У армянской парламентской оппозиции нет своего «проекта будущего»

Общественное мнение в Армении акцентирует свое внимание на актуальных вопросах внутренней и тесно связанной с нею внешней проблематики, в частности, связанной с Нагорным Карабахом и безопасностью проживающего там армянского населения, находящегося под защитой российского миротворческого контингента (РМК). Российские миротворцы и их командование испытывают постоянный и системный прессинг с азербайджанской стороны, время от времени открывающей стрельбу по гражданским лицам, перекрывающей под различными предлогами связывающую Армению с Нагорным Карабахом автомобильную трассу и т. д. По оценке ряда армянских экспертов, эта политика Баку в определённой степени напоминает действия президента Грузии Михаила Саакашвили в 2004-2008 гг. против РМК в Южной Осетии.

Для того чтобы не нагнетать страсти, Министерство обороны России временно прекратило публикацию бюллетеней о деятельности РМК в зоне конфликта (последний бюллетень был опубликован 21 ноября с. г.). Большинство наблюдателей в Армении убеждены, что азербайджанская сторона, пользуясь отвлеченностью Москвы на специальную военную операцию на Украине, и далее будет давить на РМК с целью его вытеснения из зоны конфликта с тем, чтобы провести этническую чистку армянского населения в Карабахе.

Беспокойство в Ереване также вызывает положение дел на восточной границе, где Вооружённые силы Азербайджана вклинились на территорию Армении и контролируют порядка 120 кв. км её территории. Почти каждый день стороны сообщают о перестрелках на границе, либо дают опровержение о своем участии или неучастии в них. При том, что Азербайджан, за спиной которого стоит не только Турция, по-прежнему выставляет требования к Армении об открытии экстерриториального «Зангезурского коридора». Некоторые не исключают, что соседи предпримут попытку перекрытия транспортного коридора, связывающего Армению с Карабахом, который находится в зоне ответственности РМК с тем, чтобы потребовать от Еревана открытия «Зангезурского коридора», что было бы прямым нарушением трёхстороннего заявления от 9 ноября 2020 года.

Из недавних событий внутриполитической жизни следует напомнить о сентябрьских выборах в органы местного самоуправления в 18 общинах (муниципалитетах), в большинстве из них – после укрупнения. Выборы прошли в марзах (областях) Арагацотн, Гегаркуник, Лори, Котайк, Ширак, Сюник, Вайоц дзор и Тавуш. Партия «Гражданский договор» победила в 9 муниципалитетах из 18, в том числе и в тех, на территорию которых 13-14 сентября вторглись ВС Азербайджана.

Несмотря на то, что оппозиционные СМИ представляют итоги выборов как однозначное поражение партии «Гражданский договор», едва ли с такой точкой зрения можно согласиться. Если подойти к ситуации чисто с арифметической точки зрения и сложить все голоса, полученные разными партиями / блоками во всех общинах, где эти выборы проходили, то получится, что «Гражданский договор» получил столько же голосов, сколько все остальные (более десятка партий), вместе взятые (для участия в выборах было зарегистрировано 14 партий и 12 блоков). Даже проиграв в ряде муниципалитетов, «Гражданский договор», обычно занимал по итогам выборов место не ниже второго. Если экстраполировать результаты выборов в органы местного самоуправления на гипотетические всеобщие выборы (что, конечно, с научной точки зрения не очень корректно), то опять же получится, что «Гражданский договор» получит около 50% на выборах в НС, а остальные партии – 5, 10 или максимум 15% голосов избирателей.

Естественно, оппоненты премьер-министра стараются не замечать данного обстоятельства. Однако голосование в приграничных общинах, часть территории которых сейчас находится под контролем азербайджанских военных, кажется нонсенсом, т. к. в этой ситуации жители проголосовали… за «Гражданский договор». О причинах можно сделать предположение: их не смущает присутствие врага и они даже согласны ощущать его близкое дыхание, лишь бы не отдать голоса за представителей прежних властей либо их политических прокси. Таковы сегодняшние реалии, и отрицать их невозможно, т. е. фактор нежелания избирателей ни под каким предлогом не голосовать за «бывших» является одним из ключевых в вопросе удержания власти Пашиняном и его «Гражданским договором».

Иными словами, избиратели голосуют за действующую власть, которой они недовольны с тем, чтобы не допустить возвращения предыдущей власти, которой они не доверяют ещё больше. Под прежней властью следует понимать партии, группы и структуры, аффилированные со вторым президентами Робертом Кочаряном (1998-2008 гг.) и с его преемником Сержем Саргсяном (2008-2018 гг.). В чём-то эта ситуация схожа с соседней Грузией, где также большинство избирателей голосуют за «Грузинскую мечту», не желая возвращения к власти сторонников экс-президента Саакашвили. Интересно, что и в Армении появилась партия с названием, аналогичным грузинскому: речь идёт об «Армянской мечте», успешно дебютировавшей осенью на муниципальных выборах в Ани (3-е место).

В ответ «бывшие», используя проблему Карабаха, предприняли попытку через уличное давление «свалить власть». Протестные акции в столице, в которых сначала ежедневно, а затем еженедельно участвовало 5-8 тысяч человек, не привели к сколь-либо существенному успеху. Пашинян и его окружение без особых проблем выдержали эту атаку. В конце концов, оппозиция (прежде всего, парламентские фракции «Честь имею» и «Армения»), покинувшая стены парламента в мае, вернулась туда осенью, т. к. бойкот не привел к сколь-либо существенным результатам.

В целом сложившая политическая конфигурация, а также наличие в парламенте 2/3 от общего числа мандатов, помогают правящему «Гражданскому договору» без особого напряжения парировать все выпады оппонентов. Хотя общий рейтинг доверия правящей партии невысок (максимум не более 25%), уровень доверия к её противникам ещё ниже.

При этом партия «Возрождающаяся Армения» сделала заявление о выходе из состава парламентской фракции «Армения» и, более того, о сложении своих депутатских полномочий. Фактически партия сделала шаг к дистанцированию от непопулярного второго президента, шедшего первым номером блока «Армения» на внеочередных выборах в июне 2021 года.

Впрочем, это не отменяет проблем и внутри партии власти. Так, ноябрьский съезд «Гражданского договора» продемонстрировал наличие как минимум двух «крыльев», лидерами которых являются вице-мэр столицы Тигран Авинян и министр обороны Сурен Папикян. Борьба за места в правлении была очень жёсткой и конкурентной – счётной комиссии даже пришлось пересчитывать голоса. В результате внутрипартийной борьбы вице-премьер Амбарцум Матевосян, глава парламентской фракции «Гражданского договора» Айк Конджорян, глава МИД Арарат Мирзоян, министр охраны окружающей среды Айк Симидян (один из самых доверенных лиц Пашиняна) вообще не попали в правление. Однако Пашинян по положению на сегодняшний день остается той фигурой, которая устраивает различные крылья внутри правящей партии, способствуя её относительной монолитности.

Следует обратить внимание и на то, что в социально-экономической сфере у оппонентов правительства также не так много козырей. Дело в том, что Армения стала одним из бенефициаров ситуации, сложившейся вокруг России после начала специальной военной операции на Украине и многочисленных антироссийских западных санкций. В страну хлынул многотысячный поток релокантов из России, а также Украины и Белоруссии. В основном это специалисты в IT-сфере, обеспечившие экономический рост в ряде сфер (торговля, сфера обслуживания). Показатель экономической активности в Армении в январе-октябре вырос аж на 14,5%. Прогнозируется, что рост ВВП по итогам года может составить 12-14%. Среднемесячная зарплата (по сравнению с октябрём 2021 г.) выросла на 18,6%, составив 236,9 тысячи драмов (по текущему курсу – около 600 долл.). Инфляция в годовом исчислении вряд ли превысит 10% – весьма неплохой показатель в сравнении с аналогичной статистикой ряда стран Европы и СНГ.

Налицо также значительный рост экспорта и импорта (в основном за счёт посткризисного восстановления). Экспорт вырос на 71,2%, импорт – на 63,5%, достигнув соответственно 4,13 млрд и 6,755 млрд долл. Снизился уровень безработицы и уровень бедности, правда, ненамного. Естественно, что, помимо успехов, есть и проблемы, но пока они не таковы, чтобы как-то основательно обрушить позиции нынешней власти.

Результаты социологических опросов, как и мнение большинства независимых экспертов, указывают на то, что общественное мнение страны крайне заинтересовано в появлении на политической площадке «третьей силы», не связанной ни с нынешней властью, ни с парламентской оппозицией. Разумеется, и те и другие в курсе, а потому используют все свои возможности для того, что не допустить или максимально оттянуть появление и формирование «третьей силы».

Интересно, что общественно-политическим процессам, способствующим оформлению такой «третьей силы», могут способствовать некоторые процессы на стыке культуры и политики. Так, с осени в кинотеатрах Армении идет фильм «Власть-2», первая часть которого вышла на экраны летом 2021 г. Режиссер фильма Мгер Мкртчян – племянник легендарного советского армянского артиста Фрунзика Мкртчяна. Скорее всего, фильм снят при спонсорстве лиц, близких к предыдущему руководству Армении, прежде всего к третьему президенту С. Саргсяну. Фильм рассказывает о событиях, произошедших в Армении в последние годы, включая «бархатную революцию» 2018-го и вторую карабахскую войну 2020 года. Роль президента Армении, под которым подразумевается Серж Саргсян, играет народный артист России Сергей Шакуров. Среди героев – и премьер-министр, пришедший к власти в результате этой самой «бархатной революции», под которым подразумевается Пашинян. Концовка фильма для него трагична...

В некоторых ереванских театрах идут спектакли по мотивам классических произведений с «современным прочтением» с намёками на Пашиняна, также заканчивающиеся для главного героя неважно. Бывший мэр Еревана (2018-2021 гг.) Айк Марутян, оказавшийся в кресле градоначальника из шоу-бизнеса, вернулся на сцену. После представления моноспектакля «Мэр» в Ереване и ряде областей он собирается выступить со своим моноспектаклем не где-нибудь, а 10 декабря в Кремлевском Дворце съездов. Критики, правда не самой жесткой, нынешних властей Армении в его постановке немало. Как встретит моноспектакль требовательный московский зритель, пока не ясно.

…Располагая ресурсами не меньшими, чем у власти, оппозиция пока не предложила свой ориентированный в будущее проект. Не сказать, что сильна здесь и партия власти, однако сторонники Пашиняна козыряют выполнением ряда своих «революционных» обещаний. К примеру, расходы в проекте бюджета 2023 года в долларовом исчислении превышают на 75% бюджет 2018 года. Напомним, что в 2018 г. Пашинян дал несколько очень важных, запоминающихся и принципиальных обещаний. В частности, он посулил увеличение доходов бюджета на 35-40% в течение одного-двух лет. Следует напомнить, что 2020 год был для Армении ковидным и военным, а 2021-й – посткризисным. Так, что обещание четырехлетней давности полностью выполнено. Это оказывает впечатление на часть общества, и оппозиция не может не задумываться над этим.

Саркис Мартиросян, политолог

Источник

Теги: Армения