Миграционный кризис: Польша и Белоруссия на пороге войны?

Накануне десятки нелегальных мигрантов прорвались в Польшу из Белоруссии. Несмотря на то, что многие из них были задержаны и возвращены назад, обстановку на польско-белорусской границе это не разрядило. Как вчера было заявлено в Варшаве, власти Польши рассматривают возможность полного закрытия границы с Белоруссией из-за миграционного кризиса.

Днем ранее казалось, что после резкого обострения в понедельник она временно нормализовалась. Мигранты на белорусской стороне от попыток штурма перешли к тактике осады. Однако на дворе не май, а Белоруссия и Польша – далеко не Африка, к тому же никакого разумного выхода из ситуации на основе компромисса на горизонте не просматривается. Стороны пока что выясняют, кто виноват в сложившейся ситуации, вернее, обвиняют друг друга.

Польские власти никогда не сомневались в том, кто виноват в сложившейся ситуации – они с самого начала кризиса считали его искусственно созданным белорусской стороной. Варшаве вовсю подыгрывает Брюссель, угрожая ввести новые санкции против Минска, который в ЕС также считают единственным ответственным за происходящее. Мол, Александр Лукашенко специально шантажирует Европу этим потоком беженцев.

Еще дальше пошли некоторые европейские СМИ: например, немецкий Bild обвинил президента России Владимира Путина и президента Турции Тайипа Реджепа Эрдогана в том, что они оказывают Лукашенко логистическую поддержку. Как утверждают якобы информированные источники издания, некие российская и турецкая авиакомпании с госучастием используют свои самолеты для отправки нелегалов в Минск, якобы существуют некие спецрейсы из Сирии и Ирака, на которые невозможно достать билеты, тем не менее их число превышает полусотню в неделю.

При этом источники сокрушаются, что, несмотря на очевидность вины, нереально наложить санкции на авиакомпании из Москвы и Анкары, поскольку они имеют важное значение для всего европейского воздушного сообщения.

СМИ подхватывают импульсы от политиков. Польский премьер-министр Матеуш Моравецкий назвал Лукашенко «исполнителем» «гибридной атаки» с использованием мигрантов. А в организации кризиса он обвинил президента России. В свою очередь, министр внутренних дел и польской администрации Мариуш Каминьский заявил о том, что Россия хочет «извлечь выгоду» из миграционного кризиса на границе Польши. «Что важно России в этой игре?.. Несомненно, это дестабилизация ситуации в ЕС, попытка перманентной дестабилизации Центральной и Восточной Европы. Это –стратегические цели России. Они хотят иметь инструмент влияния и шантажа на Европу, на свободный мир, действуя чужими руками», – сказал министр.

Понятно, что никакой объективностью тут и не пахнет, но для европейского обывателя роль Москвы во всем плохом, что происходит в мире, – это аксиома и символ веры. Россию принято притягивать за уши ко всему, к чему только можно, тем более если речь идет о ее союзнице – Белоруссии. Да и Эрдогана лишний раз пнуть евробюрократия не упустит, тем более что тот несколько лет назад действительно занимался откровенным шантажом Европы, требуя деньги за то, что он будет останавливать толпы беженцев с Ближнего Востока.

Лукашенко денег у Европы не требует, но вполне можно предположить, что он сполна пользуется ситуацией для того, чтобы усадить Брюссель за стол переговоров, ведь тот после прошлогодних выборов в РБ не то чтобы разговаривать не хочет, он даже легитимность Лукашенко как президента не признает. И надо отметить, что для этого белорусскому лидеру и делать ничего не нужно. Напомним, что несколько лет назад Минск открыл безвизовый въезд через аэропорт для граждан более чем 80 стран, включая государства Ближнего Востока. То есть мигранты совершенно спокойно прилетают в Белоруссию, откуда надеются переправиться в Польшу, а оттуда в Германию. Все, что нужно делать белорусской стороне, – это не мешать прибывшим двигаться в сторону границы.

Это, конечно, можно вменить в вину Минску, мол, тот ничего не делает для защиты Европы от наплыва беженцев. Но тут возникает вопрос: а он обязан это делать? Тем более что Брюссель отказался взаимодействовать с белорусской стороной во всех областях, включая противодействие нелегальной миграции. То есть Минск должен бороться с этим явлением за свой счет. Оно ему надо? Лукашенко еще летом так прямо и заявил: «Я честно сказал, что мы не будем больше держать тех, кого вы гнобили в Афганистане, Иране, Ираке. У нас нет на это ни денег, ни сил в результате ваших санкций».

Можно, конечно, называть это «шантажом», «выкручиванием рук». Но, во-первых, речь все же идет пока только о Польше и Литве, остальным странам ЕС беженцы особо не угрожают, даже Германии, в которую все рвутся. Тем более что их количество вообще не идет ни в какое сравнение с пытающимися попасть в Европу через Средиземное море. При этом Евросоюз даже не намерен давать Варшаве и Вильнюсу денег – так что это проблемы исключительно их самих. Едва ли Батька рассчитывает с них что-то поиметь, как Эрдоган с Германии.

Ну, а во-вторых, повторюсь, европейцы, включая тех же поляков, сам себе выкрутили руки участием в натовских авантюрах на Ближнем Востоке. Участие в НАТО – ведь это не только права, но и обязанности, не только защита, но и круговая порука. Вот и приходится отвечать за всех, коль география сыграла с тобой злую шутку.

Ну а что касается того, существует ли некая организованная доставка мигрантов, то, если она и существует, не факт, что этим занимается Минск или тем более Анкара и Москва (нам точно любая напряженность на границах нашего союзника ничего хорошего не принесет).

По версии Лукашенко, в ЕС есть мафиозная структура, которая обеспечивает транзит беженцев. «Едут люди, идут на границу. Вот они вчера, это впервые было, около 2 тысяч, а может, чуть больше, сконцентрировались в разных местах – в Минске, в лесах… Их подвезли туда. Этот транзит обеспечивают люди: там в самолет посадят, самолет сюда прилетит, здесь их возьмут, на границу отвезут, через границу переведут, и там их принимают уже свои – поляки, немцы, украинцы. И все за деньги», – сказал он в интервью журналу «Национальная оборона».

К слову, это известный факт, что перевозка нелегальных мигрантов с Ближнего Востока и Северной Африки в Европу в последние годы стала прибыльным бизнесом, ведь мигранты готовы продать все имущество, чтобы получить заветный билет в один конец, а это миллионы долларов. И занимаются этим бизнесом все подряд, в первую очередь сами же европейцы.

В любом случае, да, Лукашенко как минимум пользуется ситуацией, предлагая Брюсселю остановить поток мигрантов по щелчку пальцев (а он это может при любом раскладе) в обмен на признание его легитимности. Вот только Европа к этому явно не очень готова, для нее это будет признанием поражения и прогибом под «диктатора». Поэтому Ангела Меркель демонстративно звонит российскому президенту с просьбой повлиять на Лукшенко, игнорируя самого Лукашенко.

Сегодня Польша дает понять, что готовится к натуральной войне, причем не только в переносном смысле этого слова. К границе с Белоруссией стянута целая группировка: 12 тысяч военных, 4 тысячи пограничников, 1,5 тысячи полицейских и 250 сотрудников антитеррористического подразделения.

В этой ситуации Минск не может не выражать озабоченности. «В современном мире браться за оружие – это смерти подобно, это самоубийство, согласитесь. И тем более здесь, в центре Европы. И тем более с Беларусью. Ведь здесь всегда на этом куске земли в центре все войны разворачивались, отсюда все начиналось. Что, история ничему не учит?» – резонно спрашивает Лукашенко. «Мы, конечно, спокойно этому противостоим, мы не задираемся… Потому что мы знаем, если мы, не дай бог, допустим ошибку, если мы оступимся, это сразу вовлечет в этот водоворот Россию. А это крупнейшая ядерная держава», – подчеркивает он.

В самом деле, страшно даже подумать о последствиях, если оступится, допустит ошибку любая из сторон. И необязательно это будет Минск.

Сейчас по обе стороны границы сконцентрированы войска, это ситуация сама по себе опасна. Польские пограничники уже применяли против нелегалов слезоточивый газ, сообщалось о выстрелах, в Госпогранкомитетe Белоруссии утверждают, что польские солдаты применяют боевое оружие против мигрантов, стреляя поверх голов. А что если шальная пуля приведет к полноценной перестрелке? После этого может завертеться совершено неконтролируемый водоворот событий.

«Я боюсь, чтобы это противостояние на границе из-за мигрантов не привело к какой-то острой фазе. Это же почва для провокаций. Любую провокацию можно совершить. Я уже своих военных предупреждаю: аккуратно, ребята, смотрите», – говорит Лукашенко в вышеупомянутом интервью.

Шеф-редактор аналитического портала RuBaltic. Ru, политолог Александр Носович утверждает, что никогда ещё перспектива прямого военного столкновения Польши и Белоруссии не была так очевидна. «Ещё больше вероятность столкновения увеличивает то, что обеим сторонам она выгодна», – пишет он в своём ТГ-канале. И Варшава, и Минск, по его мнению, сейчас заинтересованы в патриотической мобилизации.

«Первая – из-за конфликта с Евросоюзом, второй – из-за приближающегося референдума по конституционной реформе. Плюс  в представлении обеих сторон приграничный военный конфликт должен списать многие вопросы к ним со стороны доноров (экономики и безопасности). Главных стран НАТО и России соответственно. Спишет или нет – другой вопрос, но убеждённость соответственно руководства «Права и справедливости» и Лукашенко, что спишет, делает столкновение Польши и Белоруссии почти неизбежным», – высказывается А. Носович.

И все же хочется сохранять здоровый оптимизм и верить, что те, кто принимает решения, не являются безумцами и прекрасно понимают, к чему это может привести. Ведь война Польши и Белоруссии будет означать войну НАТО с Россией. Можно сколько угодно предполагать и надеяться, что эта война останется на уровне локального столкновения, но рассуждать об этом можно в теории просто потому, что таких столкновений еще не было. Может остаться, а может и не остаться…

«Мы надеемся, что никоим образом это не примет формы, которые будут являться угрозой для нашей безопасности», – заявил официальный представитель Кремля Дмитрий Песков, добавив, что в Кремле обеспокоены ситуацией на польско-белорусской границе.

Кажется, пришло время, когда Россия и Запад должны оговорить друг с другом некие красные линии, которые могут гарантировать, что региональные политические игры не приведут к третьей мировой.

Дмитрий Родионов, политолог

Источник