Проведение в Афганистане в начале апреля 2014 года президентских выборов станет серьезным испытанием для Кабула и государств, поддерживающих нынешний афганский режим. 80% афганцев считает, что идти на избирательные участки попросту опасно. В день последних парламентских выборов в Афганистане (октябрь 2010 г.) были убиты и ранены десятки людей.
17 января в Кабуле в дипломатическом квартале террорист-смертник устроил взрыв перед входом в ливанский ресторан, после чего с черного хода в заведение ворвались двое боевиков и открыли стрельбу по посетителям. Всего в списке погибших, по последним данным, 21 человек, и большинство из них — иностранцы. Среди погибших — российский дипломат Вадим Назаров, сотрудник миссии ООН по содействию Афганистану. Россия осудила террористический акт и тех, кто за ним стоят, а ответственность за теракт взяло на себя движение «Талибан». Лидеры талибов отказались от приглашения принять участие в выборах президента и обещают их сорвать.
С октября 2004 года пост президента Афганистана на протяжении двух пятилетних сроков занимает Хамид Карзай, избранный на выборах, но в условиях иностранной оккупации. В этот раз, в преддверии вывода международных сил, ситуация с безопасностью проведения всенародного голосования остается критической. Обстановка в стране по-прежнему нестабильна, а афганское руководство сталкивается с огромными трудностями, встречая сопротивление значительной части населения страны. Тем не менее технические приготовления к выборам президента начались даже без уверенности в их безопасном проведении.
Определились 27 человек, вступивших в президентскую гонку. Появление окончательного списка кандидатов сделало более ясной картину политической конкуренции, контуры которой продолжают вырисовываться. После осуществленного Избирательной комиссией процесса проверки был обнародован предварительный список из 11 кандидатов в президенты, которые признаны отвечающими конституционным и юридическим требованиям. Дисквалификации подверглось 16 кандидатов, в том числе единственная женщина, а также несколько лиц с двойным гражданством. К кандидатам на этот раз было предъявлено новое требование о необходимости заручиться поддержкой 100 тысяч избирателей как минимум из 20 провинций Афганистана.
Избирательная комиссия провела работу по обновлению списка зарегистрированных избирателей. На окружном уровне было выдано более 3 миллионов новых избирательских удостоверений, около 30% которых получили женщины. Министерство внутренних дел приступило к найму и обучению 13 000 женщин-досмотрщиц, которые позволят сделать доступ для избирательниц более безопасным. По соображениям безопасности четыре округа (по одному в провинциях Заболь и Газни и два в провинции Гильменд) оказались не охвачены мероприятиями Избирательной комиссии по обновлению списка зарегистрированных избирателей. Нет уверенности в том, что в этих районах голосование состоится вообще, почти четверть Афганистана находится под контролем «Талибана» и других афганских партий и группировок, угрожающих террором против персонала, привлекаемого к проведению выборов, кандидатов и их сторонников.
Неожиданностью последних дней стал призыв лидера Исламской партии Афганистана (ИПА) Гульбеддина Хекматияра к своим сторонникам принять участие в выборах. ИПА не выдвигала своего кандидат «по причине присутствия в стране оккупационных сил», но при этом, заявил Хекматияр, воспользуется правом поддержать кандидатов, близких к партии. Несмотря на такое изменение позиции ИПА, представитель движения «Талибан» Забиулла Муджахед не допускает раскола в их рядах по вопросу об отношении к апрельским выборам. Талибы по-прежнему отказываются от любых контактов с различными кандидатами и администрацией президента Карзая.
Есть и близкий к идеологии Хекматияра кандидат в президенты из числа противников как Карзая, так и талибов. Речь идет о Расуле Сайяфе, пуштуне из провинции Пагман и одном из наиболее авторитетных исламских политиков Афганистана, имеющим многолетний опыт руководства отрядами моджахедов Исламского союза освобождения Афганистана в годы пребывания в стране контингента советских войск. В феврале 1989 он был избран первым премьер-министром переходного правительства моджахедов, затем тесно сотрудничал с Раббани и Хекматияром. Сайяф всегда был противником движения «Талибан», вел с талибами вооруженную борьбу в союзе с Северным альянсом, что лишний раз свидетельствует о зыбкости внутриафганских альянсов.
Несмотря на то, что до регистрации своего участия в выборах Сайяф официально занимал малозначимую должность депутата нижней палаты афганского парламента, статуса одного из самых консервативных и авторитетных имамов страны он не утратил. Это подтверждается согласием полевого командира Исмаил Хана стать при Сайяфе первым вице-президентом. Традиционной вотчиной Исмаил Хана уже десятилетиями являются приграничные с Ираном западные провинции Афганистана с центром в городе Герат. Такой дуэт вполне может составить конкуренцию ставленнику Карзая, тем более что дуэт уже заявил о своей приверженности укреплению связей Афганистана со странами НАТО. Вполне вероятно, что под афгано-американским соглашением о безопасности, которое Карзай отказывается подписывать до выборов нового президента, может появиться подпись Сайяфа. При нём вряд ли можно ожидать серьёзных перемен в политическом строе страны, а талибы смогут рассчитывать на получение лишь сравнительно небольшой доли в управлении государством.
Нельзя полностью исключать вероятность победы на выборах представителя непуштунского этноса Афганистана. В верхней палате парламента Афганистана (Палате старейшин) соотношение пуштун и таджиков почти сравнялось (36 и 33 соответственно), а если учесть представителей всех непуштунских диаспор, то пуштуны оказываются в значительном меньшинстве (36 из 102). Активное участие в политической жизни принимают традиционные союзники таджиков на выборах президента хазарейцы. Так, все депутаты афганского парламента от провинции Газни в настоящее время хазарейцы, а их представительство в Народной палате по результатам последних выборов увеличилось почти на 70%. На парламентских выборах 2010 года на 249 мест в нижнюю палату парламента претендовали около 2500 кандидатов, в результате голосования пуштуны в сравнении с предыдущими парламентскими выборами 2005 года потеряли часть мест и сейчас не имеют большинства в половину голосов.
Серьезную конкуренцию Сайяфу вполне по силам оказать бывший министр иностранных дел Афганистана (2001-2006 гг.) Абдулла Абдулла. Он считается этническим таджиком, на самом деле наполовину пуштун. Отец - пуштун, уроженец Кандагара, мать - таджичка, уроженка Панжшера. На предыдущих президентских выборах Абдулла набрал 30% голосов, после длительных споров прошел во 2-й тур (у Карзая 49,6%), однако снял свою кандидатуру за 7 дней до выборов. Официально было сообщено о том, что Карзай получил абсолютное большинство голосов (более 3 млн.), но, по данным наблюдателей Евросоюза, за него проголосовали не более 1,8 млн. человек. Одни избирательные участки оказались в день выборов закрытыми из-за нападений талибов, другие были блокированы сторонниками Карзая. Международные наблюдатели выразили сомнения в свободном и справедливом характере выборов, а многие афганцы до сих пор считают поражение Абдуллы фальсификацией. Так или иначе прогнозировать победу «преемника» Карзая преждевременно, а вот угроза безопасности при таком варианте развития событий неизбежна.
Афганское правительство и талибы остаются непримиримыми. Основным требованием талибов является полное освобождение Афганистана от иностранной оккупации. Руководство "Талибана" даже не рассматривает правительство Карзая в качестве стороны переговоров и уже объявило о том, что не признает результаты президентских выборов, но будет и дальше с оружием в руках бороться против афганских и международных сил…
Автор: Николай БОБКИН
Источник: www.fondsk.ru