В Беларусь могут быть введены российские войска в ответ на угрозу НАТО

2 декабря США и ЕС в очередной раз усилили санкции против Беларуси, сославшись на миграционный кризис. Замгоссекретаря США Виктория Нуланд обвиняет Минск в «превращении мигрантов в оружие», а публикации западных СМИ повторяют инсинуации Киева о возможном использовании Беларуси как плацдарма для вторжения России на Украину. На это давление Минск отвечает сближением с Москвой: «одной из самых существенных мер противодействия» считают реализацию союзных программ интеграции с Россией в белорусском МИД. К чему приведет сворачивание западного вектора во внешней политике республики, оценил директор Центра международных исследований ФМО БГУ Олег Лешенюк.

На каждое действие найдется противодействие

Политизация миграционного кризиса со стороны стран Прибалтики, Польши и США, а также аффилированных с ними групп в Брюсселе положительно скажется на развитии Союзного государства. Санкционное давление и отказ ЕС от утвержденных программ сотрудничества с Беларусью создают предпосылки к свертыванию западного вектора и полному задействованию интеграционного потенциала.

Наиболее иллюстративным для всех участников процесса станет разработка единого режима экономических контрмер в рамках Союзного государства. При реальной угрозе со стороны НАТО действия Беларуси и России будут скоординированы и направлены на дальнейшее укрепление обороноспособности в качестве зеркальной меры. На территорию республики могут быть введены российские войска, размещены объекты российской военной инфраструктуры и проведены операции и учения в приграничном регионе.

Что касается ситуации на границе с Польшей, то политизация сотрудничества станет настоящим экзаменом для ЕС не только в гуманитарной, но и в правовой, и военно-политической сферах.

Европа озабочена тем, что на каждое санкционное давление и угрозу со стороны Брюсселя Союзное государство отвечает своевременными и пропорциональными мерами. Чем жестче принимаемые ЕС меры, тем серьезнее ответные действия. Евросоюз должен принимать в расчет тот факт, что Союзное государство не останется в стороне от кризиса на своих границах, особенно при угрозе размещения американского ядерного оружия на территории Польши.

Когда угроза войны выгоднее самой войны

Ситуация может складываться по двум сценариям. Жесткий – сосредоточение тяжелого вооружения и техники вдоль границы Союзного государства и НАТО. Или мягкий сценарий – ситуация останется на текущем уровне, за исключением возможности применения беспилотников, наблюдательных вертолетов и так далее. Западные СМИ массированно готовят общественное мнение своих стран к жесткому сценарию. Задача Союзного государства – найти способ его смягчить, так как впоследствии нам может быть навязана гонка вооружений. Здесь напрашивается историческая параллель с берлинским кризисом 1961 г. Кроме того, могут быть провокации, выражающиеся в попытках вторжения в воздушное пространство Беларуси.

Примечательно, что миграционный кризис является следствием европейской политической игры, которая ведется достаточно давно и лишь позволила перенаправить финансовые потоки трансграничного миграционного бизнеса. Именно по этой причине не стоит полагать, что все это приведет к военным действиям. Военные столкновения в регионе не выгодны ни одному из столь многих крупных игроков (возможно, за исключением США).

Однако необходимо обратить внимание на выгоду от «угрозы войной», которую каждая из сторон использует в своих целях.

Польша заинтересована в укреплении собственных политических позиций, удовлетворении своих амбиций в ЕС и решении внутренних проблем: отвлечение внимания польской общественности, поддержание политики действующей партии по военной реформе, в частности, через увеличение численности вооруженных сил в 2 раза, решение затяжного варшавско-брюссельского конфликта о приоритете права в ЕС и других. Кроме того, создание внешней угрозы позволяет Варшаве сохранить и нарастить финансовую поддержку со стороны ЕС и США под предлогом защиты восточных границ.

Пользуясь ситуацией, официальный Киев модернизирует собственное вооружение для ведения военных действий в ДНР. Показательным является заинтересованность Украины в политизации ситуации в приграничье. В частности, тот факт, что она на регулярной основе проводит учения по задержанию мигрантов, хотя ситуация на украинско-белорусской границе остается спокойной. Позиция Украины по отношению к Беларуси была высказана во враждебном ключе после интервью Александра Лукашенко российским СМИ. В этой связи неслучайно и вторжение украинского вертолета МИ-8 в воздушное пространство Беларуси 4 декабря 2021 г. Украина не может остаться в стороне от кризиса, так как это еще одна возможность заработать политические дивиденды, получить лояльность Европы и все сопутствующие преференции.

К чему приведет нагнетание напряженности

ЕС и США целенаправленно наносят удары по флагманам белорусской экономики. Под санкции попали ключевые предприятия – ОАО «Белорусская калийная компания», «Гродно Азот», «БЕЛАЗ» и другие. Тем самым Запад добивается обрушения экономики, снижения уровня жизни белорусского народа, пытаясь создать предпосылки для очередной «цветной революции» и «демократизации» существующего уклада. Страны Прибалтики поддерживают любой антироссийский нарратив коллективного Запада.

Наращивание информационно-политического фона в самом ЕС будет сказываться на отношениях в регионе. К примеру, немецкая газета «BILD» на основе данных НАТО и украинской разведки опубликовала карту гипотетического вторжения России в Украину, на которой видно, что часть войск зайдет с территории Беларуси. Все это – не что иное, как демонизация Союзного государства с целью не допустить более глубокой интеграции России и Беларуси.

Минск заявил о себе, и успешно оказывает политическое давление на Брюссель и отдельные страны-члены ЕС.

В свою очередь, Европа опасается выглядеть разделенной и слабой. Этот страх программирует решения, призванные продемонстрировать единство, силу и решительность ЕС в конкретный момент времени. Тем не менее, очевидно, что при столкновении с геополитическими вызовами Европа демонстрирует полную разобщенность. Дальнейшая милитаризация региона будет продолжаться до тех пор, пока все стороны не удовлетворят свои потребности. Но следствием этого станет полный подрыв региональной системы безопасности на стыке разных идеологий.

Олег Лешенюк, директор Центра международных исследований ФМО БГУ

Источник