Шушинская декларация: три взгляда на альянс Баку и Анкары

Декларация о союзнических отношениях между Турцией и Азербайджаном, которая символично-показательно была подписана президентами обеих стран в перешедшей под контроль официального Баку в результате перемирия в Нагорном Карабахе Шуше, вызвала неоднозначную реакцию в регионе.

Охваченная собственными внутренними проблемами и тогда еще подготовкой к внеочередным выборам соседняя Армения отозвалась на событие в некогда подконтрольной ей Шуше заявлением армянского МИД, который однозначно расценил документ как «очевидную провокацию против регионального мира и безопасности», чье содержание «нацелено против армянского народа».

«Нашедшее место в декларации выражение «Зангезурский коридор» свидетельствует о том, что, воодушевившись безнаказанностью совместной агрессии и массовых преступлений против народа Арцаха, Турция и Азербайджан достигают публичных договоренностей против суверенитета и территориальной целостности Республики Армения. Столь же тревожна договоренность двух государств бороться с международным признанием геноцида армян», – говорится в заявлении армянского внешнеполитического ведомства. В Ереване уверены, что результаты карабахской войны и новые азербайджано-турецкие инициативы, касающиеся Шуши, «не могут отделить этот армянский культурный центр от Арцаха (Нагорный Карабах) и армянского народа».

МИД Азербайджана по устоявшейся традиции ответил на это заявление специальным комментарием, в котором подчеркнул, что подобная «политика и реваншистская позиция» Армении являются «серьезным препятствием для мира и безопасности в регионе». А армянским властям посоветовал «научиться уважать международное право», прежде чем ссылаться на него.

«С освобождением азербайджанских территорий в регионе сложилась новая ситуация и появились уникальные возможности для регионального сотрудничества. Понимая эту ситуацию, Армения приняла бы решение либо воспользоваться преимуществами сотрудничества, либо наоборот. Как говорится в Шушинской декларации, Азербайджан и Турция продолжат совместные усилия по обеспечению глобального и регионального мира, стабильности и безопасности в соответствии с принципами и нормами международного права, включая Устав Организации Объединенных Наций», – говорится в комментарии МИД Азербайджана. 

 Что касается официального Тбилиси, его представители предпочли в данном случае «промолчать». Во всяком случае никаких заявлений от представителей правительства Грузии, которые либо приветствовали бы этот документ своих стратегических партнеров, либо выражали к нему то или иное (позитивное или негативное) отношение, не прозвучало. А в экспертных кругах, комментариях и высказываниях аналитиков в соцсетях явно просматривались подспудная тревога и вопросы, остающиеся пока без ответа.

По оценке азербайджанского эксперта Ильгара Велизаде, Шушинская декларация характеризует новый уровень отношений между Азербайджаном и Турцией, которые строятся на основе уже трех базовых документов.

«Эта декларация свидетельствует о поэтапности развития двусторонних отношений – от дружбы и добрососедства до уровня стратегического союзничества. Если посмотреть с точки зрения ретроспективы, можно выделить три базовых документа, которые определяют двустороннее сотрудничество Азербайджана и Турции и вытекают один из другого. Первый был заключен в 1994 году, и это был договор о дружбе и сотрудничестве между двумя странами. Второй договор был оформлен в 2010 году, и он определял переход к стратегическому партнерству, военно-политическому сотрудничеству и активизации политического диалога на более высоком уровне. А еще через 10 лет была подписана Шушинская декларация, которая обращает больше внимания на военно-политические и политические аспекты сотрудничества, но также выделяет вопросы экономических отношений, повышения уровня кооперации в сфере экономики, и, конечно, международные аспекты», – отметил в беседе с корреспондентом «Ритма Евразии» И. Велизаде.

По его словам, эта декларация не нацелена против интересов третьих стран, о чем говорится и в тексте самого документа. Кроме того, она предусматривает сотрудничество на базе региональной платформы – ранее озвученной президентами Турции и Азербайджана «платформы шести», и основана на принципе невмешательства во внутренние дела друг друга.

«Эта декларация основана на принципах невмешательства во внутренние дела друг друга, политического равноправия, так что все разговоры о том, что в результате Шушинской декларации Азербайджан переходит под прямое подчинение Турции, несостоятельны. Политические системы двух стран не отождествляются, экономические системы не объединяются, общие структуры не создаются. Конечно, обращает на себя внимание намерение создания общего инвестиционного фонда для стимулирования экономики и поощрения операций импорта-экспорта. Но здесь нет соподчиненности и нет старшего и младшего брата», – пояснил азербайджанский эксперт.

По его мнению, это скорее не союз, а альянс двух государств, который предполагает также активизацию региональных отношений и позволяет другим странам региона получить максимальную пользу от сотрудничества с участниками Шушинской декларации.

Армянский аналитик Норайр Дунамалян выделяет в подписанном в Шуше документе два аспекта. Первый, по его словам, это – укрепление в регионе позиций Азербайджана, которых он добился в результате второй карабахской войны. Второй – укрепление позиций самой Турции. «Следует разделять эти два аспекта, хотя некоторые и пытаются объединить их в одну геополитическую ось», – пояснил Н. Дунамалян.

По его же оценке, укрепляя позиции в Карабахе, Азербайджан пытается добиться некоторого давления на Армению, с одной стороны, чтобы избежать реванша, а с другой – чтобы сбалансировать свои позиции в отношениях с Россией. «Таким образом, Азербайджан пытается добиться баланса сил на Южном Кавказе. Сами азербайджанские эксперты не раз говорили о том, что предпринимаются попытки создания сбалансированной системы сдерживания на Южном Кавказе, потому что, с одной стороны, существует союз России и Армении, а с другой – Азербайджана и Турции. К чему все это приведет – это уже другой вопрос. На данном этапе процесс нестабилен, и после выборов в Армении нам только предстоит узнать, как дальше будут развиваться армяно-азербайджанские отношения», – отметил Н. Дунамалян.

В целом же, как считает армянский аналитик, данный документ содержит угрозы и для Армении, и для России. «Думаю, что эта декларация направлена не только против Армении, но и против России, и исходящая от нее угроза обоюдоострая, как для Армении, так и для России. Так как ситуация нестабильна, Азербайджан с помощью этой декларации пытается подстраховаться, чтобы Россия не смогла использовать фактор наличия миротворцев в Нагорном Карабахе для влияния на внутреннюю или внешнюю политику Азербайджана. Поэтому Баку и использует турецкий фактор. Так что здесь получается система взаимной уязвимости, когда Азербайджан угрожает Армении, Армения и Россия, в свою очередь, в какой-то мере угрожают Азербайджану, а Турция выступает фактором, поддерживающим Азербайджан. И ослабление позиций той или иной стороны может закончиться конфликтом», – заявил Н. Дунамалян.

Грузинский военный эксперт Вахтанг Маисая расценивает Шушинскую декларацию как фактическое подписание оборонного союза между Турцией и Азербайджаном, основа которого была заложена подписанным в Анкаре в 2010 году договором о дружбе и сотрудничестве, где был также записан принцип о коллективной обороне.

«Принцип коллективной обороны стороны наглядно продемонстрировали во время боевых действий вокруг Нагорного Карабаха в сентябре-октябре 2020 года. А после тех событий, которые произошли на региональном уровне, стороны уже формально создали новый оборонный союз. Скорее всего, к этому союзу примкнет и Пакистан, который активно участвовал и в боевых действиях вокруг Карабаха. Возможно, Турция предложит и Грузии и даже, не исключаю, Украине стать членами этого оборонного союза», – предположил грузинский эксперт.

По его мнению, Шушинская декларация – это фактическое осуществление большого проекта неоосманизма и неотюркизма, инициатором которого выступает президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. «Как известно, Азербайджан и Турция являются членами еще одной серьезной панрегиональной организации – Тюркского совета. И в этом контексте создание нового оборонного союза может преследовать такие же цели, какие в свое время преследовал Багдадский пакт. И хотя там разные геополитические позиции и мотивации, но по смыслу и содержанию они схожи. Интересный факт, что в Шуше были озвучены планы создания большой турецкой военной базы численностью до 5 тысяч человек. Я думаю, что это будет означать дальнейшее укрепление турецко-азербайджанских отношений в рамках платформы шести, которая также является вотчиной и инициативой Эрдогана», – заявил В. Маисая.

Эксперт считает, что грузинским властям следует очень осторожно относиться к этой новой инициативе Азербайджана и Турции и продолжать идти собственным путем. «На месте руководства Грузии я бы воздержался от присоединения к оборонному союзу Азербайджана и Турции, потому что места Грузии в этом союзе не видно. Есть другой формат – Кавказский саммит, в котором Турция, Азербайджан и Грузия сотрудничают в узком направлении обеспечения безопасности магистральных трубопроводов и энергобезопасности. Но в военно-политический союз с этими странами Грузии вступать не следует, потому что у неё свой путь, зафиксированный в Конституции. Грузия движется к членству в Североатлантическом альянсе и Евросоюзе. А Шушинская декларация – это не наша сфера. Так что пусть Азербайджан и Турция сами развивают свое стратегическое партнерство», – пояснил В. Маисая.

* * *

Предыдущие события и исход второй карабахской войны показали, что там, где союзники надежно поддерживают друг друга не только в политическом, но и в военном отношении, недостижимых целей не бывает. А мировое сообщество, которое в отношении других конфликтных регионов ратует исключительно за мирное урегулирование противостояния, своего веского слова в развязавшихся между Арменией и Азербайджаном военных действиях в конце прошлого года так и не сказало. Посредничество же России создало в Нагорном Карабахе пока еще достаточно шаткое равновесие, которое Турция и Азербайджан своими новыми инициативами успешно поворачивают в свою сторону. Конечной целью при этом они заявляют полное обращение Нагорного Карабаха под контроль Баку.

Инна Маринина, политолог

Источник