В Великобритании, как и во многих странах Западной Европы, наблюдается опережающий рост мусульманского населения. Настал качественно новый период, когда количество иммигрантов-мусульман и их потомков существенно влияет на принимающее общество. Перед лицом нарастающих проблем Великобритания демонстрирует специфический подход к их решению: интеграционная политика государства допускает отступления от либерально-демократических основ общественно-политического устройства.
Мусульмане – самая быстрорастущая и самая молодая часть населения Великобритании, что подтверждает проходящая раз в десятилетие перепись населения. Сравнивая данные предпоследней (2001 г.) и последней (2011 г.) переписей, можно увидеть, что число мусульман за 10 лет выросло с 3 до 4,4% от всего населения, а в возрастной группе до 25 лет доля мусульман составила уже 10% [1].
Дополнительные подсчеты показали: с 2001 по 2009 г. численность мусульман возрастала на территории Соединенного королевства в 10 раз быстрее, чем представителей других религий [2]. В абсолютном выражении число мусульман с 2001 по 2011 г. выросло более чем на 1 млн 200 тыс., из них почти 600 тыс. ‒ родившиеся на территории Британии дети. Около 100 тыс. человек в ходе переписи заявило, что являются конвертитами, принявшими ислам. В целом в стране на 2011 г. проживало примерно 2,78 млн мусульман.
Все это происходит на фоне установленного той же переписью сокращения числа христиан. В 2001 г. таковыми себя считали 72% населения страны, а в 2011 г. – лишь 59%. Более половины христиан на момент переписи 2011 г. были старше 50 лет, четверть – старше 65 лет. Из возрастной группы моложе 25 лет христианами себя называли менее 50%. Количество христиан, по мнению переписчиков, могло быть еще меньше, но на 2% компенсировалось иммиграцией из Польши и Нигерии.
Около половины мусульман Британии – безработные. Безработица среди расовых и этнических меньшинств, к которым относятся почти все мусульмане, обходится бюджету страны в колоссальную сумму – 8,6 млрд фунтов в год [3]. Большая часть мусульман (свыше миллиона) проживает в Лондоне. Они ‒ самая материально неблагополучная категория лондонцев с наиболее высоким процентом безработных в возрасте от 16 до 64 лет. Среди сомалийцев не имеют работы 78% женщин и 56% мужчин; пакистанцев ‒ 70% женщин и 32% мужчин; турок ‒ 68% женщин и 35% мужчин; бангладешцев ‒ 74% женщин и 31% мужчин [4].
Помимо большого числа безработных, велика доля мусульман в тюремных учреждениях: если в населении страны они составляют сегодня около 5%, то в британских тюрьмах их уже 13%, а в лондонских – 27% [5].
Cоциальная уязвимость большинства мусульман (иностранное происхождение, низкая квалификация, безработный статус, многодетность и т.д.) негативно влияет на перспективы их социализации. К тому же установки религии ставят их в условия постоянного морального выбора возможности/невозможности пользоваться в немусульманской стране опциями национальной системы образования, здравоохранения, финансовой и судебной систем. Учитывая все эти обстоятельства, в течение последнего десятилетия британское государство и общество прилагают усилия к интеграции как самих мусульман, так и мусульманских институтов по двум направлениям:
1) рекрутирование мусульман во власть, изменение их периферийного социально-экономического положения, повышение статуса ислама;
2) адаптация финансовой, социальной, правовой, образовательной систем, трудовых отношений, а также учреждений торговли и общепита в государстве к специфическим мусульманским институтам.
Первое направление выразилось в «политике позитивных действий» (2006 г.) [6] и «позитивной дискриминации» (2008 г.), когда парламентарии ввели для меньшинств квоты на государственной службе, особенно в армии, ключевых министерствах (иностранных дел, внутренних дел) и в полиции [7], а также приняли план повысить число представителей расовых и религиозных меньшинств (британские мусульмане относятся и к тем, и к другим) в государственных службах с 6 до 11%.
Наиболее успешно рекрутирование мусульман производится в полиции. Создана профессиональная ассоциация мусульман-полицейских, пропагандирующая среди приверженцев ислама престиж и возможности поступления на службу. На данный момент в Великобритании свыше 2 тыс. мусульман-полицейских, что уже превосходит 11% от общего числа полицейских на территории страны [8].
Менее результативно обстоит дело с привлечением мусульман в вооруженные силы. Как сообщили родственники одного такого погибшего в Афганистане военнослужащего ВС Британии, молодой человек, отправляясь с немусульманами в исламское государство, находился под прессингом общины, проповедников, множества знакомых и незнакомых людей, обвиняющих его в предательстве ислама, и это давление эксперты-мусульмане считают важнейшей причиной провала кампании [9]. Несмотря на создание ассоциации мусульман-военнослужащих, на принятие на армейскую службу имамов, разъясняющих единоверцам, что нет противоречия между религией и гражданским долгом, лишь 600 мусульман служат в рядах ВС страны (0,5% от общего числа военнослужащих) [10]. Дополнительная причина отказа от выгодной по финансовым условиям службы – осуждение мусульманами любой военно-политической активности стран Запада на территории исламского мира. Это свидетельствует о конфликте между гражданской идентичностью и чувством принадлежности к всемирной общине мусульман – умме, бросающей вызов секуляризму, американскому глобализму и культурной вестернизации.
Что касается участия в законодательной власти, то, хотя прогресс заметен (в 1997 г. в парламенте страны был лишь 1 мусульманин, в 2010 г. в нижней палате их уже 8), мусульмане остаются недопредставленными: пропорционально своей доле в населении они должны иметь как минимум 24 депутатских места [11]. По данным на 2014 г., в верхней палате парламента (Палате лордов) было 15 мусульман, а еще пятеро британских мусульман стали депутатами Европарламента [12].
Помимо парламентского представительства, заметные назначения были сделаны в ходе формирования правительства в 2010 г.: впервые в истории двое из мусульман-парламентариев стали министрами от Консервативной партии.
Статистика 2014 г. показывает, что мусульмане все активнее участвуют в местной политике. Так, на выборах местных советов в Англии в мае 2014 г. было зафиксировано 897 кандидатов-мусульман (как партийных, так и независимых). Большинство партийных кандидатов (354) являлись членами Лейбористской партии, на втором месте – кандидаты от Консервативной партии (256) [13]. Что касается результатов, то они разнятся от года к году: в 2014 г. 277 мусульман стали членами местных советов, что составило более 6,5% общего числа мест (несколько превышая долю мусульман в населении); в 2013 г. результат был гораздо скромнее – 1% мест, а в 2012 г. мусульмане получили 20% мест, четырехкратно превысив свою долю в населении страны [14]. В 2014 г. женщины составили около 25% от общего числа новоизбранных мусульман-советников; абсолютное большинство победителей (227 из 277) – члены Лейбористской партии.
В некоторых случаях политики «от меньшинств» не рассматривают ценности своего конфессионального сообщества как единственно возможные для остального населения и голосуют как светские граждане. Так, в 2013 г. 5 из 8 мусульман в Палате общин проголосовали за легализацию гей-браков [15], однако с тех пор семья самого влиятельного из проголосовавших, министра юстиции «теневого кабинета» лейбористов Садик Хана, находится под охраной спецслужб из-за угроз радикалов и фундаменталистов. Имамы многих мечетей клеймят его как предателя и призывают молодежь наказывать таких отступников.
Есть и противоположные примеры, когда политики выражают интересы лишь своего сообщества, что также порой требует от них смелости – например, готовности рискнуть карьерой. Так, баронесса Саида Варси, первая женщина-мусульманка, ставшая в 2010 г. министром (без портфеля) в правительстве консерваторов, назвала царящую в обществе исламофобию главной причиной роста количества мусульман в британских тюрьмах. А в августе 2014 г. она ушла в отставку, заявив о неприемлемости британского политического курса на поддержку Израиля в ближневосточном конфликте. Ее поддержала Шабана Махмуд, депутат парламента от лейбористов, публично призывая сограждан к бойкоту израильских товаров, производимых на оккупированных территориях, несмотря на рекомендации соратников по партии «не расходиться с политической линией партии на поддержку Израиля».
Есть и проблема неоднозначной позиции мусульманских политиков и организаций по отношению к экстремистам и терактам, совершаемым мусульманами, в том числе и на территории Великобритании. Некоторые, публично осуждая акт террора, одновременно предоставляют нетерпимым проповедникам и экстремистским организациям «площадки» для выступлений, включая интернет-ресурсы или СМИ. Один из таких двуликих политиков с 2010 г. уже второй срок находится на посту мэра одного из самых «иммигрантских» района Лондона – Тауэр Хэмлет. Против связанного с экстремистами мэра идет расследование, а он угрожает властям масштабными исламистскими беспорядками [16]. Шесть других мэров-мусульман, находившихся на должностях в разных городах в 2007 – 2014 гг., ни в чем подобном замечены не были.
Конфессиональный ракурс
В Великобритании у религиозных сообществ, в том числе и мусульман, есть статус общественно-полезных союзов, подразумевающий определенные финансовые льготы и выплаты из национального и местных бюджетов. В стране более 1000 имамов, 1650 мечетей и молельных домов. Если они оформляют регистрацию и получают официальный статус, это позволяет им прибегать к господдержке и взимать с верующих налоги на содержание мечети [17]. Погребения по мусульманским правилам давно разрешены, для этого есть и специальные участки на общих кладбищах, и отдельные мусульманские кладбища. Разрешен и ритуальный забой скота согласно религиозным предписаниям. Ношение женского головного платка и закрывающей лицо чадры не встречает препятствий и широко распространено.
Для повышения статуса ислама элита демонстрирует не просто толерантность, но лояльность на самом высоком уровне. Королева Великобритании Елизавета II приказала выделить комнату для молитв служащих-мусульман в Виндзорском замке в период священного для них месяца Рамадан, после чего этому примеру последовали Букингемский дворец и другие государственные учреждения.
Душепопечение мусульман в тюрьмах и больницах осуществляется, как и у христиан, за счет государства. Правительство оплачивает деятельность 130 имамов в тюрьмах (на постоянной основе) и привлечение от 25 до 30 имамов в организации здравоохранения (на основе частичной занятости). Есть имамы и в армии ‒ как государственные служащие с окладом.
Социальная политика Великобритании на протяжении 13 лет правления Лейбористской партии (с 1997 по 2010 г.) заслужила высокую оценку многих политиков-мусульман. Она проводилась с акцентом на адресную помощь мусульманам как представителям особо нуждающейся группы и включала в себя многочисленные пособия, услуги, льготы и налоговые вычеты [18]. Кроме того, лейбористами был запущен ряд экономических целевых программ, две из которых ‒ «Исламская помощь» (Islamic Relief) и «Мусульманская поддержка» (Muslim Aid) – вдобавок основываются на исламских принципах взаимопомощи и благотворительности, что позволяет участвовать в них блюстителям особенных предписаний ислама.
На местном уровне управляющие советы стараются обеспечить мусульманам-иммигрантам наилучшие условия, в том числе предоставляя семьям с детьми социальное жилье класса люкс c дорогостоящей мебелью и бытовой техникой (аренда которого у частных владельцев дорого обходится британскому налогоплательщику) [19]. Примечательно, что в таких роскошных условиях проживали и семьи всех одиозных проповедников нетерпимости, часть которых недавно получили наказание в виде лишения свободы, а часть высланы за границу. Их семьи при этом продолжают пользоваться социальной поддержкой британского государства, которое эти деятели призывали разрушить, реорганизовав его в теократическое средневековое общество. Радикалы деформируют эффект политики адресной социальной помощи мусульманам, интерпретируя ее как форму налога с «неверных», распространенную в мусульманских политиях прошлого. Жизнь на социальные пособия по безработице подобные проповедники расценивают как желательную форму существования, позволяющую посвящать освободившееся время борьбе с противниками веры.
Помимо такой квазирелигиозной трактовки радикалами социальной политики, есть и другие негативные последствия адресной помощи. Во-первых, отцам многодетных бедных семей более выгодным оказывается не работать. Во-вторых, «адресная» политика порождает ксенофобию ‒ тысячи африканцев и азиатов проникают в страну всеми способами именно ради получения сносных условий для жизни, возможных даже в статусе беженцев и нелегальных иммигрантов; при этом многим представителям меньшинств предлагают варианты по возможности лучшего жилья [20], недоступного большинству обычных британцев со скромными доходами. Рядовые британцы вдобавок и оплачивают привилегированные условия для иностранцев. Для безработных или низкооплачиваемых мусульман есть система налоговых льгот и пособий и набор услуг членам их семей (например, бесплатного питания детей в школе, бесплатных лекарств и медобслуживания), в получении которых они также зачастую получают преимущество перед британцами.
Наконец, такая система деформирует психологию мужчины в мусульманской семье. В исламе, как и в других авраамических религиях, иерархичность отношений полов связана именно с четко распределяемыми функциями. Мужчина в этой конструкции – добытчик, труженик, а жена и дети – сфера его ответственности. Предоставление социального жилья, нормальный (по сравнению с африканской или азиатской страной происхождения) уровень жизни на пособия снимает с мужчины львиную долю его обязанностей. Как худший вариант, жены и дети становятся источниками дохода такого экономически неактивного мужчины, который, пользуясь статусом главы семьи, изымает у них всю сумму выплат и может распределять ее по своему усмотрению. Дети видят пример неработающих отцов и матерей и воспринимают такой образ жизни как нормальное состояние.
Существенный ущерб перекосы политики «позитивной дискриминации» принесли остальным группам населения. Так, социально недопустимое поведение выходцев из меньшинств власти страны пытались интерпретировать как культурное своеобразие. Только в 2013‒2014 гг. стали достоянием общественности факты о многолетней (с 2001 по 2013 г.) безнаказанной деятельности в стране расистски настроенных банд педофилов, насильников и сутенеров ‒ представителей иммигрантских меньшинств, жертвами которых стали тысячи белых детей (доказанных жертв только одной банды – 2,5 тысячи) [21]. Это были годы лейбористского правления, принятия множества актов и инициатив в защиту меньшинств [22].
Адаптация государства и общества к мусульманским институтам
В сфере финансов
С учетом существующих в исламе запретов на ряд экономических операций, ограничений по видам капиталовложений и указаний по регулированию договорных отношений, лейбористское правительство 2007 – 2010 гг. пошло на изменение налогового и финансового законодательства для возможности эффективного функционирования исламского банкинга [23]. В настоящее время Исламский банк Великобритании имеет восемь подразделений, в том числе в Бирмингеме, Лондоне и Манчестере. Как минимум 5 банков на территории Соединенного королевства предлагают исключительно соответствующие шариату услуги, и еще 17 банков и финансовых групп («Barclays», «RBS», «Lloyds Banking Group» и др.) открыли специальные филиалы и структуры для обслуживания клиентов-мусульман. За последние годы капитал исламских банковских учреждений страны составил 12 млрд фунтов, превысив показатели аналогичного сектора таких мусульманских стран, как Турция, Египет и Пакистан. Бурное развитие этого сегмента привело к тому, что 55 учебных заведений Великобритании (больше, чем в любой стране мира) готовят специалистов по исламскому банкингу [24].
В страховании и ипотечном кредитовании активно развивается рынок продуктов, приспособленных под ограничения ислама на кредиты с процентами. По специальной схеме мусульманам обеспечена возможность кредитов для получения высшего образования.
В семейной политике
Уже десятилетие дискутируются и применяются разные формы социальной поддержки полигамной семьи, для чего пришлось изменить принципы британского семейного законодательства [25]. Несмотря на то, что двоеженство в Великобритании считается преступлением, полигамные браки могут формально признаваться государством, если их заключили в странах, где они предусмотрены законом. Мужчины, у которых несколько жен, таким образом, официально могут получать дополнительные социальные пособия. В указаниях по социальным выплатам, опубликованных Министерством труда и пенсионного обеспечения [26], говорилось: «В случае законного полигамного брака заявитель с одним из супругов может получать выплату из расчета на семейную пару... Сумма, выплачиваемая на каждого дополнительного супруга, в настоящий момент составит 32 фунта 65 пенсов» [27]. Кроме того, состоящий в полигамном браке мужчина (до пересмотра закона в 2012 г.) получал дополнительные выплаты на жилье и льготы по муниципальному налогу, поскольку подобной семье необходима большая жилплощадь.
Партия консерваторов осудила принятые лейбористским кабинетом в 2006 г. решения по вопросу полигамии. В 2012 г. правительство прекратило выплату мужчинам на поддержку таких семей, поскольку эти меры не защищали женщин с детьми [29]. С 2013 г. вторые и последующие жены получают индивидуальные пособия как матери-одиночки, что означает отказ от официальной поддержки полигамии и одновременно повышает степень их защиты от произвола мужей. Критики нововведения отмечают, что такой порядок дает преимущество замужним мусульманкам перед остальными женщинами, состоящими в обычном моногамном браке, и также не является оптимальным и справедливым для всех решением вопроса [30].
Отметим, что в исламе мужчина имеет право заводить вторую и последующих жен, если он в состоянии обеспечить их самих и детей от них. Таким образом, немусульманское социальное государство с развитой системой обеспечения побуждает даже безответственного, бедного и безработного, в нарушение правил ислама, брать больше жен и заводить больше детей, полагаясь на общество и государство.
В трудовых отношениях
Еще одна сфера внимания государства – как обеспечить мусульманам трудоустройство без отказа от религиозных символов и одежды, а также режим работы, не противоречащий религиозным нуждам. С 2003 г. все государственные служащие могут носить платок при исполнении своих обязанностей. С 2009 г. головной платок в комплект униформы включили пожарные и полицейские. Кроме того, полицейские обязаны, независимо от религиозной принадлежности, иметь специальную одежду для посещения мечетей по служебной надобности (женщина-полицейский должна надеть головной платок). На сайте правительства появились указания, какие признаки или действия работодателя могут трактоваться как дискриминация мусульман и размещены инструкции, как поступать в этих случаях [32].
В системе общественного питания и торговли
Расследование британских СМИ, опубликованное в мае 2014 года [33], показало, что в торговле и общепите произошла масштабная переориентация на интересы мусульман, затрагивающая права остальных категорий населения. Например, в госпиталях, тюрьмах и школах страны многие столовые несколько лет назад, не уведомляя родителей, больных или заключенных ‒ немусульман, полностью были переведены на мясо «халяль», отвечающее религиозным предписаниям ислама (это полный запрет на свинину, а также умерщвление дозволенных в пищу животных и птиц вручную, с молитвой и без предварительного оглушения; впрочем, некоторыми мусульманскими богословами было учтено мнение защитников животных, и часть предприятий, ориентируясь на их мнение, теперь использует оглушение). Помимо нарушения прав потребителей на свободу информации, в этой практике присутствует элемент дискриминации представителей всех мировоззрений, кроме ислама.
В правовой и судебной сфере
В связи с институционализацией ислама в немусульманском государстве наиболее дискуссионными были и остаются проблемы интеграции исламской компоненты в систему правосудия. Речь идет о двух явлениях – мусульманском праве и религиозных судах шариата. (Специалист по проблемам мусульманского права Леонид Сюкияйнен отмечает, что распространенное отождествление шариата и мусульманского права не совсем корректно: шариат (в переводе с арабского «путь») ‒ это совокупность догматических и культовых вопросов, этических характеристик внутреннего мира мусульманина, правил поведения мусульман в их отношениях между собой, с властью, с иноверцами; он значительно шире, чем мусульманское право, к которому «относятся лишь те принципы и нормы, которые были разработаны или истолкованы доктриной и отвечают требованиям права» [34]). Перед Великобританией, как и перед каждым европейским государством с растущей мусульманской компонентой, возникли две проблемы: а) допустимость, б) механизм и последствия интеграции мусульманского права в государственную правовую систему.
Поскольку Великобритания уже решила первую проблему положительно и позволила мусульманскому сообществу реализовать его план по второй, рассмотрим некоторые итоги.
Любая национально-правовая система основывается на трех составляющих:
‒ преобладающая правовая идеология (совокупность правовых взглядов, идей и представлений, свойственных данному обществу);
‒ национальное право (юридические нормы, принципы и институты);
‒ юридическая практика (совокупность правовых учреждений).
Уже первый, идеологический компонент становится камнем преткновения. В отличие от европейского либертарно-юридического правопонимания, шариатская система социально-нормативного регулирования основана на том, что равенство, свобода и справедливость – свойства именно религии, а не права. Шариат, будучи религиозно-этической системой, исходит из предписаний, интерпретирующих отношения не только между единоверцами, но и с иноверцами ‒ на односторонней основе положений своей религии. Это порождает появление на улицах европейских городов «шариатских патрулей», которые полагают своим законным правом предписывать прохожим нормы поведения и внешнего вида, наказывая за «несоответствие» и мусульман, и немусульман. Серьезно отличается в западных правовых идеологиях и в исламской интерпретации и основополагающая для светского государства доктрина прав человека.
Второй компонент системы – национальное право – теоретически совместим с мусульманским правом. Леонид Сюкияйнен указывал на прецеденты, когда в ходе реформ XIX в. в странах исламского мира в государственные правовые системы включались нормативные источники европейского происхождения, так что «практика современного мусульманского права в ряде стран Востока подтверждает, что возможно успешное развитие правовой системы, построенной на сочетании и взаимодействии элементов, восходящих к различным правовым культурам – исламской и европейской (как континентальной, так и англосаксонской)» [35].
Однако даже в таком «идеальном» случае правовая интеграция несет существенные риски. Нормативные системы, существующие в обществе, могут носить комплементарный или конкурирующий характер, но, «чтобы общество не погрузилось в состояние хаоса, одна из них является ведущей, той, которая обеспечивает социальную солидарность, т.е. осуществляет интегративную функцию» [36].
Британская ситуация развивается по схеме конкурирующих нормативных систем – судов шариата в стране более 85 [37], но государство не обеспечило интегративную функцию национальной системы и четкость комплементарного статуса мусульманского права. Изначально отсутствуют прозрачность системы судов шариата и подконтрольность их органам юстиции и обществу. В юридической плоскости можно было ограничиться интеграцией именно элементов мусульманского права, а не всего шариата. Суды шариата в результате не ограничены регламентом. Нигде в этих судах – ни в помещениях, ни на документах ‒ не указано, что светская правовая нормативная система сохраняется в качестве ведущей, что оставляло бы возможность отказаться от религиозного суда или оспорить его решения в гражданской инстанции. Получается, что государство, подписавшее международные конвенции о правах человека, фактически отходит от безусловного примата этой доктрины для всех категорий населения. К тому же мусульманское право исходит из неравенства между женщиной и мужчиной. Вот пример стандартной для шариатских судов Великобритании ситуации: женщина обвиняет своего мужа в избиении, насилии, краже домашнего имущества (если он наркоман или игрок), требует развода и наказания для него – а суд шариата «приговаривает» ее терпеть, не разводиться (или выплатить такому мужу компенсацию за развод) [38].
Исследование правозащитников и ученых-юристов Дэниса МакЭйна и Дэвида Грина под эгидой лондонского гражданского фонда «Цивитас», опубликованное в книге «Шариат или один закон для всех» [39], показывает, как различны позиции светского законодательства и религиозных судов в отношении прав женщин и несовершеннолетних детей. Ребенок старше 7 лет при разводе религиозным судом передается в распоряжение отца или родственников отца, даже если этот отец с точки зрения светского законодательства социально опасен. Религиозный суд не обязывает родственников отца или его самого соблюдать права матери на встречи с ребенком; не накладывает такой суд и обязательств на органы опеки проверять условия жизни и состояние ребенка после решения его дальнейшей судьбы в контексте развода.
Еще одна область повышенного риска для женщин и несовершеннолетних связана с восприятием некоторых адатов (местных обычаев) как части религиозной традиции. Браки по принуждению противоречат вероучению ислама, но практикуются среди британских мусульман (соответствующая статистика опубликована на сайте специально созданного департамента британского правительства по борьбе с принуждением к браку [40]). В 2014 г. был издан закон, относящий принуждение к браку к уголовным преступлениям с наказанием до 7 лет лишения свободы (противодействие государственным органам по защите жертвы от принудительного брака наказывается сроком до 5 лет). Но есть религиозно-правовые последствия таких браков, которые государство исправить не может. Легализуя суды шариата, британские политики не потребовали от мечетей и шариатских судов обязательной гражданской регистрации всех заключаемых в них браков. Поэтому жертва не может аннулировать уже заключенный по правилам ислама брак, действительный с точки зрения судей и родственников ‒ притом что в государственной правовой системе такого брака не существует.
Гендерную дискриминацию насаждают не столько религиозные суды, сколько квазирелигиозная идеология, о необходимости бороться с которой на уровне общества и государства заявил имам Исламской конгрегации Оксфорда Тадж Харжи. Во многих мечетях страны, по словам имама, проповедуют второсортность женщины как существа, призванного лишь подчиняться мужчине при любых условиях и доставлять ему удовольствие. Немусульманская женщина в контексте такой идеологии ‒ третьесортное существо (отсюда сексуальные преступления с расовой и религиозной подоплекой) [41].
Несмотря на неоднозначные оценки деятельности шариатских судов, религиозная правовая идеология начинает доминировать и в системе светской юриспруденции. Так, весной 2014 г. Юридическое общество Англии и Уэльса (главное профессиональное объединение юристов страны, консультирующее правительство и парламент по вопросам законодательства) включило в свои регламенты указания о составлении завещаний по правилам ислама. Это нарушает законы светского законодательства о наследстве, основанные на принципе свободы вероисповедания, гендерном равенстве и защите прав детей [42]. В частности, завещания по шариату лишают права на наследство: супругов, если они на момент смерти находятся в разводе; незаконнорожденных детей – включая и детей от браков, заключенных не по исламским канонам (например, зарегистрированных в мэрии); усыновленных детей; всех наследников, сменивших вероисповедание или, с точки зрения завещателя, неверующих. Предусмотрено получение наследниками мужского пола большей доли, чем наследницами. Если ранее недовольные наследники могли бы оспорить завещание, составленное по канонам шариата, в гражданском суде, теперь они этого права лишены. Универсальная доктрина гендерного равноправия и защиты прав ребенка уступила место конфессиональной.
Если адаптация государства к институтам ислама в финансовой, социальной, трудовой сферах может способствовать политической лояльности мусульман, то адаптация в правовой сфере рождает нормативный плюрализм. В обществе возникают две идеологии регулирования семейных и межличностных отношений – конфессиональная этика и доктрина прав человека. На практике это ведет к потере людьми единых представлений о допустимом и недопустимом, осуждаемом и похвальном, наказуемом и нет. Возрастают и риски непонимания носителями радикального или фундаменталистского мировоззрения неприменимости своих практик к остальному обществу.
Образование
В 2000-х годах мусульмане уже составляли 70‒90% учеников в школах некоторых городов страны. Им удалось во многих школах на местном уровне узаконить соблюдение детьми ряда установлений религии (пятничная молитва, предоставление в столовых питания «халяль», дополнительные выходные на мусульманские праздники). В 2004 г. министр образования Великобритании объявил о выпуске новых методических рекомендаций по изучению нехристианских вероучений (ислама, иудаизма, буддизма, индуизма и сикхизма). Политика мультикультурализма в период правления лейбористов позволила сообществам активно насаждать свой подход к образованию на местном уровне, в том числе и «исправляя» светский характер государственных бесплатных школ (собственно мусульманских школ в стране более 110, но обучение в большинстве из них платное).
Трансформации образовательных учреждений под влиянием исламского фактора стали предметом расследования. Поводом послужила информация в СМИ о существовании тайной программы исламизации государственных школ, примером воплощения которой назван был г. Бирмингем. В 2014 г. Управление по стандартам в образовании, обслуживании детей и обучении навыкам, изучавшее ситуацию в школах г. Бирмингема с преобладанием учащихся-мусульман, опубликовало доклад, доступный на сайте Европейского института противодействия экстремизму [43]. Согласно мнению опрошенных завучей, заговор, объединяющий активистов школьных советов, действительно существует, и целью его является полный контроль над кадровой политикой и содержанием обучения, чтобы препятствовать социализации и подготовке детей для жизни в светской Великобритании. Возможно, в заговоре участвовали и некоторые члены городского совета Бирмингема, которые, по свидетельствам педагогов, долгое время игнорировали их жалобы на действия школьных советов. Это привело в ряде школ к сомнительным с точки зрения светского образования феноменам: раздельному обучению в классах детей ‒ мусульман и немусульман; раздельному обучению мальчиков и девочек; отмене уроков музыки, танцев, рисования как безнравственных; сокращению или отказу от курсов английской истории и литературы; финансированию школьными советами паломнических поездок детей-мусульман в Саудовскую Аравию (детям других вероисповеданий поездки не предлагались); вместо звонков на перемену из громкоговорителей раздавались призывы к молитве; под руководством педагога одной из школ хором распевались антихристианские слоганы; где-то детей всех вероисповеданий принуждали посещать уроки арабского языка, где-то заучивали на уроках религии Коран наизусть без изучения арабского. В 75% проинспектированных школ отмечены неспособность подготовить учеников к жизни в мультикультурном британском обществе, религиозный фундаментализм, отказ от участия в правительственных программах пропаганды британских ценностей, неспособность к предотвращению религиозного экстремизма. В отношении оставшихся 25% существуют подозрения в пропаганде экстремизма.
Расследование было поддержано премьер-министром Д. Кэмероном и вызвало протесты Мусульманского совета Великобритании, который вместе со школьными советами Бирмингема обвинил правительство и инспекцию в предвзятости и исламофобии.
Свое расследование одновременно проводила и группа экспертов во главе с бывшим Уполномоченным лондонской полиции по борьбе с терроризмом. Ее выводы оказались весьма жесткими: в городе осуществляется целенаправленная, скоординированная и постоянная деятельность по введению агрессивного и нетерпимого исламистского этоса в светских школах. (Вместе с тем поддержки террористической активности или террористической идеологии в этих школах эксперты не обнаружили.)
* * *
В вопросе интеграции мусульман для британского общества критически важно не допускать перерастания фундаментализма в нетерпимость ко всем инакомыслящим. Со стороны государства на политической арене, духовных и светских площадках нужна твердая позиция неприемлемости и наказуемости гендерной дискриминации, религиозной и расовой нетерпимости. Социальная политика во благо женщин и детей не должна приводить к консервации трудоспособных мужчин в экономически неактивном состоянии. Тех, кто выносит на демонстрации джихадистские слоганы, поддерживает терроризм и пропагандирует нетерпимость, тем более нецелесообразно поощрять материальными благами.
В связи с идеологическим значением ближневосточных конфликтов (особенно израильско-палестинского противостояния) для большинства мусульман страны, британская внешнеполитическая традиция нуждается в пересмотре. Иначе «светским» мусульманам ‒ агентам интеграции, готовым непредвзято отнестись к основам европейской цивилизации и признающим необходимость аккультурации, сложно будет отказаться от восприятия взаимоотношений ислама и Запада в категориях борьбы, противостояния и реванша.
В результате появления исламской компоненты в общеобразовательном процессе можно надеяться на преодоление британцами предрассудков, вызванных исламофобией. Однако параллельно происходит отход государственных школ с преобладанием детей-мусульман от светского регламента и светских критериев эффективности обучения. Выбор за детей в традиционных семьях делают родители, не одобряющие ценностей того большинства, в которое государство заинтересовано интегрировать если не их самих, то хотя бы их потомков. Доверием родителей и учеников могут злоупотреблять и экстремисты, а любая критика индоктринации и сегрегации детей в светских школах теперь может быть интерпретирована как проявление исламофобии, хотя отказ от изучения истории и литературы страны в государственной школе с трудом можно объяснить чем-либо, кроме политической идеологии под маской религии.
Политика интеграции, проводимая Великобританией, допускает отступления от либерально-демократических основ общественно-политического устройства. Это означает растущий потенциал недовольства остальных групп населения, не получивших прав на привилегии. Усугубляются последствия нормативного плюрализма: гендерная сегрегация и дискриминация; шариатское судопроизводство, осуществляемое за закрытыми дверями 85 судов; интеграция религиозных правовых норм о наследовании в светское законодательство.
Сильными сторонами проводимой стратегии являются признание высокого статуса ислама в британском государстве, включение большого числа мусульман в общенациональный процесс коллективного принятия решений на всех уровнях, открытость элиты и доступность социальных лифтов.
Амбивалентный характер имеет проявленная готовность государства и общества быстро адаптироваться к требованиям мусульман. В десятилетний срок состоялась легитимация новых для страны, но не затрагивающих права человека практик и институтов (отсутствие барьеров для женщин в любой одежде, обеспечение всех торговых и ресторанных сетей специальным питанием, допущение полигамии как культурной нормы, исламские банкинг, страхование, кредитование и налогообложение). Здесь все зависит от интерпретации: большинство мусульман расценивает это как достаточный комплекс позитивных действий по интеграции, а радикальные проповедники ‒ как начальный этап воплощения своих тоталитарных воззрений на будущее немусульманских стран. Пассивность государства способствует новой форме дискриминации внутри мусульманского сообщества в отношении тех, кто не согласен с определенной трактовкой установлений религии (например, мужчин, вступающих в ряды британских ВС; студенток, не желающих сидеть отдельно от студентов в аудитории; женщин, появляющихся на публике без платков).
Примечания:
[1] Changes in the Older Resident Care Home Population between 2001 and 2011 /Office for national statistics. - http://www.ons.gov.uk/ons/guide-method/census/2011/index.html
[2] Muslim population 'rising 10 times faster than rest of society / The Times. - January 30, 2009. - http://www.timesonline.co.uk/tol/news/uk/article5621482.ece
[3] The Equalities Commission report "How Fair is Britain? -http://www.equalityhumanrights.com/sites/default/files/documents/triennial_review/how_fair_is_britain_ch11.pdf; Britain's coping classes at breaking point. – 14 September, 2011. - http://www.webcitation.org/query?url=http://www.telegraph.co.uk/news/uknews/8054403/Britains-coping-classes-at-breaking-point.html&date=2011-09-14
[4] Worklessness by gender and country of birth / Londonspovertyprofile.org. – October, 2013. - http://www.londonspovertyprofile.org.uk/indicators/topics/work-and-worklessness/worklessness-by-gender-and-country-of-birth/
[5] Kern S. Britain: Muslim Prison Population Up 200% / Gatestoneinstitute. - August 2, 2013. - http://www.gatestoneinstitute.org/3913/uk-muslim-prison-population
[6] Home Office Action Plan «Borders, Immigration and Identity» [Electronic resource] /Home Office Action Plan «Borders, Immigration and Identity». - December 2006. - Mode of access: http://www.ind.homeoffice.gov.uk
[7] Энтони Б. Британский опыт (доклад на круглом столе «Мусульмане в ЕС и России») // «Вестник Европы». – М., 2008. – № 1. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/vestnik/2008/22/mu7.html (Дата обращения: 26.2.2009).
[8] Данные с Интернет-портала этой организации. - The National Association of Muslim Police. - https://www.nampuk.org/.
[9] British Muslim soldiers / Militarymigrants.org. – 25 March, 2013. -Mode of access: http://militarymigrants.org/2013/03/british-muslim-soldiers/
[10] Там же.
[11] Hasan M. Rejoice! The number of Muslim MPs has doubled. – 7 May, 2010. -http://www.newstatesman.com/blogs/mehdi-hasan/2010/05/muslim-majority-labour-england
[12] List of British Muslims. - http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_British_Muslims#Mayors; UK Muslim Peer Quits Labour Party / Presstv.com.– 14 sept, 2014. - http://presstv.com/detail/2013/05/16/303893/uk-muslim-peer-quits-labour-party/
[13] Buaras E. Exclusive: 900 Muslim candidates stand in local elections. – 30 May, 2014. -http://www.muslimnews.co.uk/newspaper/home-news/exclusive-900-muslim-candidates-stand-local-elections/
[14] Buaras E. 277 Muslim councillors elected / Muslimnews. – 27 June. 2014. -http://www.muslimnews.co.uk/newspaper/home-news/277-muslim-councillors-elected/
[15] Death threats to UK's top Muslim MP who voted for gay marriage / Dailymail. - 16 February 2013. - http://www.dailymail.co.uk/news/article-2279703/Death-threats-UKs-Muslim-MP-voted-gay-marriage.html
[16] Habib M. UK: "The Islamic Republic of Tower Hamlets". – 20 May 2014. - http://www.gatestoneinstitute.org/4320/tower-hamlets-lutfur-rahman
[17] UK Mosques. – 2014. -http://mosques.muslimsinbritain.org/
[18] Labour thinktank names immigrants drain taxpayer. - http://www.dailymail.co.uk/news/article-484927/Labour-thinktank-names-immigrants-drain-taxpayer.html;
[19] Hale B. Pictured: Inside the luxury £1.2m council house... complete with 50-inch plasma TV / Dailymail. – 13 October, 2008. - http://www.dailymail.co.uk/news/article-1076885/Pictured-Inside-luxury-1-2m-council-house--complete-50-inch-plasma-TV.html#ixzz3DMsWy7c6
Follow us: @MailOnline on Twitter | DailyMail on Facebookhttp://www.dailymail.co.uk/news/article-1076885/Pictured-Inside-luxury-1-2m-council-house--complete-50-inch-plasma-TV.html
[20] Avoid Calais if you can, lorry drivers are told after confrontations with knife-wielding immigrants who are trying to get to Britain / Dailymail. - 31 August 2014 . -http://www.dailymail.co.uk/news/article-2739392/Avoid-Calais-lorry-drivers-told-confrontations-knife-wielding-immigrants-trying-to-Britain.html
[21] Kern S. Britain: "Rape Jihad" Against Children.- July 11, 2013. - http://www.gatestoneinstitute.org/3846/britain-child-grooming
[22] Labour accused of turning blind eye to abuse: Three senior figures say 'politically correct brigade' ignored warnings for fear of inflaming community tensions / Dailymail. - 1 September 2014. - http://www.dailymail.co.uk/news/article-2739367/Labour-accused-turning-blind-eye-abuse-Three-senior-figures-say-politically-correct-brigade-ignored-warnings-fear-inflaming-community-tensions.html#ixzz3DMqMD4jL
Follow us: @MailOnline on Twitter | DailyMail on Facebook http://www.dailymail.co.uk/news/article-2739367/Labour-accused-turning-blind-eye-abuse-Three-senior-figures-say-politically-correct-brigade-ignored-warnings-fear-inflaming-community-tensions.html
[23] Issues and Relevance of Islamic finance in Britain [Electronic resource] / Institute of Islamic banking and insurance. – Mode of access: http://www.islamic-banking.com/iarticle_3.aspx.; Britain to continue Islamic finance initiative // Arab News.com. – 2010. – 3 May. – Mode of access: http://arabnews.com/economy/islamicfinance/article49487.ece (Дата обращения: 15.1.2011).
[24] Britain's Islamic finance sector bigger than Pakistan's, report claims[Electronic resource] // The Times. – 2009. – 9 February. – Mode of access: http://www.telegraph.co.uk/finance/newsbysector/banksandfinance/4569263/Britains-Islamic-finance-sector-bigger-than-Pakistans-report-claims.html (Дата обращения: 15.1.2011).
[25] Slack J. Muslim husbands with more than one wife to get extra benefits as ministers recognise polygamy. - Mode of access: http://www.dailymail.co.uk/news/article-512043/Muslim-husbands-wife-extra-benefits-ministers-recognise-polygamy.html#ixzz12FXfcTu9 04 February 2008
[26] Benefit entitlement for people in polygamous marriages Submission to DWP Secretary of State – 9 November 2006. – Mode of access: http://www.dwp.gov.uk/docs/submission-to-sos-091106.pdf (Дата обращения: 15.09.2009).
[27] 1,000 men living legally with multiple wives despite fears over exploitation – May 28, 2007. – Mode of access: http://women.timesonline.co.uk/tol/life_and_style/women/families/article1848488.ece (Дата обращения: 26.11.2008).
[28] Polygamous marriages and the benefit system Submission to DWP Minister. – UK Government Department for work and pensions (Web-site). – 13 December, 2006. - http://www.dwp.gov.uk/docs/submission-to-dwp-minister-131206.pdf; Polygamous marriages and the benefit system. Submission to DWP Minister - 13 December 2007 [Electronic resource] / Department for work and pensions. - Mode of access: http://www.dwp.gov.uk/docs/submission-to-dwp-minister-131107.pdf; Submission to DWP Minister – 13 December 2007; Changes to the treatment of polygamous marriages in the benefit system; Submission to DWP Minister and DWP gecretary of State - 19 January 2007 – http://www.dwp.gov.uk/docs/submission-to-dwp-minister-131107.pdf
[29] Hennesy P. Ministers ban extra benefits for multiple wives / Telegraph. - 21 Jan 2012. - http://www.telegraph.co.uk/news/politics/9029807/Ministers-ban-extra-benefits-for-multiple-wives.html
[30] Kern S. Britain: Muslim Polygamists to Get More Welfare Benefits / Gatestoneinstitute. -August 1, 2012. - http://www.gatestoneinstitute.org/3234/muslim-polygamists-welfare-benefits
[31] Employment equality (religion or belief) regulations, 2003 // Legislation. – Mode of access:http://www.legislation.gov.uk/uksi/2003/1660/contents/made (Дата обращения: 6.11.2008
[32] Religion or belief discrimination[Electronic resource] / Directgovernment. – 2008. - Mode of access: http://www.direct.gov.uk/en/Employment/ResolvingWorkplaceDisputes/DiscriminationAtWork/DG_10026449
[33] Big brand shops and restaurants face being forced to label halal food as row grows over ritually slaughtered meat on sale in UK. - http://www.dailymail.co.uk/news/article-2622830/Millions-eating-halal-food-without-knowing-How-big-brand-shops-restaurants-sell-ritually-slaughtered-meat-dont-label-it.html#ixzz3CiLUEipg
[34] Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. – М.: ИГП РАН, 1997. – 57 с.
[35] Там же.
[36] Козлихин И.Ю. Позитивизм и естественное право // Государство и право. – М., 2000. – № 3. – С. 5-11.
[37] MacEoin Denis, Green David G. Sharia Law or One Law For Al l. - Civitas: Institute for the Study of Civil Society. –L.,2009. - www.civitas.org.uk/pdf/ShariaLawOrOneLawForAll.pdf; Secrets of Britain's Sharia Councils / BBC.co. – 26 April, 2013. - http://www.bbc.co.uk/programmes/b01rxfjt
[38] Secrets of Britain's Sharia Councils / BBC.co. – 26 April, 2013. - http://www.bbc.co.uk/programmes/b01rxfjt; Kern S. Britain's Sharia Courts: "You Cannot Go Against What Islam Says"/ Gatestoneinstitute. - April 23, 2013. -http://www.gatestoneinstitute.org/3682/uk-sharia-courts
[39] MacEoin Denis, Green David G. Sharia Law or One Law For Al l. - Civitas: Institute for the Study of Civil Society. –L.,2009. - www.civitas.org.uk/pdf/ShariaLawOrOneLawForAll.pdf
[40] Интернет-страница специально созданного Департамента британского правительства по борьбе с принуждением к браку. - https://www.gov.uk/ forced-marriage
[41] Hargey T. The Oxford sex ring and the preachers who teach young Muslim men that white girls are cheap / Daylimail. – 15 May, 2013. - http://www.dailymail.co.uk/debate/article-2325185/The-Oxford-sex-ring-preachers-teach-young-Muslim-men-white-girls-cheap.html#ixzz3DMz0l8DQ
[42] Bingham J. Islamic law is adopted by British legal chiefs // Telegraph.co. – 22 March, 2014. -http://www.telegraph.co.uk/news/religion/10716844/Islamic-law-is-adopted-by-British-legal-chiefs.html
[43] Chládková L. Alleged Islamisation of schools in Britain, 2014 / www.facingextremism.eu. - August 17, 2014. - http://www.facingextremism.eu/alleged-islamisation-schools-britain/
Автор: Пинюгина Елена Викторовна
Источник: topwar.ru