Мигрантский маршрут

Январь 2014 года. Пассажирский поезд 320-й Москва-Душанбе. Сезонный график – 3 выезда из Москвы в неделю, столько же выездов из столицы Таджикистана в Москву. Цена плацкартного билета – около 7,5-8 тыс. рублей. Цена места в купейном вагоне – на 25-30% выше. Большого спроса среди пассажиров поезд не находит. Если купейные вагоны заполнены процентов на 80%, то плацкартные идут почти пустыми – по 300-400 свободных мест, что для такого поезда ещё несколько лет назад было трудно себе представить. Люди ехали в Москву и обратно, занимая не только все имеющиеся регламентированные места в вагонах, но и (всеми правдами и неправдами) чуть ли не «третьи» полки вагонных отсеков, невзирая на время года, температуру «за бортом», экономические кризисы и прочие детали. 

Об особенностях одного из главных «мигрантских маршрутов» беседуем с проводником Айдаром. По его словам, сказываются не только сезонные, но и другие причины того, что поезда идут полупустыми. Одна из названных сотрудником ТЖД причин касается того, что поезд на пути следования пересекает несколько границ (российско-казахстанскую, казахстанско-узбекскую, узбекско-туркменскую, через несколько километров уже туркменско-узбекскую и только потом границу Таджикистана. Каждая «встреча» поезда с границей сопровождается, естественно, рейдами пограничных служб различных государств. При этом, если верить словам таджикского проводника, за последний год пограничный контроль вместе с сопутствующими проверками со стороны миграционных, санитарных, антинаркотических и прочих служб существенным образом ужесточился. Примечательно то, что наиболее жёсткий контроль поезда, закреплённого за компанией «Таджикские железные дороги», ведётся не со стороны российских проверяющих служб, как можно было бы предположить, а со стороны среднеазиатских соседей Таджикистана. Наибольшее усердие проявляется, со слов проводника, - на узбекской границе. Видимо, своеобразная миграционная конкуренция, в которой некоторое преимущество за счёт географической близости к Российской Федерации и необходимости прохождения поездов ТЖД через свою территорию перед Таджикистаном имеет Узбекистан. 

Из четырёх суток, в течение которых продолжается железнодорожное «путешествие» рядового таджикского мигранта, около суток поезд проводит «в режиме» ожидания – машинисты ждут, когда свою работу выполнят все перечисленные выше структуры.

Проводник 320-го пассажирского поезда обращает внимание на состояние состава. Честно говоря, на это состояние внимание обращается само собой после первых же шагов в вагоне. На окнах почти полностью отсутствует резиновый уплотнитель, над центральным проходом и внутри вагонных отсеков редко встречаются пластиковые плафоны – вместо них с потолка угрожающе нависают «голые» лампы и перепутанные провода. Металлические заслонки в туалетных отсеках погнуты или отсутствуют вовсе, вагонные «аксессуары», в которых обычно пассажиры размещают свои вещи над полками, вырваны с корнем, частично разрезана обивка полок. Первое впечатление – относительно новый вагон просто «убит» пассажирами. 

Мигрантский маршрут

Окно вагона с вырванным уплотнителем

Выясняется интересная деталь: «убиваются» вагоны примерно в 2-3-летний срок после капитального ремонта или непосредственного начала эксплуатации именно на этом маршруте не только чрезмерно активными действиями некоторых пассажирами, но и представителями проверяющих органов сразу пяти государств: непосредственно Таджикистана, Узбекистана, Туркмении, Казахстана и Российской Федерации. Главная цель – естественно, поиск наркотических средств и взрывчатых веществ в любых местах, где такие средства и вещества можно было бы разместить. Маршрут поезда пролегает по весьма, скажем так, специфическим территориям, а потому каждый новый пункт таможенного контроля сулит свои «перетряхивания» состава и его «обитателей». 

Очевидно, что тотальная проверка «мигрантского экспресса» - мера вынужденная, большинство пассажиров ситуацию прекрасно понимают, и о каком-то массовом ропоте речи не идёт. Да и есть ли смысл роптать людям, которые уже привыкли получать доход за пределами своего родного государства. Ропота нет, особенно когда у мигранта появляется выбор. В чём такой выбор? 

Дело в том, что вместо 4 суток «захватывающего» путешествия в вагоне, в котором даже после хорошей протопки холодный ветер гуляет «как у себя дома», а наледь на окнах может появляться и с внутренней их стороны, среднестатистический таджикский мигрант выбирает несколько часов лёта. Сегодня из российской столицы в столицу Таджикистана и обратно ежедневно отправляются по 7-8 авиарейсов. И авиационные борты в отличие от железнодорожных вагонов трудовыми (законными и незаконными) мигрантами забиваются, что называется, под завязку. Цена авиабилета из Душанбе в Домодедово или Внуково составляет в среднем около 10-11 тысяч рублей, что ровно столько же, во сколько оценивается билет на место в купейном вагоне. 

Проводник Айдар утверждает, что даже куда более дорогие авиабилеты (по цене 18-20 тысяч рублей) раскупаются достаточно активно в отличие от железнодорожных билетов именно потому, что пассажиры, цитата: «не хотят связываться с таможенниками» - здесь фактически одна проверка – а далее полёт над всеми границами без мигрантских «потрясений». При этом он отмечает, что платёжеспособность у многих таджикских мигрантов увеличилась, и многие перестали откровенно скряжничать, предпочитая купить билет на самолёт, нежели четверо суток трястись в оборванном вагоне. На вопрос о том, много ли «запрещёнки» находят представители проверяющих служб во время осмотра поезда, проводник, немного помолчав, ответил: «Обычно ничего не находят, потому что вся эта запрещёнка уже давно другими маршрутами идёт туда-обратно». Какими именно маршрутами? – промолчал…

Для справки: по итогам 2013 года в поезде «Душанбе-Москва» оперативные службы изъяли более 100 кг наркотиков.

Выходит, на «другие маршруты» переходят не все…

В момент беседы, когда поезд находился на территории Рязанской области, в вагон вошли сотрудники ФМС и потребовали у 12-ти пассажиров с таджикскими паспортами предъявить регистрационные документы. У двоих пассажиров документы, разрешающие пребывание на территории Российской Федерации, оказались просроченными примерно на месяц, и сотрудники ФМС после долгих препирательств со стороны гостей из «солнечного» Таджикистана увели последних с собой. 
Самир (так назвал себя один из пассажиров поезда) на вопрос о том, что теперь будет с «уведёнными», ответил, что либо их оштрафуют, либо, цитата: «договорятся по-братски». Примерно через полчаса мигранты снова оказались на своих местах, неохотно поведав о том, что это только начало, и что куда сложнее дела пойдут при проверке документов транспортной милицией Узбекистана. На вопрос о том, что же заставило их остаться в России ещё на месяц (после того, как истёк разрешённый срок пребывания) один из фактических нарушителей российского законодательства с улыбкой ответил: «Новый год»... 

Размышляя над тем, что ожидает поезд при проверке узбекскими транспортными милиционерами, проводник заметил, что скоро, цитата: «всё будет лучше». В 2015 году планируется реализовать проект по строительству железнодорожной ветки между Таджикистаном и Туркменией через северный Афганистан – в обход Узбекистана. 

Мигрантский маршрут

На вопрос, не проще ли решить приграничные вопросы с Узбекистаном, проводник Айдар округлил глаза, заявив, что сейчас договориться с Ташкентом просто невозможно – с Афганистаном договориться проще. Вопросы безопасности, судя по всему, в этом случае никто во внимание не берёт, хотя в текущем году должен состояться масштабный вывод контингента ISAF из Афганистана и будущее властей этой страны – под большим вопросом.

Проводник заметил, что как только железная дорога через афганскую территорию будет построена, цены на билеты существенно снизятся (Узбекистан в нынешнем году, по словам того же Айдара, поднял транзитный сбор на 50%), как сократится и время путешествия, в связи с чем таджикские пассажиры снова массово «вернутся» в поезда. 

Волнуют ли «терзания» таджикских мигрантов в поездах в Россию и из России жителей самой Российской Федерации? Волнуют лишь в том ключе, насколько чётко в отношении мигрантов будет работать наше законодательство, и насколько чётко гастарбайтеры готовы это законодательство соблюдать. Если верить губернатору Подмосковья Андрею Воробьёву, то в одной только Московской области сегодня проживают и ведут ту или иную деятельность около полутора миллиона нелегальных мигрантов. Это люди с просроченными миграционными картами, отсутствием разрешения на работу, лица, «потерявшие» документы. В целом по России число «трудовых нелегалов» оценивается примерно в 3,5 миллиона человек (данные ФМС). 

С 1 января в РФ действует новый закон, согласно которому «безвизовый» мигрант имеет право пребывать на территории России в течение не более 90 дней. После этого он должен покинуть Российскую Федерацию, а вернуться в РФ он сможет лишь по истечении 6-месячного срока. В Федеральной миграционной службе считают, что мера позволит выстроить заслон для нелегальных приезжих нелегалов. Остаётся надеяться на то, что этот закон – не просто бумага…
Автор: Володин Алексей
Источник: topwar.ru