Сказочные посулы Борреля на фоне реальных проектов в Центральной Азии

Вдохновившись поездкой на очередное заседание министров стран Евросоюза и Центральной Азии в «колыбель тюркской цивилизации» - город Самарканд, по возвращении верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель сделал громкое заявление о том, что Евросоюз выступает за расширение сотрудничества с центральноазиатскими государствами, особенно в области строительства транспортных коридоров в обход России.

Еврочиновник самонадеянно заверил в этом все мировое сообщество, включая самих представителей стран Центральной Азии, по-видимому, и не подозревавших, что их регион чрезвычайно стремится к диверсификации отношений и видит именно в ЕС подходящего партнера.

Удивительно: в качестве основного Ж. Боррель привел довод, что Евросоюз является самым большим инвестором в Центральной Азии, поскольку за последние 10 лет страны ЕС вложили в регион свыше 100 млрд евро, и это – несказанно больше России.

При этом еврочиновник-русофоб, неоднократно нарекавший РФ «старым врагом» Европы, проявил чудеса непрофессионализма, которые не должны быть свойственны дипломату такого уровня. Он, по сути, некорректно сравнил целое интеграционное объединение, имеющее 1/6 от объема мирового ВВП, с отдельно взятой страной.

Безусловно, все эти конвульсивные движения Борреля, проходившего постоянные стажировки и курсы повышения квалификации в американских учебных заведениях, связаны с ключевой задачей, поставленной его хозяевами из Вашингтона: устранить Россию как основного стратегического партнера стран Центрально-Азиатского региона, заместив её представителями англосаксонского мира с целью «выжать» все ресурсы по максимуму.

Очевидно, что ЦА-регион очень интересен Старому Свету, так как он занимает стратегическое географическое положение и играет ключевую роль в соединении Европы и Азии, а также имеет значительные энергетические ресурсы (только Казахстан является четвертым поставщиком сырой нефти ЕС) и высокий рыночный потенциал (70 млн жителей, 35% которых моложе 15 лет).

В связи с этим несамостоятельный европолитик, руководствуясь антироссийской риторикой, во всеуслышание объявляет о начале проекта по строительству Транскаспийского газового коридора из Центральной Азии в Евросоюз, минуя Россию, в целях снижения доли российских энергоносителей на европейском рынке.

Ж. Боррель отмечает, что Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) уже активно работает над технико­-экономическим обоснованием этого коридора и над устранением узких мест, поскольку, мол, существует общая приверженность и стратегическая заинтересованность в преодолении этих препятствий за счёт поддержки ЕС, ЕБРР и Европейского инвестиционного банка – это сочетание политики и техники. Речь, подчеркнул он, идет «о преодолении границ, которые являются шрамами истории, путем создания жесткой и мягкой инфраструктуры или вен, по которым проходят потоки людей, товаров, услуг и идей».

И самое поразительное то, что на строительство ЕС собирается затратить до 300 млрд евро, что является какой-то нереально сказочной суммой, которую Европа просто не в состоянии инвестировать в нынешних условиях, что еще раз подтверждает популистский характер так называемого геополитического проекта и очередной раз подчеркивает нежелание США и Евросоюза, кроме своих амбиций, что-либо вкладывать в  Центральную Азию.

Надо понимать, что их уязвленное Россией «самолюбие» простирается гораздо дальше Транскаспийского газового коридора, под вывеской которого явно скрываются далеко идущие цели: как только США оседлают этот проект, в центральноазиатских странах образуются военные базы НАТО со всеми вытекающими отсюда последствиями...

Но пока это не более чем «прожекты» отмирающих представителей «старой элиты», на замену которым уже приходят такие восходящие экономики, как Россия, Китай и Индия, готовые предоставить своим азиатским «партнёрам» реальное продуктивное сотрудничество.

Так, в октябре этого года российский министр торговли и экономического развития М. Решетников выступил перед «каспийской пятеркой» с рядом инициатив в рамках II Каспийского экономического форума, в том числе создания ассоциации особых экономических зон.

По мнению участников данного мероприятия, основными стратегическими задачами развития Центральной Азии являются решение вопросов унификации сквозных тарифов, создание единого транспортно-логистического каркаса, который будет стимулировать развитие торговли, инвестиций и производственной кооперации в Прикаспийском регионе, а также развитие транспортного направления «Север-Юг» с возможностью выхода на Иран, Индию и Восточную Азию, западный маршрут с выходом на Азербайджан и восточный – на Казахстан и Туркменистан.

Представляется, что пока США со своими сателлитами ведут пустые разговоры» об угрозах энергобезопасности Евросоюзу со стороны России, Москва активно наращивает взаимовыгодное партнерство со странами центральноазиатской пятёрки, и не только в энергетической сфере.

Рустам Масалиев, политолог

Источник