«Тройственный газовый союз»: роль и место Узбекистана

Похоже, инициатива по формированию «тройственного газового союза» между Россией, Казахстаном и Узбекистаном не дает покоя Вашингтону, который всеми силами пытается оказывать как прямое, так и косвенное давление на Ташкент, в том числе путем массового вброса в медийное постсоветское пространство дезинформации в отношении этого перспективного проекта.

После анонсирования названного союза в рамках встречи в Кремле лидеров двух государств Владимира Путина и Касым-Жомарта Токаева англосаксами уже третью неделю подряд втравливаются откровенные фейки о том, что власти Узбекистана намеренно создают искусственный дефицит энергоресурсов, дабы заставить узбекское общество «добровольно» участвовать в дружественном газовом проекте.

В погоне за жареными псевдоновостями стремительно деградирующий коллективный Запад, похоже, не понимает, что в данный момент в Узбекистане как раз происходит публичная порка всех тех, кто создал серьезные проблемы в стране, не обеспечив должным образом население энергоресурсами.

По шапке получили сразу несколько руководителей таких крупных энергетических компаний, как «Национальные электрические сети» и «Региональные электрические сети». А самое главное: в стране прокатилась череда арестов руководства филиала «Худудгазтаъминот», различных районных предприятий, нарушивших закон в сфере энергоснабжения. При этом власти предупредили, что на этом они не остановятся и в браслеты будут закованы и другие ответственные лица, если не сделают правильных выводов и нарушат закон.

Кроме того, по поручению президента Узбекистана Шавката Мирзиёева экстренно созданы правительственная рабочая группа по оперативному изучению и решению проблем в сфере энергоресурсов, а также круглосуточные штабы в министерстве энергетики, министерстве экономического развития и сокращения бедности и министерстве инвестиций и внешней торговли для стабильного обеспечения энергоресурсами населения и отраслей экономики.

Не вникая в сложившуюся непростую ситуацию, Вашингтон совсем не видит, что его судорожные неумелые манипуляции сознанием людей на тему электроэнергетики уже вызвали сильное раздражение правительства РУз. Например, министр энергетики Журабек Мирзамахмудов вдруг начал оправдываться перед всем миром, выступив с официальным заявлением, что дефицит энергоресурсов не зависит от внешних факторов. Чиновнику даже пришлось покаяться и признать свою вину в том, что в настоящий момент в стране наблюдается резкий рост внутренней потребности энергоресурсов, которую очень сложно покрывать на достаточном уровне и в соответствующих объёмах. Однако, по словам министра, все это связано исключительно с национальными интересами, а не с какими-либо геополитическими играми, поскольку в Узбекистане наблюдается резкий рост экономики, численности населения и благосостояния и доходов людей, из-за чего и растет потребность и спрос в энергоресурсах.

Действительно, по официальным данным, в январе-сентябре 2022 года ВВП вырос в реальном выражении на 5,8%, промышленная продукция - на 5,3%, сельское, лесное и рыбное хозяйство - на 3,6%. Численность постоянного населения Узбекистана, увеличившись на 549,7 тыс. человек (или на 1,6%), составила 35,8 млн человек.

Но если вспомнить недавний январский блэкаут в стране, когда жители столкнулись с массовым отключением электричества практически на весь день, то, даже по самым приблизительным подсчетам, это привело к достаточно сильному экономическому ущербу для государства – недополучению ВВП порядка 100 млн долларов.

Безусловно, и без подобных возникающих экстремальных ситуаций растущая экономика Узбекистана с постоянным ростом численности населения остро нуждается в увеличении поставок газа для внутреннего потребления.

И хотя производство электроэнергии в стране год от года увеличивается, энергосистема продолжает оставаться дефицитной, поэтому государству просто необходимо импортировать электроэнергию. По оценкам узбекского правительства, к 2030 году потребление электроэнергии вырастет до 120 млрд. кВт/ч, в том числе отраслями экономики – с 42,7 до 85 млрд кВт/ч, а со стороны населения – с 15 до 21 млрд кВт/ч.

Поэтому одной из ключевых задач Узбекистана для достижения устойчивых темпов роста экономики является обеспечение энергетической безопасности.

Достичь таких целей страна может только при взаимодействии с Россией и Казахстаном в рамках «тройственного газового союза», который имеет огромный потенциал, учитывая, что эти страны еще с советских времен имеют отлаженную единую газотранспортную систему. И к этому вопросу Ташкент будет подходить с восточной мудростью.

Особенно с учётом нынешнего негативного европейского сценария, когда Евросоюз решил отказаться от дешевых российских энергоресурсов в пользу дорогих американских. Становится очевидно, что Европу накрывает самый настоящий энергетический кошмар и прогрессивных европейцев в XXI веке научно-технического прогресса банально страшит предстоящая зима с сильными холодами.

Марат Нургожаев, политолог

Источник