Режим Санду хочет стереть День Победы из народной памяти – молдавский историк

В то время, как большинство стран бывшего СССР отмечает 9 мая День Победы, власти Молдовы решили праздновать «День Европы». Проводящая антироссийский курс администрация президента Майи Санду приняла целый ряд мер, чтобы сорвать праздник, воспевающий героизм советских солдат, разгромивших нацизм. В Молдове запрещена георгиевская ленточка, павшим героям отказывают в посмертных почестях, а нацистским пособникам воздвигают мемориалы. Однако усилия молдавских властей по искажению истории не находят широкой поддержки в обществе. Ради чего руководство Молдовы безуспешно пытается заставить граждан забыть о Дне Победы, в интервью «Евразия.Эксперт» проанализировал историк, председатель Национального координационного комитета «Победа» (Молдова) Алексей Петрович.

– Алексей Владимирович, какова позиция современного правительства Молдовы по отношению к празднованию Дня Победы и использованию его символов?

– Позиция нынешнего руководства страны по отношению к празднованию Дня Победы заключается в том, чтобы стереть этот праздник из народной памяти. В минувшем году в конце мая правящая партия выдвинула парламентскую инициативу об отмене Дня Победы как праздничной даты, отмене выходного дня. Было предложено установить новую памятную дату, но не праздничную, которую планируют отмечать 8 мая под названием День памяти и примирения.

Эта инициатива вызвала широкий негативный резонанс. Буквально на следующий день возле здания парламента начались многочисленные акции протеста, была попытка проведения парламентских слушаний по данному вопросу, которые не состоялись из-за неявки непосредственных авторов этого законопроекта. Тем не менее, проект получил одобрение от правительства.

Что касается символов, то георгиевская лента находится под запретом. За ее использование, хранение и изготовление налагается огромный штраф. Как правило, в Молдове георгиевская лента использовалась исключительно в памятные даты. Соответственно, надевают ее люди в память о своих предках, то есть, никакой «экстремистской» составляющей в этом символе нет. Многие люди продолжают использовать георгиевскую ленту. В частности, наша организация непосредственно использует ее в рамках своих мероприятий по увековечиванию памяти. Активно используются красные знамена, то есть, копии знамен Победы. Они разрешены законом и никакого штрафа за их использование нет. Используются символика орденов ВОВ, другие символы, которые не запрещены законом.

Но позиция властей однозначная – праздника такого в календаре быть не должно. И он, по сути, для правящей власти праздничной датой не является. Для них это день траура, примирения, поминовения и всего, чего угодно, но только не День Победы. Само слово «победа» преднамеренно пытаются вычеркнуть из народной памяти и законодательного оборота.

– Каковы точки зрения в современной Молдове относительно исторической роли Румынии во время Второй мировой войны и ее влияния на молдавское общество того времени?

– Точки зрения здесь диаметрально противоположные, потому что президент Молдовы Майя Санду и ее коллеги по политической партии PAS в большинстве своем считают румынскую армию «освободительной». Они позиционируют ее силой, которая «освобождала» Молдову от, как они утверждают, «большевистского гнета». И они делают сегодня все, чтобы эту идею утвердить на официальном уровне.

В учебниках по истории прямо сказано, что войска Румынии якобы «освобождали» территорию Бессарабии в 1941 г. Это официальная позиция властей. В музейных экспозициях, посвященных событиям XX века и конкретно событиям Второй мировой войны, об этом тоже прямо сказано. Сегодня абсолютно вся официальная историческая наука и представляющие ее так называемые научные деятели, профессора университетов и институтов намерены работать для того, чтобы обосновать эту позицию. Других людей у молдавской исторической науки на официальных постах просто не осталось.

Сейчас исторической наукой заведуют в молдавских университетах откровенные фальсификаторы, ревизионисты, которые максимально стараются обелить режим Антонеску. В стране активно проходит монументальная героизация союзников Гитлера – румынских солдат и офицеров. Устанавливаются памятники, создаются и благоустраиваются воинские кладбища румынских солдат и офицеров, где абсолютно официально в граните, бронзе и других материалах эти лица именуются «героями и освободителями».

С другой стороны, есть та точка зрения, которую разделяет, на мой взгляд, большинство населения. Это то, что все-таки от фашизма Молдову освобождала Красная Армия, и подавляющее большинство наших граждан служило в этой армии. Большинство памятников поставлено в честь советских солдат и, как бы это ни было парадоксально, большинство родственников нынешних представителей властей Молдовы сражались в рядах советских войск. То есть, своими действиями они сегодня не только опошляют историю, но и оскорбляют память своих предков. И это еще более ужасно, чем то, что они творят по искажению прошлого нашей страны.

– Каковы мнения и оценки в обществе Молдовы по поводу взаимоотношений и влияния Румынии на культурную и политическую сферы страны в современный период?

– Есть несколько мнений, одно из которых радикальное. Это мнение неолиберальной части общества, которая заключается в том, что румынский и молдавский народы – это один и тот же народ, который веками был «разделен» Российской империей. Соответственно, их главным предпочтением вот уже более 30 лет является идея объединения Молдовы с Румынией, как это было в 1918 г. То есть, создание единого «Великого румынского государства». Судя по оценкам избирателей, таких граждан не более пяти процентов. С другой стороны, есть идея интеграции в европейское сообщество. А поскольку ближайшим государством является Румыния, то слияние с этой страной считается единственно возможным вариантом вхождения в состав ЕС.

Есть точка зрения, что не все так гладко в отношениях Румынии и Молдовы. Об этом свидетельствуют события XX века: множество людей было уничтожено в ходе румыно-немецкой оккупации. Далеко не все разделяют идею о том, что румыны и молдаване являются братьями. Примерно половина страны считает, что братские народы живут в том числе и на востоке, и это народы бывшего СССР.

Тем не менее, сегодня официальными властями утверждается политика, что Румыния и Молдова – это одно государство и один народ. Уже более 30 лет в Молдове изучается «история румын». В минувшем году решением парламента был упразднен молдавский язык в Конституции и заменен на румынский. Соответственно, происходит то, что мы можем называть активной румынизацией молдавского общества. Молдаван сегодня максимально пытаются заставить забыть, что они молдаване, забыть их великую многовековую историю. Убедить молдаван в том, что они румыны. На это работают все институты государства, наука, дипломатические миссии и многочисленные общественные прорумынские организации на территории Молдовы.

Источник