Сухопутный транзит в Калининград продолжился и после 1 сентября

В августе литовские банки заявили, что не будут принимать у россиян плату за транзит в Калининград. В силу этого высказывались опасения, что с 1 сентября сухопутное сообщение с регионом может полностью прекратиться. Однако этого не произошло – поезда из «материковой» России в эксклав по-прежнему идут. Но полностью опасения всё ещё не рассеялись, потому что, как предупреждают специалисты, Литва по-прежнему готова чинить разные каверзы.

«Ведите себя по-взрослому!»

В начале августа посол по особым поручениям МИД РФ Алексей Исаков сделал внушение Литве по поводу препятствий для калининградского транзита. «Сейчас в Вильнюсе искусственно обостряют проблемы финансового обслуживания перевозок. Мы в очередной раз подчеркиваем абсолютную неприемлемость ограничения грузового транзита в Калининград под надуманными предлогами. Намерены продолжать добиваться урегулирования ситуации в контактах с Вильнюсом и Брюсселем. Наша принципиальная позиция – транзит должен быть полностью и однозначно выведен из-под действия нелегитимных, односторонних санкций Евросоюза и функционировать исключительно на основе имеющихся международных договоренностей с Литвой и ЕС и политических обязательств с их стороны. Попытки ЕС регулировать экономическое взаимодействие Калининградской области с другими российскими регионами является, по сути, грубым вмешательством во внутренние дела нашей страны, что недопустимо», – подчеркнул Исаков.

Некоторое время власти Литвы пытались внушить, что якобы это не они распорядились прекратить принимать взносы за транзит – таково, мол, частное решение банка «Шауляй», через который осуществлялись соответствующие платежи. Временный поверенный в делах России в Литве Сергей Рябоконь рассказал: «Мы призывали их тогда и сейчас вести себя по-взрослому, не заниматься тем, чем они сейчас занимаются, придумками разными». По мнению Рябоконя, инициатива прекращения приема платежей за транзит в рублях исходила не от «Шауляй-банка», а непосредственно от литовских властей. «Так вот теперь банк к ним (литовскому правительству. – А.К.) стучится с тем, чтобы они разъяснили, как же ему вести себя», – пояснил дипломат. По его мнению, ключевую роль в предотвращении подобных ситуаций может сыграть Евросоюз. «Чтобы не было этих игр, может сказать свое слово Евросоюз, у которого Литва стоит с протянутой рукой, чтобы получить очередной транш за свою русофобию», – заявил Рябоконь.

Добавим, что «Шяуляй-банк» с 15 августа прекратил операции с рублевыми платежами. А как заявила представитель Ассоциации банков Литвы Валерия Кигуолене, с 1 же сентября «Шауляй» приостановит вообще любые операции с российскими клиентами – не обязательно рублевые. Однако незадолго до того та же ассоциация опубликовала заявление о том, что власти Литвы должны утвердить государственные гарантии по платежам за калининградский транзит. «Это защитит банки республики от подозрений в нарушении санкций Евросоюза против России», – пояснили в объединении. 11 августа представитель Еврокомиссии Ариана Подеста заявляла, что операции коммерческих банков по расчетам за калининградский грузовой транзит через Литву не нарушают режима санкций. По её словам, отказ банка «Шяуляй» принимать платежи за транзит является решением конкретной кредитной организации, принятым на основе ее представлений о рисках, а не требованием санкций Евросоюза.

Российские эксперты восприняли слова Подесты положительно. «Я связываю произошедшее с закрытыми консультациями по калининградскому транзиту, которые, по моей информации, все это время продолжаются между Москвой и Европейским союзом», – отметил калининградский политолог Александр Носович. По его мнению, если такие консультации в самом деле ведутся, то их результатом, вероятно, стало непубличное давление ЕС на Литву, в результате которого Вильнюс вынужден был проявить конструктивное отношение. «Потому что литовских политиков поставили перед фактом: транзит в Калининградскую область для России – вопрос национальной безопасности, никакие отговорки Литвы, почему этот транзит не может быть продолжен, Москва не принимает и в случае, если литовское правительство своими действиями спровоцирует геополитический конфликт в регионе, Литва не будет иметь поддержки и гарантий защиты со стороны союзников», – полагает эксперт.

Перекладывание ответственности

Однако «путаница» продолжалась: в Вильнюсе никак не могли решить, кто именно должен принимать платежи от РФ. Литовский министр коммуникаций и транспорта Марюс Скуодис предположил, что операции по расчетам за грузовой железнодорожный транзит могли бы проходить и через банки третьих государств. «Литва является участником единого рынка. Поэтому если одно финансовое учреждение не хочет принять на себя риски в отношении какого-то денежного перевода, есть подобные учреждения и в других странах, которые могут это сделать», – сказал глава литовского ведомства. Также литовские официальные лица дали понять, что «в исключительных случаях» оплата за транзит могла бы проводиться и через коммерческие банки самой Литвы – об этом заявили в возглавляемом Скуодисом министерстве.

Подобная неопределенность крайне рассердила губернатора российского эксклава Антона Алиханова. «Никаких официальных разъяснений от литовской стороны нет, мы не понимаем, что такое "исключительный случай". Я не считаю, что дополнительно нужно обуславливать транзит через их территорию. Эти вот заявления литовской стороны, на наш взгляд, являются игрой на нервах. Информационными интервенциями, скажем так, литовского руководства, которые сами не могут определиться, выполнять им требования Еврокомиссии или не выполнять. В регионе действуют десятки тысяч компаний, живет более 1 млн человек, население у нас растет постоянно, поэтому не очень понятно, что такое исключительный случай. Нам нужны грузы для строительства, для развития региона, для работы наших предприятий», – пояснил Алиханов.

 Между тем А. Носович заявил, что считает все эти тревоги преувеличенными. «Губернатор Калининградской области заявил, что власти Литвы занимаются игрой на нервах, изобретая все новые и новые бюрократические нюансы, которые создают препятствия режиму функционирования железнодорожного транзита в Калининград. Между тем для того, чтобы нервничать по поводу транзита в Калининград, у нас нет никаких оснований. По ряду причин», – отмечает Носович. Во-первых, по его словам, Калининградская область как минимум с 2014 года усиленно готовилась к любым возможным «пакостям» со стороны Литвы и на сегодняшний день может стабильно существовать в режиме «острова» – независимо от соседей и поддерживая связь с «Большой Россией» по Балтике.

Кроме того, как отмечает политолог, Россия сформировала простую, чёткую и непротиворечивую концепцию по транзиту. «Любая сухопутная блокада области под каким угодно предлогом – это вопрос национальной безопасности, угроза территориальной целостности и легитимное основание для военно-технического ответа. В Калининградскую область сегодня были переброшены истребители МИГ-31 с гиперзвуковыми ракетными комплексами "Кинжал". Это пламенный привет не столько Литве, сколько диктующим ей итоговые решения союзникам по НАТО, которых Литва подталкивает к войне за себя с ядерной сверхдержавой. Так что нервничать будут не по западную, а по восточную сторону Немана. Не будем нарушать устоявшиеся политические традиции, ведь антироссийский невроз для Литвы в качестве национального вида спорта давно заменил баскетбол», – иронизирует специалист.

Однако литовская сторона всё никак не могла определиться с дальнейшей линией поведения. Так, министр иностранных дел прибалтийской республики Габриэлюс Ландсбергис в конце августа заявил, что оплата за транзит российских грузов через территорию Литвы в Калининградскую область должна с 1 сентября осуществляться беспрепятственно, но Вильнюс не будет помогать Москве в этом вопросе. По его словам, никаких санкций в отношении оплаты транзита российских грузов не вводилось. «Информация, с которой меня ознакомили, говорит о том, что вопрос расчетов должен быть решён», – уверяет министр. «Нет никаких санкций за платежи. Это означает, что здесь необходимо коммерческое решение, которое позволило бы оплачивать предоставляемые услуги. За урегулирование отвечает само государственное предприятие ("Литовские железные дороги". – АК), а возможно, и курирующее его государственное учреждение, которым является министерство транспорта и коммуникаций», – несколько путано пояснил министр.

«Надолго ли эта деэскалация?»

Ландсбергис указал, что существуют технические решения, которые позволили бы россиянам оплачивать оказываемые им Литвой транзитные услуги. «Рекомендую ли я сейчас их? Нет, не рекомендую. Не хочу, не вижу смысла, не считаю, что госучреждения или политики должны становиться помощниками России», – патетически воскликнул глава литовского МИД. Министр добавил, что платежи за не подпадающие под санкции товары и услуги между российскими и литовскими компаниями осуществляются до сих пор, что, по его мнению, доказывает возможность внесения такой оплаты. «Есть компании, которые сотрудничают с Россией? Это факт. Расчёты между этими компаниями осуществляются, я не знаю – через литовские банки? Но они осуществляются, компания оплачивает товары и услуги, не подпавшие под санкции, а значит, это возможно», – сказал Ландсбергис.

1 сентября «Литовские железные дороги» сообщили, что получили от российских и белорусских предприятий предоплату в размере 2,5 млн евро, которая обеспечит три-четыре недели транзита в Калининград. В связи с этим Алиханов заверил, что решение проблемы, связанной с оплатой железнодорожного транзита, «найдено», причём и для грузовых, и для пассажирских перевозок.

1 сентября Калининград посетил с рабочим визитом Владимир Путин. Обозреватели обратили внимание на то, что в ходе этого визита глава государства говорил о чём угодно, но ни словом ни упомянул Литву. «Литве с ее "принципиальной политикой ценностей" нужно, чтобы мировые лидеры уровня Путина про неё говорили всегда. Иначе она получается не боевая, принципиальная и ценностно ориентированная демократия на берегу Балтийского моря, а просто старая кошёлка на лавочке, до которой никому нет дела, что она там бухтит», – иронически пишет А. Носович.

Начался сентябрь, а поезда в Калининград как шли, так и идут. 5 сентября губернатор Алиханов привел в своем ТГ-канале свежую статистику по транспортному комплексу области. «За 4 сентября 2022 года всего в Калининградскую область въехало 263 фуры, выехало – 214 фур. Прилетело 54 самолёта, вылетело – 55. Проследовало 13 грузовых поездов (6 прибыло в Калининград, 7 отправились из Калининграда). Паром "Амбал" подходит к порту Балтийск, паром "Балтийск" в Усть-Луге на погрузке. Паром "Маршал Рокоссовский" только вышел из порта Балтийск, Ursa Мajor стоит на загрузке в Усть-Луге. "Холмогоры" идут в порт Бронка, проходят Клайпеду. Судно СТК-1004 заходит в порт Калининграда. Судно СТК-1019 вышло из порта Калининграда, судно СТК-1023 заходит в порт Санкт-Петербург», – проинформировал губернатор.

Носович констатирует, что транзит в Калининградскую область, который мог прерваться 1 сентября, не прервался. «Правительство Литвы заверяет, что транзиту ничего не угрожает: литовские банки продолжат принимать платежи от российских юрлиц; в отдельных случаях, когда будут возникать вопросы о соответствии денежных операций с российскими фирмами санкционной политике, могут быть выданы спецразрешения от государства. Вопрос, надолго ли эта деэскалация? Скорее нет. Но сейчас Литве невыгодно, чтобы Путин назвал её страной – провокатором международного кризиса. Действует тенденция, заданная после июльских разъяснений Еврокомиссии по санкциям против России. После этого гнуть свою линию и блокировать дальше транзит для Литвы стало означать идти против линии Евросоюза, нарушать европейское единство и нарываться на силовой конфликт с Россией без поддержки союзников. Поэтому Вильнюс нехотя и не сразу, но начал возвращать все, как было», – заключает эксперт.

А директор 2-го европейского департамента МИД РФ Сергей Беляев 6 сентября предупредил Литву, что если она вздумает вновь чинить препятствия, то получит ответные контрмеры, которые существенно скажутся на её экономическом благосостоянии. По словам Беляева, Москва добивается «полной нормализации» перевозок в Калининград.

Артур Кондратенко, политолог

Источник