Занятые организацией государственного переворота на Украине Соединенные Штаты, по существу, проглядели развитие негативных для себя процессов на "своем", американском континенте, прежде всего, в Латинской Америке, где стремление к полной независимости от северного соседа приобретает все более реальный характер. Более того, в регионе усиливается стремление к тесному сотрудничеству с европейскими и азиатскими державами, в первую очередь, с Россией и Китаем.
Осознав свою оплошность, Вашингтон поспешил исправить ее. И начал с довольно неожиданного "хода", заявив о желании нормализовать наконец, отношения с Кубой, прерванные после кубинской революции 1959 года. Блокада "Острова Свободы", продолжавшаяся более полувека, никогда не встречала чрезмерного восторга в Латинской Америке, даже у таких верных союзников США, как Колумбия и Коста-Рика. А сейчас, когда, в южной части американского континента появились самостоятельные, полностью независящие от Вашингтона "игроки" - Аргентина, Бразилия, Венесуэла (не скрывающие своих симпатий к Кубе), продолжение антикубинской политики и вовсе стало анахронизмом. Осознание этой реальности, стремление использовать Кубу как плацдарм для распространения американского влияния в регионе и привело Белый дом к решению протянуть "руку мира" стране, на вождя которой – Фиделя Кастро – ЦРУ организовало за пять десятилетий почти 640(!) покушений.
Теперь об этой "черной странице" в истории американо-кубинских отношений в Вашингтоне предпочитают не вспоминать. Президент Обама заявил о готовности обменяться посольствами, вложить солидные инвестиции в кубинскую экономику, взаимовыгодную торговлю, облегчить визовый режим, разрешить использовать американские кредитные карты на территории Кубы. В США, видимо, рассчитывают, учитывая преклонный возраст кубинских лидеров, на достаточно скорую смену руководства этой страны и стремятся изменением своей политики завоевать симпатии тех представителей молодого поколения, кто придет на смену Фиделю и Раулю Кастро и их соратникам.
Не забывают в Вашингтоне и о старом, давно известном политическом принципе – "разделяй и властвуй". Нормализацией отношений с Кубой США хотят разбить альянс стран Латинской Америки и Карибского бассейна (ALBA - Боливарианский альянс народов Америки), членом которого является главный на сегодня континентальный враг США – Венесуэла.
И все же главное, чего опасаются в Вашингтоне и что заставило Белый дом взять курс на нормализацию отношений с Кубой, это, очевидно, стремление противостоять быстро растущему влиянию России и Китая на американском континенте. Укрепление позиций Москвы и Пекина в Латинской Америке представляется вашингтонским политикам настоящим кошмаром, которого ни в коем случае нельзя допустить и с которым надо бороться любыми способами. Ведь Россия, по существу, уже вернула утраченные в 90-х годах свои позиции в Кубе, где до сих пор с благодарностью вспоминают о той поддержке и помощи, которую оказывал "Острову Свободы" все долгие годы жесткой американской блокады Советский Союз. Россия списала Кубе 90% долгов этой страны, остававшихся еще со времен СССР, и этот шаг, конечно, был по достоинству оценен кубинским руководством.
Серьезную тревогу вызывают в Вашингтоне и крепнущие связи Москвы со странами Южной Америки, прежде всего, с Бразилией, Аргентиной и Венесуэлой. Соединенные Штаты не смогли помешать созданию БРИКС – организации, включающей в себя Бразилию, Россию, Индию, Китай и Южноафриканскую республику, авторитет которой быстро растет вместе с ростом экономических возможностей. А они, по оценкам экспертов, очень велики.
Основательный геополитический удар (который писатель Александр Проханов не без оснований назвал мощной геостратегической "бомбой") по интересам Соединенных Штатов наносит и принятое недавно решение о сооружении Китаем совместно с российскими компаниями Никарагуанского канала, соединяющего два океана – Атлантический и Тихий. Он будет длиннее, шире и глубже, чем знаменитый Панамский канал, построенный сто лет назад, контролируемый США и приносивший в течение века американским компаниям фантастические прибыли. Кроме того, обсуждается возможность размещения в Никарагуа российской военно-морской базы для охраны канала, и это, естественно, тоже заставляет нервничать Белый дом.
Словом, налицо растущая активность России и Китая в Центральной и Южной Америке, особенно заметная на фоне очевидного падения влияния США в этом регионе. В этой ситуации взятый Вашингтоном курс на нормализацию отношений с Кубой – очевидная попытка исправить столь неблагоприятно складывающуюся для Соединенных Штатов ситуацию, вернуть утраченное влияние на американском континенте, хозяином которого они долгие годы себя считали и сохранили эти имперские амбиции и по сей день. И как оказывается, напрасно, потому что сегодня им придется смириться с совершенно другой, разительно отличающейся от прежней реальностью.