Пути повышения эффективности системы вооружения ВС РФ для обеспечения противодействия современным угрозам.
19 декабря 2013 года Российская академия ракетных и артиллерийских наук получила новый устав, утвержденный постановлением правительства России, который ставит академию в ряд организаций, в полном объеме участвующих в разработке и реализации военно-технической политики государства. Таким образом, академия получила новый импульс в своем развитии. За прошедший год академия выполнила ряд крупных научно-исследовательских работ, которые охватывают важнейшие направления военно-технической политики нашего государства. С докладом о некоторых итогах этой работы, а также о путях инновационного развития всей системы российского вооружения выступил на общем собрании академии 18 апреля 2014 года президент Российской академии ракетных и артиллерийских наук Василий Буренок.
Наиболее значимые результаты получены при разработке предложений в проект прогноза развития науки и техники в интересах обеспечения обороны и безопасности на период до 2030 года в части фундаментальных и прикладных исследований в области авиационного вооружения и техники (обоснование путей создания системы воздушной разведки стратегического уровня, определение облика перспективного авиационного комплекса ДА, обоснование путей создания перспективного скоростного вертолета).
Проведенные Российской академией ракетных и артиллерийских наук (РАРАН) совместно с головным НИУ МО работы позволили добиться единого понимания проблемных вопросов и легли в основу соответствующих решений НТС ВПК. Это в значительной степени способствовало принятию важных решений на государственном уровне. Так, например, по ПАК ДА президент РФ принял решение о проведении полномасштабной ОКР. По актуальным вопросам создания системы воздушной разведки подготовлены доклады руководству Минобороны России.
Академия участвует как в разработке концептуальных документов развития ВТО, так и в конкретных НИОКР по данной тематике. Результаты апробированы в реальных условиях учений «Запад-2013» и получили высокую оценку командования.
Одним из важнейших направлений создания перспективного вооружения является развитие интегрированной системы боевой экипировки для военнослужащих основных воинских специальностей СВ, ВДВ, морской пехоты ВМФ и подразделений специального назначения ВС РФ. Наличие в экипировке большого количества взаимозависимых средств и элементов, непосредственно оказывающих влияние на результаты боевых действий, а также жестких ограничений по массе и габаритам обусловливает проведение комплексных научных исследований по обоснованию ее состава, структуры, облика и тактико-технических требований. Необходимо обеспечить сбалансированное сочетание элементов экипировки и на этой основе – повышение эффективности выполнения подразделениями поставленных боевых задач. Академия разработала научно-методический аппарат, который позволяет качественно проводить предварительные испытания элементов и комплекта боевой экипировки военнослужащих в целом, а также ускорить обработку результатов испытаний и принятие решений по выбору образцов, наиболее полно удовлетворяющих требованиям ТТЗ.
В области создания оружия нелетального действия академия взаимодействует с Министерством обороны и другими силовыми ведомствами страны по вопросам внедрения разработок промышленности в конкретные образцы и принятия их на вооружение, организации опытной эксплуатации в ходе боевой подготовки войск.
В сфере международного военного сотрудничества академия активно участвует в мероприятиях, проводимых в Совете министров обороны государств – участников СНГ и в Организации Договора о коллективной безопасности.
Перспективы военного строительства
Одна из основных задач академии – ее участие в формировании и реализации военно-технической политики, в частности определении перспектив развития системы вооружения. За отчетный период силами научных коллективов академии проведен анализ тенденций развития вооружения, военной и специальной техники за рубежом, взглядов военного руководства передовых стран мира на их применение в войнах и военных конфликтах. На этой основе сформированы предложения по уточнению направлений развития отечественной системы вооружения. Эти предложения вошли в отчеты по результатам НИР и использованы при подготовке материалов разрабатываемой в настоящее время новой Государственной программы вооружения на 2016–2020 годы.
Как признают практически все военные аналитики нашей страны, на характер отечественного военного строительства в ближайшей и дальней перспективе решающее влияние будут оказывать неослабевающие попытки Запада наращивать свое влияние в мире и в непосредственной близости от границ России – в Европе, на Ближнем и Среднем Востоке, в Северной Африке, в последнее время и на Украине. Следует учитывать и рост экономической и военной мощи, а с ней – и экспансионистских настроений в Китае. Сохраняется опасность масштабных террористических угроз нашей стране, особенно на Кавказе.
Как показал анализ, проведенный учеными РАРАН, основными угрозами безопасности Российской Федерации в военно-технической сфере в этот период будут следующие:
создание полноценной системы ПРО США и основных элементов ПРО Китая;
принятие до 2025 года на вооружение армии США гиперзвуковых крылатых ракет;
создание странами НАТО технологий высокоскоростного кинетического оружия, лазерных комплексов, высокоточных бортовых систем управления средствами поражения, комбинированных систем наведения оружия, высокоточных бесплатформенных инерциально-навигационных систем, новых взрывчатых веществ и др.;
интенсивное развитие в ведущих зарубежных странах космических технологий, в том числе на основе мини- и наноспутников различного функционального назначения (боевых, разведывательных, радиоэлектронного подавления);
расширение масштабов применения против Российской Федерации сил и средств информационной войны, использование сил и средств киберопераций;
создание и внедрение в ВВСТ технологий шестого технологического уклада. Разработка технических решений на основе нанотехнологий (технологии создания альтернативных источников энергии и др.), биотехнологий (химические и информационные технологии, технологии робототехники, генно-инженерные методы и др.), информационных и когнитивных технологий (технологии «биологической элементной базы», решения слабоформализованных творческих задач) позволит перейти к созданию полностью интеллектуальных образцов ВВСТ, реализовать ранее недостижимые тактико-технические характеристики и концепцию ведения «знаниецентрической» войны;
создание и фактическое замещение традиционных систем вооружений беспилотными летательными аппаратами различного назначения, наземными и морскими робототехническими комплексами, разработанными на основе технологий принципиально новых автономных источников энергообеспечения, искусственного интеллекта и способными самостоятельно решать боевые задачи в любой обстановке.
За всем этим стоит стремление ведущих зарубежных стран, прежде всего США, реализовать концепцию технологической войны, то есть достичь технологического превосходства над любым вероятным противником за счет создания образцов ВВСТ, основанных в том числе на новых физических принципах.
Это требует выработки комплекса мер по существенному повышению эффективности системы вооружения ВС РФ для обеспечения противодействия названным выше угрозам.
Какие же существуют пути повышения эффективности системы вооружения, какими параметрами она должна обладать, чтобы соответствовать современным угрозам и вызовам, обеспечивать ведение боевых действий в соответствии с современными взглядами и требованиями? Если заглядывать в отдаленное будущее, то вопрос можно ставить так: каким путем технического и технологического развития должна идти Россия в целях обеспечения своей безопасности на новом этапе развития цивилизации?
Возможности адекватного ответа
С учетом требований основных нормативных правовых документов в области военного строительства одним из приоритетов Российской Федерации является создание современных Вооруженных Сил, вооружение которых должны составить системы и комплексы ВВСТ, обеспечивающие возможность адекватного ответа технологически превосходящему противнику, а также парирование всего спектра как существующих, так и потенциальных угроз военной безопасности государства.
Это может быть обеспечено за счет сохранения и наращивания стратегического ядерного потенциала, а также развития существующей системы вооружения посредством реализации одной из двух стратегий:
широкомасштабное оснащение войск образцами ВВСТ, производимыми в настоящее время отечественным оборонно-промышленным комплексом. Максимальное использование модернизационного потенциала, создание научно-технического задела в обеспечение мероприятий, запланированных в Государственной программе вооружения;
разработка и поставка в войска образцов ВВСТ нового поколения, основанных на инновационных технических и технологических решениях. Ориентация на заблаговременное создание научно-технического задела по всему спектру критических военных технологий, резкое сокращение типажа образцов ВВСТ, находящихся на вооружении Вооруженных Сил, за счет существенного увеличения их тактико-технических характеристик и расширения спектра решаемых задач.
Первая стратегия характеризуется невысоким риском реализации, возможностью интенсивного перевооружения войск освоенными в производстве образцами. Но при этом в долгосрочной перспективе эффективность формируемой на основе такой стратегии системы вооружения будет интенсивно снижаться по сравнению с армиями передовых зарубежных стран. Соответственно риск реализации второй стратегии более высок, но при этом возможно создание системы вооружения, отвечающей новым технологическим и военным вызовам и угрозам. Рассмотрим суть этих стратегий подробнее.
При реализации традиционной стратегии поступательное развитие существующей системы вооружения видов (родов войск) Вооруженных Сил возможно в основном за счет обновления существующего парка образцами, находящимися к настоящему времени в серийном производстве, и частично за счет создания новых образцов ВВСТ, основанных на традиционных принципах построения и боевого применения.
Основные усилия концентрируются на полномасштабном серийном производстве и поставке в Вооруженные Силы современных образцов ВВСТ, обеспечении к 2020 году доли современных ВВСТ до 70 процентов и поддержании его в дальнейшем не ниже данного уровня. Кроме того, в рамках традиционной стратегии предполагается создание и оснащение войск беспилотными (безэкипажными) системами вооружения, отдельными подсистемами вооружения и единичными образцами нетрадиционных ВВСТ, включая лазерные и СВЧ-комплексы подавления и защиты, гиперзвуковые средства поражения оперативного назначения.
Такая стратегия имеет право на жизнь лишь в течение достаточно короткого исторического периода. Новый технологический уклад, к которому мир будет неизбежно переходить в ближайшие десятилетия, требует концентрации внимания и ресурсов на реализации инновационной стратегии развития системы вооружения.
При этом традиционный вариант развития системы вооружения Вооруженных Сил характеризуется:
недостаточной готовностью к ведению боевых действий в информационных и когнитивных пространствах;
низкой эффективностью при ведении обычной войны с технологически превосходящим противником;
широкой номенклатурой (более трех поколений) образцов ВВСТ, стоящих на вооружении, приводящей к значительному увеличению затрат на эксплуатацию, обслуживание и капитальный ремонт;
невозможностью или нецелесообразностью дальнейшего наращивания боевых возможностей образцов ВВСТ, созданных на известных технологиях, по критерию «эффективность-стоимость».
Проложить дороги инновациям
Общей направленностью инновационной стратегии является акцент на оснащении Вооруженных Сил России высокотехнологичным оружием нового поколения и оружием на новых физических принципах, совершенной системой разведки с единым центром управления, распределенной защищенной автоматизированной системой управления войсками и оружием, обеспечивающих ведение бесконтактных и информационных войн.
Реализация инновационной стратегии развития системы вооружения Вооруженных Сил должна предусматривать:
широкомасштабное переоснащение видов (родов войск) Вооруженных Сил перспективными образцами ВВСТ, основанными на применении технологий искусственного интеллекта и знаниецентрического управления, энергоинформационного воздействия во всех средах (космос, воздух, суша, море, подводное и подземное пространство) и на любой дальности, безэкипажных технических систем доставки поражающего фактора к цели;
увеличение доли (до 20–30 процентов) роботизированных образцов ВВСТ в системах вооружения видов (родов войск) Вооруженных Сил;
разработку и поставку в войска оружия на новых физических принципах, средств, обеспечивающих противоборство в киберпространстве;
значительное сокращение типажа образцов ВВСТ, стоящих на вооружении видов (родов войск) Вооруженных Сил. К 2030 году на вооружении должно находиться не более двух поколений ВВСТ;
наращивание боевых возможностей образцов ВВСТ за счет реализации прорывных научно-технических достижений.
Создание перечисленных образцов ВВСТ, предусмотренных инновационной стратегией, возможно за счет реализации инновационных технических решений и технологических разработок, полученных к настоящему времени отечественными предприятиями ОПК, РАН и высшей школы, в том числе:
прямоточных гиперзвуковых реактивных двигателей и систем управления полетом;
сверхмощных боевых частей;
лазерного оружия различного назначения;
унифицированных базовых робототехнических платформ малого, среднего и большого классов, а также информационно-управляющих систем с сетевой структурой для группового применения робототехнических комплексов;
энергоустановок на основе электрохимических генераторов и аккумуляторов на водородном топливе для беспилотных летательных аппаратов большой продолжительности полета;
высокоскоростных метательных установок с электротермохимическим и электродинамическим способом ускорения поражающих боевых элементов;
сверхмощных генераторов для поражения радиоэлектронных средств противника;
многоспектральных оптических головок самонаведения;
сверхкороткоимпульсных и сверхширокополосных радиолокационных станций с активной фазированной антенной решеткой на основе радиофотонных элементов;
комбинированных систем наведения высокоточного оружия на основе оптико-электронных систем с инфракрасными каналами с матричными фотоприемными устройствами;
зональных быстроразвертываемых активно-пассивных гидроакустических систем освещения подводной обстановки;
инерциальных навигационных систем, в том числе бесплатформенных, на основе лазерных и волоконно-оптических гироскопов, а также микромеханических чувствительных элементов нового поколения (МЭМС-технологий);
средств обеспечения скрытной помехоустойчивой радиосвязи на основе сверхширокополосных приемопередатчиков с антенно-фидерной системой;
средств ведения информационных и кибервойн, средств когнитивного управления войсками и оружием и других.
С учетом потенциальных угроз безопасности Российской Федерации, прогноза развития науки и техники, тенденций развития ВВСТ в ведущих зарубежных странах, необходимости реализации требований нормативных правовых и доктринальных документов в области военного строительства наиболее целесообразной стратегией долгосрочного развития Вооруженных Сил следует считать инновационную. Ее реализация возможна при существенном увеличении доли ассигнований на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. При выделении одинаковых по объему финансовых средств это может негативно сказаться на достижении формальных показателей обновления системы вооружения, заданных руководящими документами к 2015 и 2020 годам. Но попытка обеспечить достижение требуемых значений такого рода показателей в коротком историческом промежутке может катастрофично сказаться в дальнейшем, когда такая система вооружения начнет стремительно морально стареть, интенсивно теряя эффективность по сравнению с системами вооружения передовых стран мира, строящихся на инновационных принципах. Если Россия позиционирует себя как передовая держава, способная играть ведущую мировую роль, инновационному развитию системы вооружения альтернативы нет.
Однако формирование инновационной армии – непростая задача. И не только в плане разработки и организации производства новых образцов ВВСТ. Важно рационально встроить инновационный продукт в систему вооружения. В противном случае мы получим рост номенклатуры вооружения, затрат на эксплуатацию его, обучение личного состава и т. п. И может оказаться, что получаемый от инновационного развития эффект будет поглощен непропорционально высокими затратами.
Для определения рациональных путей инновационного развития системы вооружения необходима консолидация усилий коллективов военных ученых и ученых оборонной промышленности. Безусловно, эту задачу не решить без творческого сотрудничества с Российской академией наук. Продуктивным может стать вовлечение в процесс выработки согласованных предложений Академии военных наук, Российской инженерной академии, Академии геополитических проблем и других. Совместными усилиями мы сможем на основе анализа угроз, оценки достижений в фундаментальных исследованиях определить направления совершенствования вооружения, военной и специальной техники, сформулировать предложения по содержанию тактико-технических требований к новым образцам, подготовить тактико-технические задания на их разработку и определить возможности оборонных предприятий по реализации этих заданий.
РАРАН может сыграть объединяющую, системную роль при определении путей инновационного развития системы вооружения. Глубокие знания членов академии будут здесь весьма востребованными.
Источник: http://www.vpk-news.ru