Афганистан тоже стремится к незападной экономической интеграции

Россия, Иран и Пакистан объединяются в консорциум по инфраструктурному восстановлению и развитию Афганистана. Характерно, что инициатива не получила широкого резонанса и даже табуируется на Западе.

Причины замалчивания события очевидны – провал очередного западного оккупационного проекта в этой ключевой стране региона. США настолько быстро и позорно бежали из Афганистана, что любое упоминание о новом афганском правительстве вызывает крайне болезненную реакцию не только в Вашингтоне, но и в Лондоне, и даже в Берлине.

Инфраструктурный консорциум незападных стран самим фактом своего существования с проектами в Афганистане – ещё одна пощёчина бывшим оккупантам. Общественное мнение Европы долго воспитывали в «европоцентристском» взгляде на мир. Гипертрофированных форм такой подход достиг в США, население которых считает свою страну «пупом мира» и концентрацией передовой исключительности во всём – от образа жизни и каких-то бытовых предметов до технологий, науки, образования, военной мощи. Неудивительно, что граждане этой страны испытывают большие проблемы даже в элементарном знании географии.

Похожая ситуация и в Британии, которая в августе 1839 года даже захватила Кабул и потом неоднократно пыталась удержать свой оккупационный контингент в этой стране. Даже после того, как британские оккупанты в очередной раз ретировались из Афганистана, где были в составе т. н. международной коалиции, официальный Лондон не упустил возможность сохранить лицо, сделав вид, что он ни при чем.

Как выяснила по результатам журналистского расследования британская The Independent, британцы в спешке бегства бросили на произвол судьбы своих информаторов и других коллаборационистов. Талибы не заставили ждать со своей стороны быстрой и жестокой расправы, пока в Лондоне сочиняли и внедряли программу ARAP по переселению работавших на них афганцев. Откровенным издевательством выглядело требование Минобороны Британии к кандидатам на переселение заверить документы у охотившихся за их головами талибов.

Поэтому нынешнее объединение России с азиатскими партнёрами в деле вполне приличных по объему даже по западным меркам восстановительных и строительных проектов стало открытым вызовом самолюбию и репутации правительств и компаний бывших метрополий. Они ведь уже успели похвастаться перед всем миром об успехах «демократизации», «стабилизации», «восстановления» и «развития» оккупированного Афганистана.

Скармливание мировой общественности этого пропагандистского лубка, сопровождавшееся колоссальным ростом производства наркотиков и массовыми убийствами, пытками и прочими жестокостями в отношении гражданского населения и пленных повстанцев, завершилось полным фиаско. После этого в информационном пространстве не должно было быть ничего, в крайнем случае – дозированные порции негатива. Так и было до недавнего времени.

Новое афганское правительство талибов, которые до сих пор формально считаются «террористической организацией», проявило открытость и готовность к сотрудничеству. Любопытно отсутствие в упомянутых инфраструктурных проектах Китая с его возможностями, традиционно подкрепляемыми «связанными» кредитами.

МИД РФ могло сделать более громкую PR-акцию из события. Однако до сих пор «Талибан»* с подачи США и их западных подельников по интервенции и оккупации находится под санкциями ООН за террористическую деятельность. Всё это сдерживает огласку проектов сотрудничества с афганскими «учениками», которых не склонны позиционировать «белыми и пушистыми» ни в Москве, ни в Тегеране, несмотря на изгнание западных интервентов.  

Официальный Кабул находится в непростых отношениях с правительствами ряда стран, приглашённых к сотрудничеству в афганских инфраструктурных, гуманитарных и других отнюдь не военных и не политических проектах. Так, например, в начале марта зафиксировано столкновение между пограничниками в граничащей с Ираном афганской провинции Нимроз.

Тем не менее, как сообщил в начале марта МИД РФ, Минпромторг Афганистана (Исламского Эмирата) подписал меморандум по инфраструктурным проектам на $1 млрд с компаниями из России, Ирана и Пакистана. «Меморандумом о намерениях по реализации ряда инфраструктурных проектов на территории Афганистана российский экономоператор «КЭР-Холдинг» планирует строительство в провинции Саманган угольной тепловой электростанции (ТЭС) мощностью 200 МВт», – сообщило российское министерство.

В документе также сказано о добыче полезных ископаемых, модернизации газопровода в Герате, строительстве автомагистрали Кабул – Милак (провинция Нимруз), реконструкции тоннеля «Саланг», водопроводной системы Панджшер – Кабул, развитии угольных месторождений и строительстве станций водоочистки. Итого  с десяток исключительно мирных проектов, которые позволят если не решить, то в значительной степени снять остроту хронических для Афганистана проблем.

Кроме того, указанные проекты создадут новые рабочие места, улучшат социальный климат. У крестьян появится реальная альтернатива выращиванию опиумного мака. Снизится заболеваемость, улучшится медицинская помощь, социальная мобильность и т. д.

До этого, сообщил в феврале российский посол Дмитрий Жирнов в интервью телеканалу «Россия 24», Москва и Кабул подписали меморандум о строительстве Россией ТЭЦ на севере Афганистана. По словам дипломата, «наш бизнес ещё тестирует исламские финансовые нормы, которые внедряют талибы, но на месте не топчется». Он также сообщил, что российские производители труб готовы участвовать в строительстве афганского участка газопровода TAPI.

По мере реализации утверждённых проектов осуществится задел для новых. Движение в этом направлении позитивно повлияет на качество новой афганской элиты. Оно не имеет ничего общего с безумным «кавалерийским наскоком» НАТО ни по форме, ни по содержанию.

Деоккупированный Афганистан вернул себе субъектность и прямо сейчас нуждается в помощи евразийских партнёров. США, Британия и другие западные оккупанты вели себя в стране именно как оккупанты – в отличие от «шурави» из СССР, которые не столько воевали с вооружёнными Западом моджахедами, сколько строили и развивали порядочно уничтоженную НАТО инфраструктуру.

СССР своим участием в афганских делах смог относительно небольшой кровью решить важнейшую для себя проблему – оттянуть на пару десятилетий экспансию «исламского» терроризма и невероятного потока наркотрафика. США во главе НАТО достигли прямо противоположных результатов намного большими жертвами (включая наёмников из ЧВК).

Инфраструктурный меморандум подписан накануне знаковой даты – 20-летия начала войны НАТО в Ираке. Там тоже западная интервенция с последующей оккупацией привела к национальной катастрофе и временной утрате государственности.

Ещё одно знаковое событие марта – состоявшийся визит председателя КНР в Москву. Еще накануне визита было видно, что Владимир Путин и Си Цзиньпин не будут обходить проблемы региональных угроз, среди которых сейчас ключевые – Украина и Афганистан. Накануне лидеры России и Китая опубликовали свои статьи в центральных изданиях. В частности, президент РФ в своей статье «Россия и Китай – партнёрство, устремлённое в будущее» в «Жэньминь Жибао» обратил внимание на то, как «некоторые силы настойчиво стремятся раздробить общеевразийское пространство на сеть «эксклюзивных клубов» и военных блоков, направленных на сдерживание развития наших стран, на ущемление их интересов».

Похожее суждение прозвучало и из уст Си Цзиньпина в итоговом заявлении для прессы в Москве: «Будем укреплять сотрудничество в рамках многосторонних структур, включая ШОС, БРИКС, «большую двадцатку», продвигать подлинную многосторонность и способствовать восстановлению мировой экономики в постпандемийный период, наращивать конструктивную силу в формировании многополярного мира и совершенствовании системы глобального управления, вносить больший вклад в дело глобальной продовольственной безопасности, энергетической безопасности и бесперебойности производственно-поставочных цепочек, прилагать совместные усилия к формированию сообщества единой судьбы человечества».

Словом, есть полная уверенность в том, что объединение евразийских партнёров в созидательных проектах по восстановлению и развитию инфраструктуры Афганистана работает не только на благо этой страны, но и на стабильность и благополучие общеевразийского пространства.

Анатолий Корнелюк, политолог

Источник