«Троеморье» пополнилось Украиной как партнером. Выигрыш сомнителен

На прошедшем 20 июня саммите «Троеморья» в Риге Украине присвоен статус участника партнёрства. Напомним, что «Троеморье» (также «Инициатива трёх морей», или «Балто-Адриато-Черноморская инициатива») представляет собой объединение 12 государств Европейского союза, расположенных в Центральной и Восточной Европе, их территория имеет выход к Адриатическому, Балтийскому и Чёрному морям.

«Участвующее партнерство – это партнерство, которое предназначено не только для Украины. Мы присвоили этот статус Украине, но мы предполагаем, что такой же статус может быть предоставлен странам Центральной и Восточной Европы, которые еще не входят, но уже стремятся в ЕС», – сказал президент Польши Анджей Дуда.

«Троеморье» – придуманный американским Атлантическим советом для Варшавы проект сотрудничества стран ЕС. Во главу угла поставлено сотрудничество в нефтегазовой сфере и создание логистических, энергетических и транспортных артерий по линии север – юг вместо традиционных маршрутов запад – восток.

За экономическими лозунгами скрываются геополитические. Варшава надеется, что, развернув потоки газа, нефти, товаров и денег с запада–востока на север–юг, ей удастся стратегически и экономически ослабить Германию – политическое и экономическое ядро объединённой Европы. Ось север – юг нужна Польше для того, чтобы соорудить «забор» между Россией и Западной Европой по линии Балтика – Чёрное море.

Это предполагает усиление сотрудничества Польши со Швецией и Данией. По замыслу польских стратегов, эти две страны будут закрывать от России Балтийское море, а Румыния и Турция – Чёрное. Сама же Польша утвердит за собой роль несущего центрального звена всей конструкции «Троеморья». 

Турция в «Троеморье» не участвует. Из-за этого Варшава не считает ось север – юг окончательно завершённой в стратегическом плане. Для компенсации Польша тащит в «Троеморье» Украину, Белоруссию, Молдавию. Белоруссия в «Троеморье» не пойдёт по понятным причинам. Молдавия превратилась в филиал Румынии, но занята пока внутренними проблемами. Самый активный участник из числа постсоветских республик – это Украина.

Территориально «Троеморье» практически полностью совпадает с польской геополитической доктриной АВС (Адриатика – Балтика – Чёрное море) и демонстрирует желание Польши реанимировать те доктрины, которыми Речь Посполитая жила в прошлые века. «Троеморье» вылупилось из доктрины АВС, а доктрина АВС – из доктрины «Междуморье». Последняя была придумана диктатором Юзефом Пилсудким и ставила целью сплотить на антироссийском фундаменте страны, расположенные между Балтикой и Чёрным морем. Как видим, геополитические аппетиты Варшавы растут. 

На это указывает выражение «Польша от моря до моря» (Polska od morza do morza). В реальности Польша никогда не граничила с Чёрным морем, даже в период территориального расцвета. С Чёрным морем граничили земли, зависимые от Великого княжества Литовского, заключившего унию с Польшей. Но патриотическая пропаганда крепко вбивает в головы поляков лозунг про Польшу «от моря до моря», приучая их к мысли, что контроль Варшавы над черноморским побережьем – это устоявшаяся историческая традиция, а отсутствие Польши у берегов Чёрного моря – это временное искажение геополитической реальности по вине России.

Варшава надеется разъединить «Троеморьем» потенциальную горизонтальную ось сообщения Париж – Берлин – Москва и заменить её подотчётной Вашингтону вертикальной осью Стокгольм – Копенгаген – Варшава – Бухарест. Этим поляки сделают англосаксам большой подарок: предельно сузят возможности появления потенциального российско-германского или франко-российского союза. Учреждению геополитического дуумвирата Париж – Берлин «Троеморье» помешать не сможет, но исключением России из Европы не позволит оси Париж – Берлин «дотянуться» до Москвы как необходимой составляющей для окончательной нейтрализации англосаксонского влияния в Европе.

Чтобы задуманное удалось, Польше и США придётся много поработать, а времени у них мало. Возрастает авторитет Китая, Индия демонстрирует нежелание быть пешкой США и бездумно конфликтовать с Пекином. Турция ведёт себя слишком независимо. Венгрия, будучи участницей «Троеморья», не жертвует своим суверенитетом в угоду амбициям США. Всё это не позволяет объединению быть достаточно эффективным. 

«Большой проблемой государств-участников проекта «Троеморье» являются их разные экономические и политические интересы. Достаточно четко это прослеживается на примере Польши и Венгрии... В Варшаве и Будапеште, особенно в последнее время, по-другому понимают сотрудничество в регионе, евроинтеграцию и взаимодействие на форуме ЕС. Польша и Венгрия демонстрируют разный подход, например, по вопросу энергетической безопасности и антироссийских санкций. Мы говорим о двух государствах «Троеморья», но в целом невозможность согласовать общую позицию зачастую серьезно затрудняет принятие конструктивных решений. Для «Троеморья» в его сегодняшнем виде характерным является, прежде всего, отсутствие единой структуры эффективного экономического взаимодействия. Страны-члены этой инициативы в своей экономической политике, как правило, ориентируются на других, более мощных внешних партнеров», – признаёт эксперт Анджей Талага в интервью Польскому радио.

Поскольку страны «Троеморья» ориентируются на разных внешних партнёров (Польша и Румыния – на США, Словакия – на Германию, Австрия – на Германию и Швейцарию), политику «Троеморья» будут определять эти партнёры. И поскольку их несколько, единодушного курса от объединения ожидать не приходится. Так, газопровод «Балтийская труба» из Норвегии через Данию в Польшу нужен не всем. Венгры прекрасно обходятся российским газом, более дешёвым, чем норвежский или сжиженный газ из США. Венгры не против «Балтийской трубы», но они против того, чтобы с российского газа перейти на норвежский.

Втягивая Украину в «Троеморье», режим Зеленского сделает её участницей этих споров, а споры приведут к ухудшению отношений с некоторыми из партнёров. Будапешт – принципиальный оппонент Киева в вопросах вступления Украины в ЕС и НАТО. Обострится конкуренция за Украину между США и Германией. Зеленского считают проамериканским политиком, бывшего президента Петра Порошенко – прогерманским. Порошенко – главный соперник Зеленского на следующих президентских выборах. Выдержит ли пошатнувшаяся украинская государственность столь напряжённую жизнь? Сомнительно.

«Троеморье» грозит Украине также полной утратой статуса страны-транзитёра российского газа в ЕС. Сейчас в Польшу и Литву танкерами доставляется сжиженный газ из США. Польша и Литва мечтают стать распределительными узлами для экспорта американского газа в ЕС. Румыния, в свою очередь, мечтает импортировать газ из Закавказья через Чёрное море и далее, в Европу. Где место Украины в этих расчётах? 

Если планы Варшавы и Бухареста осуществятся, роль Украины как транзитёра останется в прошлом. Российский газ дойдёт до европейских потребителей и без Украины, а она без российского газа превратится в экономическом смысле в гораздо менее привлекательную территорию. 

Если Зеленский это не понимает, он глуп. Если понимает и продолжает тащить страну в «Троеморье», он Украине – враг.

Владислав Макаров, политолог

Источник