Греция сможет прожить и без еврозоны

Греция способна пережить экономический кризис, выйдя из еврозоны и вернув национальную валюту. В то же время руководство Евросоюза пытается всеми силами избежать такого сценария для сохранения стабильности в политическом объединении. Такое мнение в эксклюзивном интервью радио Baltkom высказал бельгийский экономист, профессор университета Беркли, один из создателей евро Бернар Лиетар.

Baltkom: Сегодня все говорят о Греции, которая допустила дефолт и даже может покинуть еврозону. Насколько, с вашей точки зрения, велика вероятность того, что это действительно произойдет, и как это может повлиять на Евросоюз в целом?

Лиетар: Что ж, это то же самое, что в самом начале войны вы бы спросили у меня, кто победит и какими будут последствия. Это зависит от того, как будут действовать обе стороны. И этого не знает никто. Есть по крайней мере несколько важных факторов – как пройдет референдум в Греции, как поведет себя Европейский центральный банк, Международный валютный фонд и другие. Может случиться большой бардак, но этого бардака можно и избежать. Как мне кажется, поставить вопрос нужно немного иначе. Останется Греция в еврозоне или нет – это надуманный вопрос. Почему бы Греция не могла остаться в еврозоне и продолжать заниматься торговлей и туризмом, и одновременно использовать драхму, или как бы это не называлось? Почему она должна быть на 100% в или вне еврозоны? Это надуманная дилемма. Давайте посмотрим, как себя ведет, например, Великобритания. Если вы британский бизнесмен, и тесно сотрудничаете с еврозоной, то вы можете хранить свои средства в евро, платить налоги в евро, и при этом быть британской компанией. Никто этого не замечает, но так оно и есть, это работает уже на протяжении 15 лет. Так что я считаю, что это искусственная проблема. Греческое правительство попалось в ловушку, и якобы должно решить, остается оно в еврозоне или нет.

Baltkom: Вас называют "архитектором евро", развивается ли эта валюта так, как вы предполагали в самом начале, и каковы наибольшие риски для евро сегодня?

Лиетар: Я всегда был уверен, и по-прежнему уверен, что мы нуждаемся в евро. В чем я не уверен – так это в денежной политике, которая возникла одновременно с появлением евро. Почему вдруг случилось так, что правительства могут брать в долг только у частного сектора, а не у Центрального банка? Центральный банк делал это на протяжении трехсот лет, а теперь в еврозоне вдруг больше не может. Это не было частью идеи создания евро. Кроме того, у идеи о том, что нам нужна единая валюта, которая будет отличаться от других, закончился срок годности и она уже не так важна. Нет никаких преград для того, чтобы иметь в стране две валюты. Некоторые страны прекрасно это практикуют. А еврозона могла бы быть тем пространством, в котором люди хотят заниматься особой деятельностью. Так что сегодняшний риск заключается в том, что Европейский центральный банк больше не может заниматься спасением стран, хотя это его первичная функция. Те правила, которые мы создавали для денежной игры, больше не актуальны, они опасны. Моя работа заключалась в том, что я конвертировал разные валюты в одну. Но меньше всего сегодня я верю в то, что евро – какая-то эксклюзивная валюта. Это ошибка. К слову, мы уже давно живем в мультивалютной системе. Я приведу всего один пример – бонусные программы авиакомпаний. Это специфическая валюта авиакомпаний для осуществления различных операций. Почти все используют мультивалютную систему – даже супермаркеты.

Baltkom: Мировые СМИ задаются вопросом – насколько вероятно, что с отказом Греции от евро рухнет вся еврозона, что вы думаете об этом?

Лиетар: Это возможно. И это один из вариантов развития событий того, что я назвал бардаком. И конечно, надо сказать, что Германия и Европейский центральный банк так жестко работают с Грецией вовсе не потому, что дело в евро, а в том, что на следующий день после Греции такой же запрос могут сделать Италия, Испания и Португалия. Экономика Греции представляет 2% европейского ВВП, но когда речь заходит о целом ряде других стран – ситуация становится неуправляемой. Вот почему они ведут себя так жестко. Хотя мне кажется, им не стоит быть такими жесткими, а наоборот – добавить гибкости.

1 июля Афины не выплатили очередной транш размером 1,54 миллиарда евро в счет погашения долга перед Международным валютным фондом. Таким образом страна допустила технический дефолт.

В воскресенье, 5 июля, в Греции состоится референдум о необходимости введения мер экономии, на которых настаивают кредиторы (Еврокомиссия, Европейский центральный банк и МВФ). Они предлагают план из восьми пунктов. Среди них – пенсионная реформа, борьба с коррупцией и преобразование налоговой системы.

На текущий момент долг Греции составляет 315 миллиардов евро или 175 процентов ВВП.

Источник: mixnews.lv