Беспорядки в Исламабаде идут уже почти месяц. Массовые столкновения с полицией, погибшие, раненые, слезоточивый газ, резиновые пули, «коктейли Молотова», камни и периодически возобновляемый штурм парламента — вот будни пакистанского «майдана», стартовавшего 14 августа. Кому это выгодно?
Одно из наиболее масштабных столкновений в Исламабаде произошло 31 августа, в воскресенье. Тысячи сторонников оппозиции пытались штурмовать здание парламента. Штурмующие бросали в стражей порядка камни и кидали «коктейли Молотова», полиция отвечала слезоточивым газом и стрельбой резиновыми пулями. Печальный итог: двое (или трое) погибших и около пятисот раненых.
Демонстрантам удалось захватить здание национального телевидения Пакистана. Ранее, отмечает пресса, протестующие разгромили офис телеканала «PTV», где избили сотрудников. Позднее штаб-квартиру телеканала оцепили спецназовцы. Сейчас телеканал продолжает вещание.
Судя по накалу страстей, оппозиция отступать не собирается. Пять раундов переговоров ни к чему не привели.
Требования восставших известны: консолидировавшиеся силы «оппозиции» в виде сторонников Имрана Хана (лидера «Пакистанского движения за справедливость») и религиозного деятеля Тахира Кадри (руководителя «Народного движения Пакистана») выступают за отставку премьер-министра Наваза Шарифа. Последний традиционно обвиняется в коррупции. Также оппозиционеры считают, что прошлогодние выборы, в результате которых он пришёл к власти, были сфальсифицированы.
Беспорядки возникли потому, что Наваз Шариф в отставку уходить не собирается. К тому же его поддерживает большинство в парламенте.
Однако в противостоянии есть важный нюанс: оппозиция обращается к военным, а армия в Пакистане настроена по отношению к правительству Шарифа откровенно враждебно.
1 сентября стало известно, что полиция завела уголовные дела против лидеров оппозиции, организовавших протесты в Исламабаде, на которые вышло примерно 30 тысяч человек.
Имран Хан и Тахир Кадри были обвинены в госизмене, терроризме и актах вандализма. Хан в ответ пообещал своим сторонникам не отступать до тех пор, пока Шариф не уйдёт в отставку. Мало того, он призвал людей прорываться через баррикады и участвовать в протестах. По его словам, бог на стороне манифестантов.
«Бог хочет, чтобы мы противостояли полиции, — цитирует слова Хана «Голос Америки», — и вам нужно показать ту же самую решимость, которую вы продемонстрировали раньше, несмотря на массовые незаконные репрессии полиции против мирных демонстрантов».
Что касается реакции армии, то она, недовольная правительством, дала понять, что дальше будет лишь хуже. Командующий армией генерал Рахиль Шариф предупредил власть, что дальнейшее применение силы правительством «лишь усилит» политические волнения. Командующий, озвучивший «демократическую» позицию военных, выразил озабоченность в связи с политическим кризисом и насилием.
«Голос Америки» отмечает, что в результате действий полицейских несколько телеоператоров местных каналов получили травмы. Полицейские вытаскивали работников съёмочных групп из автофургонов и избивали их палками.
Однако правительственное совещание положительно оценило предпринятые полицией шаги по разрушению замыслов демонстрантов.
Тем временем, добавим к этому, беспорядками пользуются международные террористы из набирающей силы группировки «Исламское государство».
Боевики ИГ начали «кампанию» на северо-западе Пакистана. Пока они распространяют там листовки, написанные на языках пушту и дари и призывающие поддержать группировку. Аналитики считают, что ИГ вполне может распространить влияние на племенные территории, находящиеся близ афганской границы.
Джихадисты из «Аль-Каиды» тоже не сидят сложа руки. Беспорядки в Исламабаде и политическую нестабильность в Пакистане используют и они.
5 сентября в прессе прошли сообщения о том, что «Аль-Каида» готовится к созданию ячейки на Индостане. По сути, Айман аз-Завахири намерен вступить в конкуренцию с ИГ.
В видеообращении он заявил, что «Аль-Каида» намерена бороться за влияние в Пакистане, Индии и Бангладеш. По его словам, Индостан — историческая часть исламского мира. Полуостров лишь нужно освободить от европейских колонизаторов.
А есть ещё и талибы. Против них сейчас проводит операцию армия.
Аналитики поговаривают о том, что с целью стабилизации обстановки военные Пакистана могут пойти на решительные меры.
Такой сценарий вполне возможен, поскольку армия настроена к Шарифу враждебно. Если даже нынешние беспорядки удастся утихомирить путём переговоров и временных компромиссов, положение премьера во власти станет шатким. И в любой момент можно будет ожидать новых беспорядков.
Политической нестабильностью непременно воспользуются талибы, ИГ и «Аль-Каида», что ещё больше подточит правительство Шарифа.
Таким образом, если протесты в Пакистане играют на руку террористам, то премьер-министру они грозят положением Януковича. Очевидно, что «майдан» в Исламабаде в ближайшие дни не утихнет.
Обозревал и комментировал Олег Чувакин
— специально для topwar.ru