Как сделать страх перед КНДР рациональным

Пока внимание мирового сообщества приковано к событиям на Украине, страсти в других уголках земного шара не утихают. Например, на днях разгорелся очередной дипломатический скандал на Корейском полуострове: две Кореи опять поссорились. Пока, к счастью, без стрельбы. Но и южане, и северяне любят подкреплять свои слова действиями, поэтому обстановка остается довольно взрывоопасной.

Война на словах

Северная Корея должна прекратить свое существование – об этом заявили в министерстве обороны Кореи Южной. Ким Мин-Сук, представитель ведомства, жестко раскритиковал северокорейскую систему государственного устройства, и обвинила лидера КНДР Ким Чен Ына в том, что все внутри страны существует исключительно для удовлетворения его личных потребностей. В таких условиях о правах человека говорить не приходится – таким тезисом южнокорейский чиновник закончил свое выступление.

Слова Ким Мин-Сука стали ответом на оскорбления в адрес президента Южной Кореи Пак Кын Хе, которого в МИД Северной Кореи по случаю введения очередных санкций против КНДР назвали «политической проституткой». Честно говоря, чиновники Северной Кореи дали емкую характеристику лидеру соседнего государства, но неприемлемую с точки зрения дипломатии. Ведь Пак Кын Хе торгует своей страной, фактически отдав ее на откуп Соединенным Штатам. Кстати, президента США в КНДР назвали «злой обезьяной», что, в общем-то, тоже близко к правде, хоть и звучит грубо.

Все стороны, вовлеченные в скандал, уже успели по традиции «выразить возмущение» действиями оппонентов. В общем-то, случай рядовой: такие дипломатические демарши случаются очень часто. Больше США, Японии и Южной Корее приходится волноваться в тех случаях, когда КНДР проводит испытания ракет или осуществляет подземные ядерные взрывы: тогда оборонные ведомства этих стран находятся в повышенной готовности, ожидая какого-нибудь подвоха. Но в Северной Корее отдают себе отчет о рисках, и ограничиваются лишь демонстрацией силы.

Давняя вражда

Формально КНДР и Республика Корея до сих пор находятся в состоянии войны. Напряженность в отношениях между этими странами сохраняется еще со времен Корейской войны. Недавнее обострение ситуации – не исключение: враждующие государства периодически вступают в дипломатические и военные стычки друг с другом вот уже на протяжении 60 лет. Со времен окончания Корейской войны в мелких пограничных инцидентах с обеих сторон погибли тысячи человек. Достаточно вспомнить, например, кризис 1966-1969 годов в демилитаризированной зоне, покушение на президента Южной Кореи Пак Чон Хи в 1968 году или рангунский теракт 1983 года – еще одну попытку убить лидера Республики Корея, на этот раз Чон Ду Хвана.

Новые трудности в отношениях между Пхеньяном и Сеулом возникли, когда КНДР стала близка к обладанию ядерным оружием. После того, как на территории Северной Кореи прошли первые ядерные испытания, страна была подвергнута санкциям со стороны Совета безопасности ООН. Принятая Совбезом резолюция позволяет осуществлять досмотр воздушных и морских судов, направляющихся в КНДР, замораживать банковские транзакции и счета юридических и физических лиц из Северной Кореи.

В рамках санкций были предприняты и такие беспрецедентные меры, как разрешение на досмотр северокорейских дипломатов, заподозренных в перевозке крупных сумм денег для развития ракетно-ядерной программы. Это прямое нарушение дипломатической неприкосновенности, которое идет вразрез со всеми мировыми стандартами. Но разве в Вашингтоне интересуются этим? К сожалению, право силы никто не отменял.

Чем оправдать жестокость

Несмотря на то, что враждебный сосед с ядерным оружием заставляет насторожиться, Япония и Южная Корея извлекают свои выгоды из существования КНДР. В первую очередь, речь идет о стремительной милитаризации этих государств, в особенности Японии: в Токио всерьез обсуждают возможность превращения Сил самообороны в полноценную армию, которая будет готова к осуществлению войсковых операций как на территории страны, так и за ее пределами. Конечно, эта новая армия может быть использована Японией против России и Китая в рамках борьбы за контроль над тихоокеанскими островами.

В Южной Корее вооруженные силы тоже получают неплохое финансирование, и генералы сыты и довольны. Стоит отметить, что переход Республики Корея к демократической форме правления произошел только в конце 80-х годов: до этого страну возглавляла хунта, которая благодаря страшилкам об угрозе со стороны КНДР смогла продержаться у власти около четверти века. Первый президент республики был жестким автократом и антикоммунистом, так что на первых порах ситуация в обеих Кореях была похожей, разве что на Севере преследовали сторонников капитализма, а на Юге – приверженцев коммунизма.

Кстати, о борьбе с вымышленными врагами: непрекращающийся конфликт КНДР и Республики Корея способствует мобилизации жителей Юга. Власти активно пользуются этим, и под предлогом «спасения демократии» могут поступать вопреки желанию большинства избирателей. Дескать, если вы, наши соотечественники, не будете терпеть наших капризов, наша страна станет слабее и будет завоевана северянами. И хотя «горячая» война между двумя Кореями в настоящее время кажется фантастикой, этот механизм добровольного принуждения работает без сбоев. Не зря же корейцы терпели многолетнюю военную диктатуру!

Ширма для империализма

Что касается США, то существование КНДР выгодно и Вашингтону. Под предлогом противостояния с Северной Кореей в районе Японского и Желтого морей сконцентрирована внушительная группировка американских вооруженных сил. Нетрудно догадаться, что она выступает сдерживающим фактором не столько для КНДР, сколько для континентального Китая. При всем желании, северокорейские ракеты не достигнут берегов Америки, в то время как КНР под силу испепелить несколько американских городов. Поэтому настоящую угрозу для США представляет Китай, а Северная Корея выступает лишь в качестве прикрытия для агрессивной политики Вашингтона.

В связи с этим на проблему Северной Кореи обратили внимание лишь после того, как Пхеньян овладел ядерным оружием, и стал настоящей угрозой для Японии и Южной Кореи. Только тогда в Сеуле и Токио забили в набат, однако помогло это мало: США остались вне очага напряженности, и ввели в отношении КНДР такие же малодейственные санкции, как и в отношении России. В Вашингтоне на полном серьезе заявили, что отныне жители Северной Кореи не смогут покупать за границей… яхты и гоночные автомобили. Подумать только, непоправимый ущерб северокорейской экономике! Как же в КНДР прожить без болида «Формулы-1»?

Можно резюмировать: до «нулевых» годов Северная Корея была выгодной страшилкой для Японии, Южной Кореи и США. После того, как КНДР обзавелась ядерным оружием, угроза с ее стороны стала настоящей, а не призрачной, и это учли в Сеуле и Токио, но не в Вашингтоне. Соединенные Штаты всерьез Северную Корею не воспринимают, и под брендом «борьбы с диктатурой» наводняют Восточную Азию собственными войсками. Чтобы потом вступить в схватку с Китаем.

Автор: Артем Вит
Источник: topwar.ru