Частная компания «Stratfor» выложила в открытый доступ очередной стратегический прогноз. Он касается ближайшего десятилетия и носит название «Decade Forecast: 2015-2025». Аналитики уже назвали его «леденящим душу прогнозом». Как известно, все пророчества этой компании ставят на первое место «непреходящую силу Соединённых Штатов» (выражение «Stratfor»). При этом уточняется, что мнение экспертов коренится не в патриотизме и тем более не в шовинизме. Дело в том, что сама модель «Stratfor» строится на принятии той точки зрения, согласно которой Соединённые Штаты в мире неизменно лидируют.
В отчёте «Stratfor», появившемся наконец в свободном доступе, сведены некоторые прогнозы на десятилетие. Похоже, в этом документе компания впервые отступилась от традиции и перестала признавать неизменность американского лидерства. По крайней мере, речь идёт об ослаблении США и о их нежелании доминировать и учинять политическое и военное «вмешательство». Прогноз по США стоит в документе в самом конце, но мы позволим себе с этого раздела начать.
Соединённые Штаты — это более 22 процентов мировой экономики. США, как и прежде, доминируют в мировом океане и имеют значительную межконтинентальную военную силу. Однако теперь сила США будет ослабевать.
Наибольшее преимущество США — замкнутость экономики. Страна экспортирует всего 9 процентов своего ВВП, причём около 40 процентов экспорта идёт в Канаду и Мексику. Лишь около 5% ВВП подвержены «капризам мирового потребления». Таким образом, неопределённость, подобная той, что имеет место в Европе, России и Китае, не грозит стать для Вашингтона «неуправляемой проблемой».
Кроме того, Соединённые Штаты изолированы от импортных ограничений. В отличие от 1973 года, когда арабское нефтяное эмбарго влияло на американскую экономику, нынешние Соединённые Штаты — крупный производитель энергоресурсов.
Американцы извлекли выгоду из глобальных кризисов: территория их страны стала убежищем для мирового капитала. Если в Китае, Европе и России происходит отток капитала, то деньги идут в США. Это приводит к снижению процентных ставок и подъёму фондовых рынков. Воздействие банковского кризиса в Европе на экономику США имеется, однако оно далеко не столь существенно, как могло бы быть лет 10 назад.
Иные эксперты боятся, что Китай заберёт «свои деньги с американского рынка». Однако это неверно: мгновенный увод средств невозможен. Объяснить это легко: вкладывать деньги больше некуда. Поэтому, несмотря на колебания американской экономики и рынков, Соединённые Штаты всё же пока останутся стабильным островком в международной системе.
Тем не менее, стабильности в Америке будет поменьше. Американцы столкнулись ныне со многими трудностями в управлении. Мировая система уже не контролируется ими в той мере, как раньше. Поэтому, считают эксперты, в следующем десятилетии США станут подходить более избирательно к вопросам политического вмешательства, а тем более вмешательства военного.
В другом разделе освещается борьба с «джихадистами». По мнению экспертов, финансирование США войны с боевиками продолжится, однако, увы, это не означает, что исламистская воинственность будет устранена. Исламисты будут предпринимать новые атаки, и некоторые из них окажутся удачными.
К 2020 году две крупные войны на Ближнем Востоке всё же пойдут на убыль, если только ситуация в Иране будет контролироваться.
Ещё один пункт в предсказаниях аналитиков — проблемы в Европе.
Демографическая ситуация там такова, что ЕС окажется под угрозой «серьёзной деформации». Институты ЕС, вероятно, выживут, но эксперты сомневаются, что они будут работать эффективно. Главной политической тенденцией станут расхождения международных решений с местным национализмом. Эксперты говорят о противоречиях в экономических, социальных и культурных направлениях. Элиты Европейского союза окажутся под усиливающимся давлением со стороны широких слоёв населения. В итоге европейские отношения будут «всё более и более непредсказуемыми и нестабильными».
Европейский союз «никогда не вернётся к своему предыдущему единству». Если он вообще выживает, он будет действовать в ограниченном и фрагментарном виде.
Брюссель будет не в состоянии решить свою основную задачу: зона свободной торговли окажется под вопросом. ЕС уже сегодня расколот по меньшей мере на две части. Средиземноморская Европа и такие страны, как Германия и Австрия, имеют совершенно разные модели поведения и потребности, считают аналитики. Ни один политик не может отвечать интересам всех стран Европы. Это было основной проблемой с самого начала, считают эксперты, но теперь этот вопрос обострился до крайности. «Что хорошо для одной части Европы, то плохо для других».
Авторы насчитали четыре фрагмента будущей Европы: Средиземноморская Европа, Германия и Австрия, Восточная Европа, озабоченная проблемами с Украиной и Россией, и Великобритания со скандинавскими государствами.
Тенденции фрагментации и раскола будут продолжаться. Европейский союз может выжить в каком-то смысле, но европейские экономические, политические и военные отношения будут регулироваться прежде всего с помощью двусторонних или многосторонних отношений, которые вряд ли будут считаться обязательными. ЕС ждёт «модификация».
Германии авторы пророчат «серьёзный экономический разворот». Дело в том, что Германия «чрезвычайно уязвима». Это четвёртая по величине экономическая держава в мире, но её положение зависит от экспорта. Экономика Германии ориентирована на экспорт и потому зависит от желания своих покупателей и их покупательской способности. Другими словами, экономика Германии является заложником экономического благосостояния и конкурентной среды, в которой она действует.
Эксперты сулят Германии широкий экономический спад, который приведёт к национальному социальному и политическому кризису. В итоге роль Германии в Европе в течение ближайших 10 лет снизится.
В результате в следующем десятилетии усилится Польша, которая станет «региональной державой». Польша окажется в самом центре экономического роста и политического влияния.
Польше, кроме того, не грозят острые демографические проблемы: её население, вероятно, тоже сократится, но темпы сокращения будут, скорее всего, «гораздо меньше, чем в других европейских странах». Польша придёт к положению доминирующей силы в Европе.
Что касается внешней политики, то в будущем авторы видят Польшу лидером антироссийской коалиции, в которую войдёт и Румыния. Во второй половине десятилетия этот союз сыграет важную роль «в изменении российских окраин» и «поиске утерянных территорий».
Москва будет ослабевать, и поэтому новый союз окажется доминирующей силой в Беларуси и на Украине, его влияние распространится «и дальше на восток». Это тоже будет способствовать дальнейшему укреплению Польши.
Кроме того, поляки выиграют от стратегического партнёрства с Соединёнными Штатами, считают аналитики.
Что касается России, то она попытается обезопасить себя от того, что грозит ЕС, в первую очередь от демографического спада. Кремль попытается перейти от экспорта сырья к товарному производству, двигаясь вверх по цепочке создания стоимости, дабы укрепить свою экономику. Нынешние демографические возможности уже позволяют стране сделать это.
Кроме того, Россия будет стремиться к реинтеграции бывших советских республик — это тоже позволит решить демографическую проблему, а заодно расширить рынок.
Нынешняя конфронтация с Россией из-за Украины останется центральным вопросом для международной системы в течение следующих нескольких лет. Вместе с тем авторы доклада не думают, что РФ «сможет существовать в своём нынешнем виде в течение всего десятилетия». Россия слишком зависима от экспорта энергоносителей, цены на которые колеблются. «Неспособность России превратить свои доходы от торговли энергоресурсами в систему самоподдерживающейся экономики делает страну уязвимой к колебаниям цен. И никакой защиты против этих рыночных сил нет». Всё это делает попытки Москвы по поддержанию институциональных отношений с партнёрами шаткими. Эксперты прогнозируют «существенное ослабление власти Москвы», что «приведёт к формальной и неформальной фрагментации России». Регионы будут противостоять Москве, создавая «неформальные и формальные автономные образования». Экономические связи, соединяющие российскую периферию и Москву, «начнут рваться». Авторы не считают, что вспыхнет «восстание против Москвы», однако Москва сама продемонстрирует свою неспособность управлять Российской Федерацией. Вероятно, в образовавшемся политическом вакууме «будут существовать отдельные фрагменты Российской Федерации».
Это создаст наибольший кризис в следующем десятилетии. Россия располагает ядерными силами, которые рассредоточены по всей её территории. Если Москва ослабеет, на повестке дня встанет вопрос о том, кто будет контролировать российские ракеты и гарантировать их неприменение. Это станет «серьёзным испытанием для Соединённых Штатов».
Наступивший исторический период докладчики характеризуют как время упадка национальных государств, созданных когда-то Европой в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Власть там берут вооружённые группировки, которые не могут ни победить своих противников, ни оказаться побеждёнными. Соединённые Штаты готовы будут применить воздушную мощь и ограниченные сухопутные силы, однако они «не смогут или не захотят навязывать урегулирование».
В результате усилится Турция. Её южная граница уже сейчас уязвима. В указанном десятилетии Турция «будет медленно втягивается в бои». Спустя несколько лет Турция выступит как «основа региональной власти». Усилится турецко-иранская конкуренция. Эта конкуренция будет расти со временем, однако Анкара будет держать свои двери открытыми для работы с Ираном и Саудовской Аравией («по мере необходимости»). Независимая и динамичная Турция «будет в центре».
Китаю авторы доклада сулят резкий спад темпов экономического роста. Тоже самое светит экономике Японии и других стран Восточной Азии. Экономический рост придёт в соответствие с нормой прибыли на капитал; в итоге финансовые системы азиатов придут в равновесие. Правда, на пути к этому китайцам придётся пройти через социальную и политическую напряжённость.
Китай уже завершил свой цикл высокого роста, характерный для страны с низким уровнем заработной платы. КНР вступила в новую фазу, отличающуюся гораздо более медленным ростом. Китай по-прежнему будет одной из основных экономических сил на планете, но не будет динамичным двигателем глобального роста, каким был ранее.
Былую китайскую роль возьмут на себя «посткитайские» государства — страны Юго-Восточной Азии, Восточной Африки и Латинской Америки (всего таких государств 16, см. на карте).
Китай не будет реализовывать агрессивную военную политику.
Что до вероятного претендента на доминирующее положение в Восточной Азии, то им останется Япония — «и из-за своего географического положения, и потому, что сохранит статус крупнейшего импортёра».
Япония также имеет все ресурсы для того, чтобы построить крупный военно-морской флот.
Борьба за островки в морях не станет основной проблемой в регионе. Скорее всего, все «старые игры» и «игроки» сохранятся.
На всё это будет глядеть Белый дом. В течение десятилетия Соединённые Штаты «останутся подавляющей, хоть уже и не всесильной, военной державой в мире». Мало того, США «будут производить 25% мирового богатства каждый год».
Как справедливо замечает аналитик А. Розен («Business insider»), «Stratfor» считает, мир через 10 лет окажется очень опасным местом. Крупным странам грозит период хаоса и упадка, а власть США будет ослабевать…
Таким образом, добавим в заключение, к 2025 году жизнь на планете окажется куда более нестабильной и трудной, нежели в 2015 году. Если верить экспертам «Stratfor», то в региональные лидеры выбьются Турция и Польша, а вот Германия и ЕС в целом существенно ослабнут. Зашатается и китайский колосс, которому грозит внутренняя «напряжённость». Что касается США, то они начнут избегать политического и военного вмешательства в дела других государств. Гегемон одряхлеет…
— специально для topwar.ru