Неожиданная активизация на Восточном направлении: Основные посылы визита Шарля Мишеля в Армению

16 июля в Армению с официальным визитом прибыл глава Европейского совета Шарль Мишель. В качестве президента Совета Европы Мишель посещает Армению впервые. Никол Пашинян приветствовал визит Шарля Мишеля, отметив, что за последние полтора месяца было проведено две встречи, что свидетельствует о динамичном развитии отношений между ЕС и Арменией.

После своих личных усилий по разрешению внутриполитического кризиса в Грузии, Шарль Мишель принял еще один вызов, но куда более серьезный, подключив ЕС к новым посредническим усилиям между Арменией и Азербайджаном по урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта и спасению экономики Армении.

Время для очередной поездки ЕС выбирать умеет, а еще больше умеет извлекать пользу из существующей напряженности. Вся прошлая неделя и начало этой в отношениях Азербайджана и Армении прошли достаточно натянуто, было много взаимных обвинений в нарушении режима прекращения огня.

По итогу переговоров было сделано много важных заявлений.

Во-первых, как и было обещано ранее, Европейский Союз выделит Армении пакет помощи в размере 2,6 миллиардов евро на пять лет, и это, на секундочку, огромные деньги, которые не получает ни один другой участник Восточного Партнерства, и это всего лишь некий аванс, первичная помощь. Та же Украина получает всего 1.9 миллиарда, а Азербайджан всего 140 миллионов. Обновленный пакет помощи предусматривает расходы на два дополнительных проекта, в результате чего общее количество проектов, которые ЕС будет поддерживать в Армении в течение следующих пяти лет, увеличится до семи. Евросоюз намерен способствовать формированию сильной экономики Армении, созданию новых рабочих мест, в частности, в сфере информационных технологий.

Более того, значительная часть финансовой помощи ЕС будет направлена на развитие коммуникаций, строительство транспортного коридора Север-Юг.

Это самый дорогой проект в пакете помощи и направлен на соединение Грузии и Ирана через Армению. Он был начат в 2012 году, но остается завершенным лишь на 20%.

Президент Европейского Совета подвердил готовность ЕС быть конструктивным партнером в решении проблемных вопросов и продвижении демократических ценностей в республике. «ЕС готов помочь Армении в ее ключевых приоритетах — инфраструктуре, цифровой повестке дня, климате, транспорте и демократических реформах», — заявил Шарль Мишель на пресс-конференции в Армении.

Премьер-министр Армении назвал расширенный пакет помощи «реакцией на необратимые демократические процессы, происходящие в Армении». Он также приветствовал предложение о дальнейшем финансировании со стороны ЕС, прогнозируя, что проекты могут стать «поистине фундаментальными для развития инфраструктуры нашей страны и экономического роста».

Многие считают, что это некая «награда» Армении за проведение честных, открытых и, что самое главное, — проведенных в соответствие со всеми демократическими стандартами выборов. Второй причиной возросшего финансирования считают более «дружественное» отношение Еревана к Европе. В последнее время у соседних Азербайджана и Грузии наблюдается большое количество разногласий с Европой.

Однако вряд ли ЕС исходит из результатов выборов и проведения реформ, и вдруг резко решил добавить к выделяемой Армении помощи еще миллиард. Тут скорее присутствует чистый политический расчет и прослеживается некий месседж, что усилия ЕС по отношению к Армении и в то же время по закреплению в регионе лишь усилятся и приобретут все большие масштабы. Кроме этого, Брюссель обозначает свою роль и место в регионе, давая понять Москве, что не готов мириться с послевоенной расстановкой сил на Южном Кавказе. Самое главное и наиболее опасное в первую очередь для России это то, что Запад своей экономической помощью практически хочет «купить» Армению и может превратить ее в плацдарм для расширения своих целей и замыслов на Южном Кавказе, в непосредственной близости к границам России.

Во-вторых, помимо выделенной помощи, глава Европейского Совета затронул одну из любимейших тем ЕС: Шарль Мишель высказал желание Брюсселя помочь в миротворческих усилиях в регионе. Он обозначил четыре приоритета, которые, по его мнению, следует решить для достижения большей стабильности и безопасности на Южном Кавказе. К ним относятся: смягчение риторики, делимитация спорных границ, изучение возможного регионального сотрудничества в таких областях, как транспортные корридоры и инфраструктура, продвижение к мирным переговорам.

Это не первый и не последний визит делегатов и высокопоставленных лиц из ЕС: ранее, 25-26 июня, с такими же целями регион посетили чиновники Европейского союза. В рамках состоявшегося визита европейские коллеги еще раз подтвердили, что ЕС полон решимости содействовать прочному и всеобъемлющему урегулированию конфликта посредством тесного сотрудничества со всеми партнерами и что кризис в отношениях между Азербайджаном и Арменией надо решать мирным путем, используя гуманитарные инструменты.

Данным визитом Шарль Мишель и его европейские коллеги дали четко понять, что ЕС желает активно участвовать в «большой игре» на Южном Кавказе и активизируется в этом направлении. Под такой активизацией можно рассматривать освобождение и передачу Армении 15 военнопленных. Участие ЕС в этой сделке означает возвращение определенной актуальности региона для Запада, который оставался в стороне, в то время как Россия сыграла решающую роль в договоренностях о прекращении огня и является гарантом безопасности и мира в регионе. Запад не хочет монополии России в этом регионе, тем более в вопросе урегулирования карабахского конфликта.

Что предполагает программа «Восточное партнерство» и ЕС в целом?

Программа «Восточного партнерства» была запущена еще в 2009 года. Она предусматривает перспективу ассоциации Армении с ЕС. Ожидалось, что это произойдет в 2013 году, на Вильнюсском саммите, однако в итоге Армения от него отказалась, отдав предпочтение вступлению в ЕАЭС, что на тот момент было целесообразнее, иначе в сфере безопасности Армении наблюдался бы полный коллапс. Поэтому Армения предпочла путь диверсификации и углубления экономических связей с ЕС, при этом не отказавшись от стратегического союза с Россией.

По итогу этого выбора отношения Армении и ЕС переросли в новую форму и нашли отражение в «Соглашении о всеобъемлющем и расширенном партнерстве», подписанном 24 ноября 2017 г.. После ратификации армянским парламентом 11 апреля 2018 г. документ частично вступил в силу с 1 июня 2018 г.. Соглашение полноценно вступило в силу 1 марта 2021 года после ратификации всеми странами-членами ЕС. Данное соглашение охватывает такие сферы как безопасность, экономика, сельское хозяйство, окружающая среда, социальная политика, здравоохранение, вопросы миграции, образование и наука и т.д.

Для Армении и для других пяти стран «Восточного партнерства» ЕС привлекателен в первую очередь в экономической и технологических сферах, чего нельзя сказать о его политической стороне. Ведь не существует какой-то более-менее фундаментальной и всеобъемлющей программы, которая затрагивала бы вопрос урегулирования этнополитических конфликтов. И эта брешь в безопасности проявляется на всем Европейском континенте.

При этом ключевой проблемой на Кавказе является не столько экономическая, сколько именно проблема безопасности региона, где почти у каждой страны есть разногласия с соседями по тем или иным вопросам и где существует огромное количество «тлеющих» и «замороженных» конфликтов.

Помимо этого, в самом Европейском союзе наблюдается большое количество проблем, связанных с замедлением интеграционного движения. Наблюдается и явная диспропорция между странами-членами в экономической и политической сферах. ЕС продолжает бороться с внутренними кризисами, в первую очередь касающихся беженцев и финансов. Выход Великобритании из состава ЕС можно считать одним из примеров, когда политика королевства полностью не совпадала с экономическими и политическими взглядами и усилиями других членов ЕС.

Это в свою очередь затормаживает ЕС, не дает отвлечься от проблем внутренних и активно заняться проблемами по соседству.

Во время той же второй карабахской войны ЕС ограничился лишь призывами, дополнив все это гуманитарной активностью и финансовой помощью после кризиса.

Кроме того, в ЕС не существует единого взгляда на взаимодействие с партнерами, не входящими в ЕС, что можно проследить на примере Украины и подписания «Договора об ассоциации».

Помимо этого, отношения между Россией и ЕС находятся на пике ограничений. Взамен ЕС пытается наращивать сотрудничество с постсоветскими государствами, что провоцирует множество проблем и приводит к нестабильности в регионе.

При всех тех проблемах, которые наблюдаются сегодня в мире и в ЕС, надо четко понимать, что развивать отношения с ЕС нужно, нужно диверсифицировать сферы сотрудничества, товары и продукты сбыта, выходить на новые рынки, но делать это исключительно в рамках экономического процветания и либерализации отдельно взятых сфер армянского государства. Но развитие военно-политических отношений, вопросов безопасности и обороны с ЕС не имеет под собой никакой почвы.

В декабре этого года состоится очередной саммит Восточного партнерства, от него ожидают много прорывных, в том числе для Армении, шагов, однако, как было отмечено выше, ждать чего-то сверхъестественного не стоит.

Дмитрий Абазов, корреспондент Пресс-клуба Джейран Медиа

Источник