Единое экономическое пространство – мера взаимной ответственности

Кризис мировой экономической политики, нестабильность системы расчетов – это сегодняшняя реальность. Банки и корпорации в погоне за сверхприбылями привели мировую экономику к преддверию коллапса, и это реальность. Интересы миллиардов граждан стран меркнут перед блеском золотого тельца, и это реальность. Выживание ареалов планеты сегодня немыслимо без консолидированного подхода заинтересованных государств, а это необходимость.

Экономическая и общественно-политическая интеграция, единый взвешенный подход правительств и обществ государств-участников к вопросам сохранения экономической и территориальной безопасности, минимизации внешней зависимости в основных вопросах государственного строительства – сегодня это необходимость.

170 миллионов человек, 20 миллионов квадратных километров – Единое экономическое пространство (ЕЭП) России, Казахстана и Белоруссии. Что это? Очередной геополитический процесс или средство коллективного выживания на фоне усиливающейся мировой экономической нестабильности? Неслучайно Армения, Украина, Киргизия и ряд других государств постсоветского пространства проявляют глубокую заинтересованность к процессам евразийской интеграции и деятельности Таможенного союза. Еще более показательный фактор того что ЕЭП идет правильным путем это необузданная истерия некоторых известных политиков стран англо-саксонской коалиции, вызванная интеграционными процессами на Евразийском пространстве. Такие заявления, как: «Мы этого никогда не допустим» гораздо убедительней любой рекламы для ЕЭП.

Одну из важнейших ролей в процессе интеграции играет Таможенный союз (ТС) и постоянно действующий наднациональный регулирующий орган ТС и Единого экономического пространства – Евразийская экономическая комиссия. Деятельность ТС – это, прежде всего, огромная ответственность таможенных органов стран-участников, ведь таможенные сборы составляют серьезную долю в пополнении их бюджета и обеспечению безопасности населения.

В этой связи наступает принцип консолидированной деятельности, который акцентирует меру ответственности участников друг перед другом. К примеру, таможенные органы Казахстана в своей деятельности несут ответственность не только в экономическом плане, но и в плане безопасности стран-партнеров. Контрабанда, незаконный трафик наркотических веществ, оружия, экстремисткой литературы, вот неполный перечень рисков, нивелирование которых лежит на таможенных органах.

Контроль за процессами и обеспечением внешнеэкономической деятельности (ВЭД) является основополагающим признаком деятельности таможенных органов. Однако, деятельность таможни, прямо или косвенно, способна влиять на ряд социально-экономических процессов, не входящих в ее непосредственные обязанности. При разумном подходе таможенные органы могут и должны способствовать развитию целого ряда отраслей народного хозяйства и социально-бытовой сферы регионов. Отраслевые предприятия, участвующие в ВЭД, осуществляют экспортно-импортные, толлинговые и прочие операции. В зависимости от экономических интересов предприятий резидентов ими используются те или иные схемы ВЭД, способные обеспечить стабильный экономический рост. Естественно, это влечет за собой экономическую стабильность предприятий, увеличение объёмов производства, удовлетворение потребительского спроса. Увеличивает налоговые поступления в бюджет, развивает сопутствующую инфраструктуру, в том числе и социально бытовую. Способствует созданию новых рабочих мест, и в целом увеличивает потенциалы процессов государственного строительства. Особенное внимание следует обратить на градообразующие предприятия, предприятия несущие огромную социально-бытовую нагрузку. От их экономического роста или спада напрямую зависит уровень и качество жизни, как работников, так и членов их семей, обеспечение инфраструктуры муниципальных образований, которые формируют свой бюджет.

Восточно-Казахстанская область (ВКО), город Семипалатинск. Градообразующее предприятие Семипалатинский кожевенно-меховой комбинат. С падением роста производства и реализации продукции предприятие неоднократно вставало перед перспективой свертывания профильной деятельности и закрытия. И только жесткая политика правительства и личное вмешательство Президента Казахстана Н.А. Назарбаева позволили сохранить это ведущее, отраслевое предприятие, обеспечить занятость населения и поддержать инфраструктуру города. Однако рыночная экономика диктует свои правила жизни. И в этой связи необходим постоянный поиск новых форм реализации бизнес проектов, ориентированный на рост экономической мощи предприятия, области и республики в целом.

Развитие кожевенного производства в большей степени зависит от стабильной сырьевой базы. К сожалению, мощный животноводческий потенциал ВКО и всего Казахстана пришел в упадок. Сократилось количество государственных и фермерских хозяйств, не на должном уровне кормовая база, стала крайне затруднительной заготовка шкур и шерсти. Как выживать предприятию и городу в условиях прогрессирующего сырьевого дефицита, как формировать бюджет? Эти и подобные вопросы остро встали перед руководством комбината и города.

По инициативе ряда руководителей крупного бизнеса, которым не безразличны проблемы своих соотечественников, которые не хотят мириться с криминализацией бизнеса, в частности в области ВЭД, была создана «Ассоциация уполномоченных экономических операторов Казахстана». Основатели и участники ассоциации ТОО «TNTbrothers», ТОО «Межрегиональная юридическая компания», ТОО» Шебер Транс», ТОО «КРЕПЕЖ KZ LTD», ТОО «Бурган Стандарт», основными направлениями своей деятельности декларируют – честный открытый бизнес, декриминализацию процессов ВЭД, рост экономического потенциала республики и ЕЭП.

В рамках решения поставленных задач Ассоциация реализует инвестиционный проект в области восстановления сырьевых и сельскохозяйственных потенциалов ВКО и ряда других регионов республики. Ассоциация готова уже сегодня начать реализацию схемы внешнеэкономических толлинговых операций с давальческим сырьем на Семипалатинском кожевенно-меховом комбинате. Имея большой опыт работы с зарубежными партнерами, Ассоциация выработала концепцию экономической реабилитации предприятия с последующим выходом на первоначальный уровень производства.

Таможенные органы Казахстана в последнее время претерпели серьезные кадровые изменения. Еще недавно в Казахстане было зарегистрировано до 200 таможенных операторов, что само по себе нонсенс. С приходом к руководству таможенных органов республики профессионалов, владеющих большим профессиональным и оперативным потенциалом ситуация начала изменяться в лучшую сторону. Начата жесткая борьба с коррупцией в таможенных органах, с контрабандистами всех мастей, вне зависимости от статуса их покровителей. Сегодня, наконец, стала декларироваться мера ответственности казахстанских таможенных органов, определяемая совместными, межгосударственными интересами Таможенного союза.

Люди и структуры, которые гипертрофировали работу таможенных органов Казахстана, поставивших свои меркантильные интересы выше интересов народов трех стран, отстранены от участия в ВЭД, многие из них понесли заслуженное наказание. И количество таможенных операторов доведено до разумного числа, теперь их 20. Однако, некоторые из отстраненных, до сих пор, пытаются вернуться и вновь попытаться сделать межнациональное достояние источником личной наживы. Остается надеяться на то, что таможенные и правоохранительные органы республики сумеют пресечь эти попытки.

Возвращаясь к толлинговым схемам с давальческим сырьем. Нет, и не может быть никаких ограничений по этому поводу. И все же, отличное, эффективное, по сути, бизнес решение некоторое время назад было дискредитировано все теми же нечистоплотными участниками ВЭД. Продекларировав вывоз десятков тонн переработанной кожи на предприятия обувной промышленности Китая, на самом деле они не вывезли ни грамма. Расчет прост, осуществить закуп китайской обуви, используя льготы, предоставляемые таможенным законодательством на операции с давальческим сырьем по толлинговой схеме, уйти от уплаты таможенных сборов. Эта операция может классифицироваться как мошенничество в особо крупных размерах и грубое нарушение таможенного законодательства республики.

Возможно именно из-за этого таможенные органы Казахстана негласно определили толлинговые схемы в раздел нежелательных, аргументируя это тем, что при их реализации, за счет таможенных льгот, существенно сокращаются таможенные сборы. Конечно, можно поставить препон толлинговым операциям и даже найти какие-то аргументы против их проведения, но, если просчитать социально-экономический эффект от работы с давальческим сырьем по толлигнговым схемам. Перспективы реанимации производственно-хозяйственной структуры, повышение качества и уровня жизни граждан, создание новых рабочих мест – плюсы явно перевешивают.

Не стоит забывать и о том, что грядущее вступление Киргизии в Таможенный союз откроет новые направления экспортно-импортных операций ЕЭП, количество уполномоченных таможенных операторов на китайском направлении возрастет, возникнет принцип здоровой конкурентной борьбы. И к этому нужно быть готовыми. Но, если к тому времени, стараниями, в том числе таможенных органов, будет созданы эффективные межрегиональные экономические рычаги, на базе сформировавшейся промышленной, сельскохозяйственной и социально-бытовой инфраструктуры, с устойчивыми внешнеэкономическими связями, потери и риски могут быть существенно компенсированы.

Единое экономическое пространство. Интеграция. Процесс, направленный на благо 120 миллионов граждан стран-участников, и те, кому в нынешние сложные времена, доверено этот процесс реализовывать, не вправе делать стратегические ошибки. Только осознавая всю меру взаимной ответственности можно успешно формировать Единое экономическое пространство на Евразийском пространстве.

Автор: Александр Безлюдов
Источник: http://politanalyse.com