Финансовая дисциплина – новое яблоко раздора стран ЕС

Кризис подтолкнул страны ЕС к большей интеграции.

Более года прошло после наиболее драматичных событий долгового кризиса в Европе, который охватил такие страны как Греция, Португалия, Испания и др. В марте 2013 года Кипр был вынужден признать собственную несостоятельность и конфисковать средства вкладчиков, находящиеся во втором по величине банке страны – Laiki. Это стало последним крупным потрясением на европейских финансовых рынках.

С тех пор ситуация в Европе несколько стабилизировалась, чему в немалой степени способствовали принятые различными структурами Евросоюза антикризисные меры. Был создан стабилизационный фонд еврозоны (ESM), проведены интервенции Европейского центрального банка, осуществлен ряд реформ финансового законодательства. Пострадавшие страны получили финансовую помощь от ЕС и МВФ на сумму почти в половину триллиона евро. Огромные усилия были приложены для того, чтобы заставить государства еврозоны соблюдать фискальную дисциплину и предоставлять центральным органам достоверную статистическую информацию.

Кризис подтолкнул страны Евросоюза к большей интеграции. Были предприняты шаги к созданию более унифицированного и регулируемого финансового рынка, усилены меры контроля со стороны центральных органов ЕС и еврозоны над бюджетным процессом входящих в объединение национальных государств. Подверглись ужесточению европейские нормативы, регулирующие предельно возможный дефицит госбюджета и призванные предотвратить порочную практику наращивания государственных долгов, а также согласованы меры по наложению штрафных санкций на злостных нарушителей установленных нормативов в рамках Фискального пакта (Fiscal compact) стран-членов валютного блока.

Однако едва вступивший в действие Фискальный пакт в настоящее время подвергается испытанию на прочность: как минимум половина из членов объединения не соблюдает его положения. То есть под вопрос поставлены все проводимые реформы, направленные на усиление бюджетной дисциплины и стабилизацию государственных финансов проблемных стран. В очередной раз интеграционные шаги ЕС наталкиваются на нежелание отдельных стран выполнять неудобные для себя положения европейского законодательства и неспособностью остальных участников блока и центральных органов принудить их к этому.

В начале декабря руководство Еврогруппы объявило, что лишь пять стран из 18 участников еврозоны (Германия, Ирландия, Люксембург, Нидерланды и Словакия) представили проекты бюджетных планов на 2015-й год, которые полностью соответствуют всем положениям европейского Пакта стабильности и роста (ПСР). Бюджетные планы еще четырех стран (Эстония, Латвия, Словения и Финляндия) также с небольшими оговорками вписываются в основные требования законодательства Евросоюза.

Вместе с тем, половина стран еврозоны представила проекты бюджетов, которые не вписываются в европейские нормативы. Еврогруппа рекомендовала им принять ряд дополнительных мер по сокращению государственных расходов. Наиболее явными нарушителями оказались Франция, Италия и Бельгия. Они рискуют попасть под санкции, которые руководство ЕС имеет право наложить на страны, систематически не соблюдающие общеевропейские нормативы. От них могут потребовать выплатить штраф в размере до 0,1% от национального ВВП, который пойдет в казну интеграционного объединения.

Наибольшие проблемы для руководства ЕС представляет Франция, год за годом не соблюдающая рекомендации Еврогруппы и в настоящее время находящаяся в т.н. «процедуре избыточного дефицита» (Excessive deficit procedure), вводимой для наиболее несознательных участников еврозоны и призванной наставить их на путь исправления под угрозой санкций.

Ситуация осложняется тем, что Париж принципиально отказывается выполнять требования по сокращению дефицита на 2015-й год. Находящиеся у власти социалисты во главе с Франсуа Олландом выдвигают в качестве приоритета своей политики обеспечение экономического роста путем наращивания государственных расходов и социальных программ – а это неизбежно ведет к повышению долговой нагрузки государства и расходится с нормативами Фискального пакта.

В ходе дискуссий в Европарламенте французские депутаты резко выступили против требований Брюсселя и, в особенности, критики со стороны германского канцлера Ангелы Меркель, которая была воспринята ими как высокомерная попытка читать нотации.

Тем не менее, пока руководство еврозоны не решилось применить к Франции предусмотренные Фискальным пактом меры наказания. Парижу была предоставлена отсрочка в три месяца на исправление выявившихся бюджетных диспропорций. Отчитываться о проделанной работе правительство Франции будет в марте 2015 г. Стоит отметить, что данная отсрочка не предполагается действующими в настоящее время нормами, касающимися ежегодного мониторинга бюджетного процесса в странах объединения.

Франция является одним из лидеров Евросоюза и входит в число крупнейших экономик объединения, от которых в значительной мере зависит благополучие всего блока. Поэтому можно говорить о том, что в ходе противостояния Парижа и центральных органов ЕС, за плечами которых стоит Германия, определяется дальнейшая судьба европейского интеграционного объединения. Уже в начале следующего года станет ясно, извлекли ли страны еврозоны урок из недавнего долгового кризиса, и сможет ли еврозона поддерживать финансовую дисциплину в рядах своих членов.

Стоит отметить, что нынешняя ситуация не означает, что все страны Евросоюза нарушают взятые на себя обязательства и проводят безответственную фискальную политику. Так, у Германии и Люксембурга в 2014 году ожидается даже профицит бюджета в размере 0,2% ВВП. Большинство стран ЕС вписывается в норматив Пакта стабильности и роста – не более 3% бюджетного дефицита, что в основном характерно для государств Северной и Центральной Европы. Некоторыми успехами может похвастаться и Греция, признанная в ходе долгового кризиса «самым нерадивым учеником» Евросоюза. В 2014 году дефицит ее бюджета сократился до 1,6% ВВП по сравнению с 12,2% в предыдущем году.

Вместе с тем, некоторые государства (особенно из Южной Европы) хронически нарушают данный показатель. Так, у Испании в 2014 году дефицит прогнозируется в размере 5,6% ВВП, причем в предыдущие годы он был еще выше. У Хорватии данный показатель составил 5,6% ВВП, а в 2011 году превышал 7% ВВП, что, однако, не помешало данной стране получить полноправное членство в ЕС в 2013 году. У Словении дефицит в 2014 г. составил 4,4%, а в предыдущем году равнялся 14,6%.

Другими хроническими «превышенцами» являются Португалия, Ирландия, Великобритания, Франция, а также Польша. Особенно неприглядно выглядят финансовые показатели Великобритании – 5,4% в 2014, 5,8% в 2013, 8,3% в 2012 гг. Однако, в отличие от стран Южной Европы, к Лондону пока не предъявляется каких-либо значимых претензий по поводу нарушения европейских нормативов. Получается, как в известном литературном произведении: «Все животные равны, но некоторые равнее». Возможно, положение Великобритании облегчает тот факт, что она (вместе с Чехией) отказалась подписать Фискальный пакт, одобренный большинством государств ЕС. Ввиду этого, Лондону, хотя он также связан обязательствами Пакта стабильности и роста, не грозят финансовые санкции – поскольку Брюссель попросту не имеет полномочий наказать его за несоблюдение ПСР (штрафные санкции прописаны только в Фискальном пакте).

Поэтому дальнейшие перспективы Фискального пакта упираются в позицию Франции. В случае, если Евросоюзу удастся принудить Париж к выполнению условий данного соглашения, Пакт докажет свою дееспособность и станет надежно действующим механизмом, а Евросоюз и еврозона получат шанс преодолеть последствия долгового кризиса 2009-2013 годов. В противном случае он превратится в беззубую и недееспособную декларацию о намерениях: европейские страны продолжат нарушать свои обязательства, что с большой долей вероятности приведет к дальнейшему росту государственных долгов (в целом по еврозоне уже достигших 94% ВВП) и увеличению рисков фискальной дестабилизации и возникновения новых кризисных явлений в странах Евросоюза.

Павел Захаров
Источник: riss.ru