О завиральной идее установить над Россией контроль «мирового правительства»

Антироссийская нефтяная инициатива G7

На протяжении всего лета Вашингтон и союзники напряженно обсуждали такую санкционную инициативу против России, как установление лимита цены на российскую нефть. Конечной целью инициативы, как заявили лидеры ведущих стран Запада, должно стать лишение России доходов от экспорта черного золота и резкое сокращение возможностей финансирования военной операции на Украине.

Такие страны, как США, Великобритания, Япония, Южная Корея к началу лета вообще прекратили импорт российской нефти. Европа не могла себе этого позволить. В прошлом году примерно четверть всего импорта черного золота ЕС пришлось на нефть из России. Лишь в шестом пакете санкций, введенном в действие Брюсселем 5 июня, были установлены сроки полного прекращения импорта российской нефти. По сырой нефти – 5 декабря, по нефтепродуктам – 5 февраля 2023 года. Но и здесь сделаны некоторые исключения. Санкция не распространялась на нефть, прокачиваемую в Европу по трубопроводу «Дружба». Шестой пакет давал странам время (6 месяцев по сырой нефти, 8 месяцев по нефтепродуктам) для адаптации к новой ситуации. Либо путем сокращения потребления нефти и нефтепродуктов, либо за счет переключения на других поставщиков. Однако, судя по всему, отведенного времени будет недостаточно. Уже сейчас ряд европейских стран пользуется «серыми» схемами поставок черного золота из России, рассчитывая использовать их и после введения полного эмбарго.

Пока эти санкции малоэффективны. По оценкам МЭА, экспорт российской нефти снизился незначительно: с 8,0 млн баррелей в сутки (б/с) в январе до 7,4 млн б/с в июле. Экспорт России в страны коллективного Запада сократился на 2,2 млн б/с, но две трети этого объема были перенаправлены в другие страны. Крупнейшими покупателями российской нефти стали Китай и Индия, которые теперь имеют скидку в 20-30 долларов за баррель к мировой цене. По оценкам МЭА, заключительные этапы европейских нефтяных санкций (шестой пакет) приведут к снижению экспорта российской нефти еще на 1,3 млн б/с. В декабре суммарный экспорт черного золота из России может быть немного более 6 млн б/с. Сокращение физических объемов почти на четверть (по сравнению с январским уровнем) будет для Росси чувствительным, но никак не убийственным. Она будет продолжать компенсировать снижение физических объемов экспорта ростом цен на чёрное золото. Профицит текущего счета России, по прогнозам, достигнет в этом году 265 миллиардов долларов, что станет российским рекордом. И это будет вторым по величине в мире профицитом после Китая. Нефтяные санкции лишь усугубляют экономическое положение коллективного Запада.

И тут появилась идея поставить предел росту цен на нефть. Кстати, Запад уже предпринимал попытки нейтрализовать действия нефтяного картеля ОПЕК, пытаясь создать анти-ОПЕК в виде альянса стран-потребителей черного золота с целью установления «справедливых» цен на нефть. Все попытки с треском проваливались.  Приоритет в деле ценообразования на рынке нефти принадлежит странам-производителям и экспортерам черного золота, объединенным в ОПЕК и ОПЕК+ (в последнем участвует Россия).  

В условиях нынешней санкционной войны речь идет о введении лимита цен лишь на российскую нефть. Запад понял, что если полностью заблокировать российский экспорт черного золота, мировой энергетический кризис неизбежен. Ни Саудовская Аравия, никто другой не в состоянии заместить уход с мирового нефтяного рынка России.  Они и пытаться не будут. Дисбаланс в виде превышения спроса над предложением им только на руку.

Поэтому Запад начал изобретать схему, по которой России будет разрешено продолжать поставки черного золота на мировой рынок, но по ценам существенно ниже мировых. Коллективный Запад замахнулся на то, чтобы установить над Россией прямой контроль «мирового правительства».

Рассматривались десятки вариантов механизма указанной санкции, но среди них не было ни одного хорошего. Все дырявые. Обещанное в начале лета введение ценового лимитирования нефтяного экспорта России затянулось до неприличия. Наконец, 2 сентября «Группа семи» (G7) приняла решение о введении данной санкции.  На сайте британского правительства в тот же день появилось сообщение: «"Сегодня мы подтверждаем наше совместное политическое намерение финализировать и ввести в действие всеобъемлющий запрет услуг по морской транспортировке сырой нефти и нефтепродуктов российского происхождения по всему миру. Предоставление таких услуг будет разрешено, только если нефть и нефтепродукты приобретаются по цене, равной или ниже той, которую определит широкая коалиция государств", – заявили в G7».

Детали пока неизвестны. Сообщено, что ценовое лимитирование российского экспорта нефти вступит в силу 5 декабря (с того момента, когда начнет действовать нефтяное эмбарго ЕС). Данная санкционная мера пока поддержана лишь семью ведущими странами Запада. За несколько дней, прошедших после совещания G7, ни одно другое государство не заявило официально, что присоединяется к указанной инициативе.

Ни конкретных значений предельной цены, ни формулы расчета такой цены не обнародовано. Нетрудно догадаться, что цена не может быть слишком уж низкой. Она должна покрывать издержки на добычу и транспортировку черного золота в России. Кроме того, она должна быть ниже той цены, по которой в настоящее время российскую нефть закупают Китай, Индия и другие «дружественные» России страны. Нефть марки Brent в начале сентября на рынке торговалась по 93 доллара за баррель. Индия и Китай сейчас платят России 63-73 долларов за баррель, что позволяет российским добытчикам черного золота поддерживать некоторую рентабельность. Но рентабельность исчезнет полностью при цене 40 или даже 50 долларов. С учётом этих соображений значение ценового лимита придётся искать где-то в диапазоне 50-55 долларов за баррель.

Неужели Китай и Индия откажутся от соблазна присоединиться к антироссийской санкции и получать дополнительный дисконт? Тут Запад мог бы убить сразу двух зайцев: лишить Россию «избыточных» доходов от экспорта нефти и перетянуть на свою сторону Китай, Индию и других «друзей» Москвы. Однако эта логика зыбкая.

Во-первых, «дружественные» России страны понимают, что дополнительным ценовым дисконтом Запад заманивает их в свою мышеловку. Антизападный дух «дружественных» стран нейтрализует коммерческие соблазны. Ведь завтра оружие под названием «ценовое лимитирование» может быть применено Западом и против «дружественных» России стран. Британский журнал The Economist 3 сентября опубликовал статью The G7 plans to cap Russian oil prices (G7 планирует ограничить цены на российскую нефть). В статье скептически оцениваются перспективы присоединения к новой санкции стран, не входящих в состав коллективного Запада: «Многие крупные страны, в том числе Китай, Индия и Индонезия, не хотят связываться с западной внешней политикой, санкциями и эмбарго».

Во-вторых, на мировом рынке нефти, где наблюдается хроническое превышение спроса над предложением, выбирать покупателей черного золота будет Россия. Кремль не раз заявлял, что если та или иная страна присоединится к санкции под названием «ценовое лимитирование российской нефти», поставки российской нефти в эту страну будут немедленно прекращены.

Проконтролировать физические потоки нефти и любого другого товара намного проще, чем проконтролировать цены.  Кто должен будет контролировать поставки российской нефти по ценам, не выходящим за пределы установленного Западом лимита? Эту почетную миссию предполагается возложить на судоходные компании, страховые и торговые компании, которые приписаны к западным юрисдикциям и будут обслуживать российский экспорт нефти. В товаросопровождающих документах можно проставить любую цену, которую потребуют организаторы такой оригинальной санкции. Судоходная компания, перевозящая российскую нефть, не обязана заниматься расследованиями, насколько документированная цена соответствует реальной. Кроме того, отмечают эксперты, у России достаточный выбор судоходных, страховых и торговых компаний. Она может прибегать к услугам компаний, не приписанных к юрисдикциям Запада.

The Economist отмечает, что один из возможных результатов плана G7 состоит в том, что нефтяной рынок разделится на три части. Примерно 90% мирового производства, производимого не в России, будет продаваться по обычным ценам. Часть российской нефти, которую нельзя экспортировать без западной инфраструктуры, кораблей или страховки, будет продаваться по схеме G7, но это может быть незначительная доля, и она будет падать по мере того, как Россия будет находить способы адаптироваться. Остальная часть российского производства будет экспортироваться, не затрагивая никакой западной инфраструктуры, по цене между мировыми ценами и пределом цен.

Статья в The Economist  завершается так: «Доходы России могут упасть, но, возможно, не настолько, чтобы серьёзно повредить её военную машину. Тем временем Кремль продолжит сжимать поставки газа в Европу, усугубляя трудную зиму. План G7 усложняет жизнь Кремлю, но вряд ли станет сокрушительным ударом».

Британский журнал свою оценку нового санкционного плана Запада выразил максимально мягко. В. Путин еще в июле предупредил, чем закончится задуманная авантюра: «Мы слышим всякие завиральные идеи по поводу того, чтобы ограничить объём российской нефти, ограничить цену российской нефти. Это всё то же самое, что происходит по газу. Результат – даже удивительно, что это говорят люди с высшим образованием, – будет тот же самый: подъём цен. Цены на нефть взлетят до небес».

Об том же предупредил замглавы Совбеза Дмитрий Медведев: «Нефти будет на рынке существенно меньше, а цена её будет гораздо выше. Причём выше прогнозной астрономической цены $ 300-400». 

А вот статья The Washington Post от 2 сентября The G-7’s elegant plan to prevent a bigger oil crisis might work. Maybe. (Элегантный план G7 по предотвращению более масштабного нефтяного кризиса может сработать. А может и нет») Автор статьи колумнист Кэтрин Рэмпелл (Catherine Rampell) начинает с такой запевки: «Я искренне надеюсь на успех, хотя на этот счет у меня есть некоторые сомнения». Интересная статья, содержащая описание разных «серых схем», которые позволяют обходить санкции в сфере торговли нефтью. Например: «Одна из проблем заключается в том, что будет непросто отслеживать, насколько он (план.– В.К.) соблюдается. Странам нужна нефть (и немало), поэтому покупатели могут приплатить, чтобы перескочить поближе к началу очереди. Например, они будут платить за нефть по разрешенной ставке, одновременно приплачивая за другие российские товары, на которые не распространяется ценовой потолок, например, за пшеницу. Отследить таких хитрых уклонистов будет труднее, чем физически отследить нефтяные танкеры, что признают даже американские чиновники. Эти меры отлично работают с прямым эмбарго и хуже – при ценовом контроле».

Кончается статья тем же мотивом: «Надеюсь на успех… но есть сомнения». Под статьей большое количество читательских комментариев с оценками плана G7. Последний из них (подписано Ken Breadner) гласит: «"Сработает" примерно так же, как санкции – то есть никак… Любой дурак знал наперед, что они срикошетят по нам самим. Вот почему "экспертам" больше нет веры».

Валентин Катасонов, экономист

Источник

Теги: Россия, ОПЕК, G7