Байдена при выделении средств гораздо больше озаботилась продвижением климатической повестки, нежели обеспечением контроля над границей — прямой обязанности подчиненного правительству министерства.

Непопулярная политика

Согласно опросу Pew Research Center, подавляющее большинство американцев (68%) отрицательно относятся к тому, как правительство справляется с наплывом беженцев на границе. Показательно, что негативную оценку администрации Байдена-Харрис в этом вопросе дают не только республиканцы, но и значимое большинство (56%) их однопартийцев-демократов. В том, что касается возможных действий правительства по урегулированию ситуации на границе, также наблюдается столь редкое единодушие демократов и республиканцев. Так, подавляющее большинство (85%) представителей обеих партий считает важной задачей увеличение штата сотрудников и финансирования пограничного патруля; 82% опрошенных полагает, что следует расширить количество сотрудников и увеличить финансирование для ускоренной обработки дел несовершеннолетних нелегальных иммигрантов. Почти 80% американцев считает, что насущной задачей является уменьшение числа беженцев, прибывающих в США. В то же время администрация Байден-Харрис предпринимает шаги, полностью противоречащие общественному запросу. Так, либеральное правительство прекратило нанимать новых сотрудников пограничных служб и сделало упор на увеличение числа принимаемых беженцев. Бюджет Министерства внутренней безопасности уже несколько лет остается на прежнем уровне, хотя кризис на юго-западной границе разгорается с новой силой.

Меж двух огней

Хотя Белый дом заявляет, что иммиграционный план Дж. Байдена предполагает создание «справедливой, упорядоченной и гуманной» иммиграционной системы в противовес «жестокой и безрассудной» политике его предшественника, на практике далеко не все инициативы Д. Трампа оказались свернуты президентом-демократом. Гуманитарные соображения довольно быстро уступили место иным приоритетам новой администрации, а именно борьбой с коронавирусом. Так, в августе 2021 г. администрация продлила на неопределенный срок распоряжение Центров по контролю и профилактике заболеваний США (CDC), действующее еще со времен администрации Д. Трампа, в соответствии с которым новоприбывшие иммигранты высылаются обратно в Мексику во избежание большой концентрации людей и увеличения рисков инфицирования. По данным Погранично-таможенной службы США, со времени вступления распоряжения в силу из США в Мексику были депортированы более 940 тыс. иммигрантов. На фоне неуклонно растущего числа пересекающих американо-мексиканскую границу беженцев Министерство внутренней безопасности США заявило, что все больше нелегальных иммигрантов показывают положительные результаты тестирования на COVID-19. Более того, согласно данному заявлению, пограничный патруль США, работающий в условиях пандемии, перегружен в семи из девяти юго-западных пограничных секторов. Из-за нехватки мест в иммиграционных убежищах инфицированных размещают в арендованных отелях, однако ничто не мешает им выходить на улицу и заражать окружающих. Такое положение дел вызывает возмущение жителей пограничных районов и ответные действия местных властей. Так, власти города Ларедо (штат Техас) подали в суд на чиновников Министерства внутренней безопасности США ввиду того, что пограничные службы пускают потенциально зараженных иммигрантов в город.

Тем временем American Civil Liberties Union (ACLU) вместе с рядом других проиммиграционных организаций возобновила иск против правительства из-за отказа президента Дж. Байдена в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции положить конец депортации всех категорий иммигрантов. Хотя администрация Белого дома ранее уже шла на уступки организации и гарантировала иммунитет против депортаций задержанным несовершеннолетним и определенные исключения для семей с детьми, ввиду растущего лавинообразного потока пересекающих границу в летние месяцы, а также появления нового штамма «дельта» правительство приняло решение о возобновлении депортации семей нелегалов. Однако для последних все же остается весьма широкая лазейка в законодательстве. Так, иммигранты, заявившие об опасении подвергнуться преследованиям на родине в случае возвращения, после вручения повестки в суд пропускаются пограничными чиновниками в США. Кроме того, даже в случае депортации многие из нелегалов пробуют повторно проникнуть в страну. По информации Погранично-таможенной службы США, 34% нелегальных иммигрантов, пытавшихся незаконно пересечь границу в июне 2021 г., уже предпринимали подобную попытку хотя бы раз в текущем году.

Подобный расклад ставит администрацию Байдена-Харрис в крайне неудобное положение. С одной стороны, правительство сталкивается с обвинениями в игнорировании бедственного положения семей иммигрантов и их высылке из страны. С другой стороны, и этим пользуются республиканцы, администрацию легко обвинить в том, что она пренебрегает здоровьем собственных граждан во благо незаконно проникнувших на американскую территорию граждан других стран. Ситуация усугубляется половинчатостью мер, принимаемых правительством для депортации нелегалов, и возможностью уклониться от высылки или повторно пересечь границу.

Эвакуация из Афганистана

К проблемам правительства на южной границе США совсем недавно добавилась новая, а именно — эвакуация афганских беженцев. В связи с выводом американских войск из Афганистана возникла необходимость в срочной эвакуации местных жителей, сотрудничавших с американским правительством и, как следствие, ставших мишенью для пришедших к власти талибов. По словам секретаря Министерства внутренней безопасности Алехандро Майоркаса, ожидается, что США примут более 50 тыс. афганских беженцев. Около 25 тыс. из них уже размещены на восьми военных базах на территории США, в то время как приблизительно 40 тыс. афганцев пока что находятся на территориях американских военных баз в Катаре, Бахрейне, Кувейте, ОАЭ, Саудовской Аравии, Германии, Испании и Италии, где они проходят проверку на соответствие требованиям безопасности. При этом лишь одна пятая прибывших в США беженцев являются гражданами США или имеют вид на жительство. Остальные беженцы — либо получатели специальной иммиграционной визы, которая выдается переводчикам и другим лицам, сотрудничавшим с американским правительством или НАТО, либо стоят в очереди на получение таковой, либо вовсе не подавали заявление на получение какого-либо документа на въезд.

Положение последней категории иммигрантов является наименее устойчивым, так как без специальной иммиграционной визы они не могут претендовать на гринкарту и доступ к социальной и медицинской помощи. Для получения статуса постоянного законного резидента этим беженцам придется подавать заявление на убежище на общих основаниях в Службу гражданства и иммиграции США, однако вынесение окончательного решения может занять многие годы, учитывая уже имеющуюся задержку в обработке более 400 тыс. заявлений на убежище, поданных в министерство ранее. Для исправления сложившейся ситуации администрация президента США анонсировала специальную программу, в соответствии с которой афганцы без документов будут обеспечены жильем, продовольствием, одеждой и т.п. Однако действие программы ограничивается сроком в 90 дней, ввиду чего проиммиграционные группы в США призвали Конгресс принять законопроект о легализации афганских беженцев, не имеющих специальной иммиграционной визы. Однако судьба подобного законопроекта пока остается неясной, учитывая, что схожая инициатива по легализации миллионов иммигрантов, прибывших в США в несовершеннолетнем возрасте («мечтателей»), беженцев, имеющих временный защищенный статус, и иммигрантов, нелегально занятых в сфере сельского хозяйства, провалилась в Сенате США, где республиканцы не желают принимать ее на голосование.

***

Администрация Байдена-Харрис оказалась заложником своего наиболее радикального левого электората. Отменив все непопулярные инициативы своего предшественника и прекратив строительство стены на границе, Дж. Байден не только выполнил обещание, данное прогрессивному избирателю, но и невольно послал недвусмысленный сигнал по ту сторону границы, обеспечив рекордный наплыв новых нелегалов, ожидающих ослабления пограничного контроля. Однако тем самым демократическая администрация дала удобный повод для критики своим оппонентам из партии республиканцев, указывающим на перенос иммигрантами нового штамма вируса, и отпугнула своих более умеренных однопартийцев-демократов и избирателей-центристов, которые все меньше поддерживают иммиграционную политику нынешней администрации. Недовольными политикой Дж. Байдена остаются и проиммигрантские группы давления, которые, напротив, все еще считают ее слишком жесткой. Более того, либерализация иммиграционной политики при новом президенте привела к тому, что в случае гуманитарной катастрофы в странах вне Западного полушария (таких как Афганистан), беженцам приходится конкурировать с наплывом нелегалов из Мексики и стран Центральной Америки. Все это играет на руку не теряющему надежду вновь избраться на антииммигрантской основе Д. Трампу, который в настоящий момент является самым популярным потенциальным кандидатом от республиканцев на выборах 2024 г. Иммиграционный кризис вместе с проблемой Афганистана, вероятно, сыграет определенную роль и в грядущих промежуточных выборах в Конгресс, которые пройдут в 2022 г. В особенности неблагоприятной в этой связи выглядит для демократов ситуация в приграничных штатах, где они вполне могут потерять голоса. Таким образом, велика вероятность, что провальная иммиграционная политика нынешней администрации может значительно уменьшить шансы демократов на победу в грядущих промежуточных и даже президентских выборах.

Дарья Конькова, аспирантка факультета политологии СПбГУ

Примечания

1. Государственные структуры США считают финансовым годом временной отрезок с 1 октября по 30 сентября.

Источник

Теги: США, Мексика