Многие недооценивают внешнюю политику Обамы. Но, может быть, 44-му президенту США все-таки не зря присудили Нобелевскую премию мира?
Политические победы последних недель обеспечили ему место в истории: американский президент Барак Обама войдет в нее как внутриполитический реформатор.
Но может ли лауреат Нобелевской премии мира 2009 года повторить этот успех в сфере внешней политики? Это станет ясно в ближайшие дни и недели. Благодаря политической воле Обамы, Соединенные Штаты после «ледникового периода» протяженностью в 50 лет, наконец, восстанавливают дипломатические отношения с кубинским режимом Кастро. Но еще важнее то, что вскоре может быть подписано ядерное соглашение со злейшим врагом Америки - Ираном.
И тому, и другому успеху противятся как оппозиция из Республиканской партии, так и некоторые демократы. Ведь в ближайшие недели обе крупнейшие партии Америки вступают в предвыборную кампанию 2016 года. В первую очередь, республиканцы, стремящиеся вернуться в Белый дом, выступают и против соглашения с Тегераном, и против нормальных отношений с Кубой. Они считают Обаму не просто внешнеполитическим неудачником, но и человеком, ставящим под угрозу интересы Америки.
Если кто-то из них 20 января 2017 года займет Овальный кабинет, то человечеству предстоят неспокойные времена. Потому что нет никаких сомнений в том, что у президента-республиканца будут гораздо более грубые манеры во внешней политике и политике безопасности. Он будет делать ставку на военную мощь Америки и по возможности постарается отменить некоторые внешнеполитические решения Обамы.
Это может иметь последствия для самых разных регионов мира - от Среднего Востока через Украину и до Азии. Ведь если Америка вновь станет активнее вмешиваться в конфликтные ситуации, это затронет и Европу, и НАТО, и Германию. Это чувствуется уже сейчас - с того момента, как США вновь активизировались в Ираке.
Кроме того, большинство американцев вновь выступают за то, чтобы их страна военными методами боролась против терроризма. Это большинство к тому же считает внешнюю политику и политику безопасности Обамы «недостаточно жесткой». Кстати, этого мнения придерживается даже Хиллари Клинтон, бывший госсекретарь в правительстве Обамы, которая собирается бороться за Белый дом от демократов.
Поэтому возникают большие вопросы относительно того, переживет ли внешнеполитическая доктрина Обамы следующий год. Она опирается на пять принципов. Во-первых, с учетом печального опыта военных кампаний от Вьетнама до Ирака, США должны быть более сдержанными в международных делах. Даже с заклятыми врагами (см. про Иран) нужно пытаться вести диалог и переговоры. Во-вторых, внешнеполитические убеждения и директивы, не принесшие успеха, подлежат отмене (см. про Кубу).
В-третьих, в одиночку и без оглядки на других Америка может хвататься за оружие лишь в случаях, когда возникает угроза для ее принципиальных интересов, в частности, для ее существования. В остальном же (см. про Ливию) прибегать к военной силе можно лишь тогда, когда (и это в-четвертых), на это дает «добро» международное сообщество, в частности, ООН.
И когда (это в-пятых) и другие страны - прежде всего, региональные державы - например, из Лиги арабских государств, подключатся к военной кампании. Результат этой доктрины Обамы заключается еще и в том, что Америка передала Европейскому Союзу, в первую очередь, Германии и канцлеру ведение переговоров по вопросу России и Украины. Правительство одобрило санкционную политику и пока держит оборону относительно требований республиканцев и некоторых демократов начать вооружать украинских солдат.
В ближайшие недели Соединенные Штаты Америки и Куба вновь откроют свои посольства в Вашингтоне и Гаване. Джон Керри (John Kerry) заявил, что в скором времени посетит остров в Карибском бассейне. Это будет первый визит госсекретаря США на кубинскую землю за последние 70 лет. Итак, наконец-то подходит к концу провалившаяся политика бойкота. Но еще важнее переговоры с Тегераном.
В случае принятия соглашения иранские планы по разработке ядерной бомбы будут заморожены на десять лет. Многие считают такое решение недостаточным, ведь Тегеран затем сможет продолжить свой проект и при определенных обстоятельствах в течение года стать обладателем работающей бомбы. А все угрозы и бряцание оружием прошедших десятилетий не удерживали иранский режим от разработки ядерного оружия.
Даже война в Ираке Джорджа Буша не остановила иранцев. По сравнению с этим десятилетняя пауза может рассматриваться как успех. Поскольку она, по крайней мере, создает пространство для новых дискуссий, размышлений и переговоров. Барак Обама зачастую медлит в нерешительности, ему нужно много времени, чтобы достичь какого-либо решения. Хотелось бы видеть более четкую позицию, более ясные слова и более быстрое принятие решений.
Но ввиду того, что может грозить миру при президенте-республиканце, доктрина Обамы - это благодать. Может быть, 44-ый президент США почти шесть лет назад был все-таки по праву удостоен Нобелевской премии мира?
Источник: inosmi.ru