Как США, ЕС и Турция «играют» Грузией

В сегодняшней Грузии деятельность США, ЕС и Турции направлена на усиление внешнего контроля над ситуацией в республике и ущемление ее суверенитета. Почти все идущие в южнокавказской республике процессы, несмотря на кажущуюся серьезность, сводятся к банальному выживанию. Местное политическое поле делится аналитиками, по сути, на две части: первая (как и большая доля населения) кормится за счёт бизнеса, завязанного на Россию. Вторая (довольно незначительная количественно, но зато обильно спонсируемая) рассчитывает на дотации коллективного Запада и Турции. При этом обе стороны понимают, что Грузия пытается держаться на плаву, балансируя между интересами внешних игроков.

Вливания средств западных стран и Турции, даже весьма значительные (более 4,5 млрд долларов), обусловленные событиями 2008 года, восстановить экономику Грузии не смогли, а лишь удержали её от коллапса. Хотя и в этом основная заслуга принадлежит скорее России. И тогда, и сейчас Грузия получает доходы в основном именно оттуда: через бизнес, денежные переводы, туризм, торговлю. И именно приток российского капитала стал причиной и нынешнего роста экономики.

При этом торговые отношения между сторонами налажены давно, и их потеря явно ведёт к нестабильности и народному недовольству. Ведь основные предметы экспорта Грузии – это вина-воды, которые пользуются популярностью, но опять-таки на рынке РФ – с налаженной логистикой и отсутствием конкуренции с другими производителями.

Все это прекрасно понимают на Западе. Поэтому местные экономические проблемы там мало кого волнуют. Западные эмиссары предпочитают действовать в регионе не экономическими «пряниками», а политическими заманухами. Характерным примером последних являются, например, идущие буквально одно за другим заявления представителя внешнеполитической службы ЕС Петера Стано о готовности принять в свой состав Грузию «без оккупированных территорий» (т. е. Абхазии и Южной Осетии).

Провокатором выступает и президент Украины В. Зеленский, призвавший Грузию восстановить свою территориальную целостность, начав войну против тех же самых Абхазии и Южной Осетии. Глава киевского режима на саммите Объединенных экспедиционных сил в Швеции в октябре 2023 г. заявил, что для Тбилиси «новые перспективы в сфере безопасности появятся благодаря переменам в соседнем с Черноморским регионе Южного Кавказа… Особенно когда благодаря нашей защите от агрессии России откроются новые перспективы для Грузии восстановить свою территориальную целостность». Зеленский уже минувшей осенью назвал нынешнюю ситуацию в СНГ «историческим поворотом», подразумевая под этим в т. ч. возможности, открывающиеся для прозападных марионеток в Грузии, благодаря действиям ВСУ и НАТО против российского ВМФ и положению, к которому понемногу подводят Абхазию.

При этом западные кукловоды Зеленского исходят из того, что всю грязную и кровавую «силовую» часть работы должны взять на себя сами грузины. НАТО, на которую обычно возлагаются в подобных случаях надежды прозападных марионеток в верхах власти, постаралась «откупиться» от Грузии учебным центром еще в середине 2010-х гг. О том, что открытие недалеко от Тбилиси совместного с НАТО учебного центра нужно рассматривать именно как попытку альянса найти компромисс для Грузии, которой было неоднократно отказано в членстве в НАТО, заявил тогда, например, с немецкой прямотой канал Das Erste.

Причем правительство Германии и другие страны-участницы отказывали Грузии в членстве в НАТО, ссылаясь именно на конфликты в Южной Осетии и Абхазии. Тем не менее со второй половины минувшего десятилетия в Грузии действует военный центр НАТО, ориентированный на Черноморский регион, Кавказ и Закавказье. До начала СВО на Украине считалось, что Североатлантический альянс таким образом оказывает поддержку прозападным властям Грузии, не провоцируя при этом Россию на какие-либо ответные шаги. Однако, судя по вышеприведенным заявлениям Зеленского, с осени 2023 года ситуацию уже пытаются изменить.

При этом активность идет и по линии «главного силовика» ЕС – Франции, где эта страна НАТО на пару с другим членом блока Турцией сталкивают лбами в своих интересах Армению и Азербайджан, попутно втравливая в их конфликт Грузию. Не секрет, что Париж вооружает Армению против поддерживаемого Турцией подобным же образом Азербайджана. И делается это в т. ч. через территорию Грузии, президентом которой сегодня является гражданка Франции и экс-сотрудница французского МИД Саломе Зурабишвили.

Только в начале февраля этого года Армения получила через Грузию из Франции 24 бронемашины Bastion. К отправке готовятся еще не менее 26 автомобилей. Кроме того, Франция планирует в ближайшее время поставить в Армению три РЛС Ground Master GM 200 с дальностью действия 250 км и высотой обнаружения 24 км, а также ЗРК Mistral MK3 с дальностью действия 7,5 км и высотой 6 км. Заодно в ближайшее время Ереван намерен заменить камуфляж, униформу и многие военные машины своих ВС на натовские версии. Военную подготовку и организационную структуру также планируется переделать с помощью офицеров Франции и США.

Эти потуги режима Н. Пашиняна, активно пытающегося выйти из ОДКБ и притереться к НАТО, режим С. Зурабишвили пытается поддерживать по всем, так сказать, антироссийским фронтам. У этого гибридного взаимодействия есть и третий – азербайджанский – угол курируемой Анкарой «турецкой» части тройки» проекта ЕС «Восточное партнерство». Она связана с проектом Black Sea Energy, являющимся частью инициативы Евросоюза Global Gateway. Это масштабная международная программа развития инфраструктуры, предназначенная для противодействия китайскому аналогу «Один пояс, один путь».

Инвестиции для данной стратегической антипекинской инициативы Евросоюза должны предположительно составить более 300 млрд евро. Еврокомиссия уже выделила для Black Sea Energy более 2,3 млрд евро. Суть проекта заключается в том, что в ЕС хотят создать мост для передачи энергии с Кавказа в континентальную Европу, который соединит (для начала) электроэнергетические системы Азербайджана, Грузии, Румынии и Венгрии. Проект представлен как средство диверсификации энергоснабжения стран Европы.

Одной из частей энергомоста должна стать высоковольтная линия мощностью 3 ГВт, для которой планируется проложить электрический кабель по дну Чёрного моря. Президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен уже заявила, что этот кабель может превратить Грузию в центр поставок электроэнергии и интегрировать её во внутренний рынок электроэнергии ЕС.

Тбилиси как основной партнёр выбран не случайно. Преобладание гидроэнергетики в электроэнергетическом балансе страны делает её привлекательным активом в гонке за достижением т. н. нулевых выбросов углерода. Формально можно будет также заявить, что благодаря Грузии Европа получает только чистую энергию.

Все эти прожекты и заманухи в «светлое европейское будущее», которое якобы ждет грузин, армян и азербайджанцев где-то там, впереди, в экономическом плане здесь и сейчас направлены предельно четко и конкретно – на создание проблем русским и китайцам. В политическом плане Запад действует уже значительно грубее и жестче, т. к. имеет для этого подходящий инструмент в виде режима в Киеве.

Благодаря этому даже весьма комплементарно настроенный к ЕС и Западу премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе был вынужден недавно обвинить украинскую сторону в попытках вовлечь Грузию в конфликт с Россией. Это было сделано им еще до занятия премьерского кресла в связи с обнаружением 5 февраля грузинскими спецслужбами украинской взрывчатки, предназначенной для терактов на российской территории.

«Это ещё раз подтверждает то, о чём в открытую говорили чиновники украинского руководства, что они хотели, и наверное, и сейчас хотят открыть «второй фронт» в Грузии», – заявил И. Кобахидзе журналистам.

Эту взрывчатку планировалось перевезти из Одессы в Воронеж для осуществления терактов. За перевозкой стояли граждане Украины, Грузии и Армении. Организатором назван украинский депутат из Одессы от партии Зеленского Андрей Шарашидзе (именно таким же замысловатым путем ГУР Украины ранее осуществил подрыв Крымского моста).

Заявление И. Кобахидзе – это вовсе не позиция «пророссийского политика», а скорее изъявление воли представителей грузинского бизнеса. Деловые люди страны прекрасно помнят, чем грозит ухудшение отношений с Россией. Да и отголоски августа 2008 года дают о себе знать. Хотя «французский» президент С. Зурабишвили и стелется всячески перед Западом, стараясь найти во всем «русский след», обвиняя Россию во всех бедах и делая вид, что не понимает, какую пользу приносят Грузии даже т. н. релоканты, а тем более экономическое субсидирование грузинской экономики Россией.

Нечто похожее, к сожалению, все еще делает и сам И. Кобахидзе, предложивший правительственную программу, по которой Грузия продолжит углубление стратегического партнерства с США. Также в его программе, опубликованной на сайте парламента Грузии, говорится, что ее целью «является большее стимулирование экономики, поддержание стабильной и безопасной среды для каждого гражданина, укрепление демократических институтов и принятие эффективных шагов, необходимых для вступления Грузии в Европейский союз».

В то же время несомненным плюсом документа является декларация о том, что правительство И. Кобахидзе продолжит усилия по мирному урегулированию того, что местные политики опрометчиво называют «конфликтом с Россией».

Сергей Андриевский, политолог

Источник